Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания




Описание показателей оценивания компетенций и оценочных средств

Код компетенции Уровень сформированности компетенции Показатели оценивания компетенций (результаты обучения) Форма промежуточной аттестации, оценочные средства
ОПК – 1 Базовый знает основные юридические понятия и категории; умеет применять имеющиеся знания основных юридических понятий и категорий при характеристике муниципально-правовых отношений; владеет юридической терминологией, понятийным аппаратом муниципального права Экзамен (зачет). Теоретические вопросы и практические задачи (проблемные ситуации) к экзамену (зачету); задания для контрольной работы
Средний знает сущность и содержание основных юридических понятий и категорий, институтов, применительно к муниципальному праву; умеет объяснять сущность и содержание основных юридических понятий и категорий применительно к муниципальному праву; давать характеристику субъектов муниципально-правовых отношений, раскрывать особенности их правового статуса; владеет навыками применения на практике знаний о сущности основных понятий и категорий муниципального права
Повышенный знает сущность и содержание правовых статусов субъектов муниципальных правоотношений; умеет выявлять неправильное применение на практике норм муниципального права, корректировать собственное профессиональное поведение; владеет навыками сравнительной характеристики муниципально-правовых отношений, складывающихся на практике
ПК – 4 Базовый знает теоретические основы применения муниципального права; нормы, регулирующие правоприменительную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления; умеет избирать из массива муниципальных правовых норм соответствующие нормы применительно к конкретной ситуации; владеет навыками квалифицированного применения нормативных актов Экзамен (зачет). Теоретические вопросы и практические задачи (проблемные ситуации) к экзамену (зачету); задания для контрольной работы
Средний знает приемы и способы преодоления и восполнения правовых пробелов, разрешения коллизий в регулировании муниципальных правоотношений; умеет аргументировать выбор правовой нормы, анализировать правоприменительную практику; владеет навыками реализации положений действующего законодательства в соответствии с видом юридической деятельности, с учетом особенностей осуществления местного самоуправления на определенной территории
Повышенный знает причины возникновения правовых пробелов и коллизий в регулировании правоотношений на муниципальном уровне; умеет аргументировать выбор правовой нормы, анализировать правоприменительную практику органов и должностных лиц местного самоуправления в ситуации наличия правого пробела или коллизии; владеет навыками восполнения пробелов и разрешения правовых коллизий
ПК – 5 Базовый знает понятие, виды и способы толкования нормативных актов, регулирующих осуществление местного самоуправления, понятие и виды актов толкования права; умеет использовать различные способы токования норм прав при анализе текста правового акта, регулирующего осуществление местного самоуправления; владеет навыками уяснения содержания норм муниципального права Экзамен (зачет). Теоретические вопросы и практические задачи (проблемные ситуации) к экзамену (зачету); задания для контрольной работы
Средний знает сущность и значение толкования нормативных актов, отличие актов толкования права от иных правовых актов; умеет выявлять сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; владеет навыками уяснения и разъяснения содержания норм муниципального права с использованием различных приемов и способов толкования права
Повышенный умеет анализировать акты официального толкования, разъяснять их содержание применительно к муниципальным правовым отношениям; владеет навыками разъяснения и применения актов официального юридического толкования при осуществлении местного самоуправления
ПК – 26 Базовый знает систему и виды органов местного самоуправления в Российской Федерации; умеет определять компетенцию органов местного самоуправления; владеет навыками осуществления профессиональной деятельности во взаимодействии с органами местного самоуправления, с муниципальными органами охраны общественного порядка Экзамен (зачет). Теоретические вопросы и практические задачи (проблемные ситуации) к экзамену (зачету); задания для контрольной работы
Средний знает основные положения действующего российского законодательства по вопросам взаимодействия сотрудников УИС с органами местного самоуправления; умеет выстроить профессиональное взаимодействие с представителями органов местного самоуправления; владеет навыками осуществления профессиональной деятельности во взаимодействии с территориальными органами самоуправления
Повышенный знает особенности участия органов и должностных лиц местного самоуправления в осуществлении общественного контроля за деятельностью УИС; умеет определять возможности и правовые пределы взаимодействия органов, учреждений УИС с органами местного самоуправления; владеет навыками организации взаимодействия с органами местного самоуправления

Описание шкалы и критериев оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Критерии оценки формулируются применительно к каждой форме промежуточного контроля по дисциплине.

Критерии оценки экзамена формулируются в соответствии со шкалой:

«2» (неудовлетворительно) –компетенция не сформирована: « не знает, не умеет » « допускает грубые ошибки ».

Обучающийся имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине; не способен аргументированно и последовательно его излагать, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на задаваемые преподавателем вопросы или затрудняется с ответом; не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой.

Повышенный уровень:

«5» (отлично)– « знает и выполняет полностью ».

Обучающийся показывает всесторонние и глубокие знания программного материала, знание основной и дополнительной литературы; последовательно и четко отвечает на вопросы билета; уверенно ориентируется в проблемных ситуациях; демонстрирует способность применять теоретические знания для анализа практических ситуаций, делать правильные выводы, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала; подтверждает полное освоение компетенций, предусмотренных программой.

Претендующий на отличную оценку обучающийся должен продемонстрировать высокий уровень владения юридической терминологией, ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Ответы должны отличаться безупречной логикой изложения, аргументированностью, грамотностью и ясностью. Экзаменуемый должен продемонстрировать глубокие и всесторонние знания по дисциплине, грамотное использование приобретенных умений и навыков при решении практического задания.

Средний уровень:

«4» (хорошо) – «знает основные понятия, выполняет в соответствии с основными требованиями».

Обучающийся показывает полное знание программного материала, основной и дополнительной литературы; дает полные ответы на теоретические вопросы билета и дополнительные вопросы, допуская некоторые неточности; правильно применяет теоретические положения к оценке практических ситуаций; демонстрирует хороший уровень освоения материала и в целом подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой. Допускаются отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторая неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.

Базовый уровень:

«3» (удовлетворительно) – «частично знает и умеет».

Обучающийся показывает знание основного материала в объеме, необходимом для предстоящей профессиональной деятельности; при ответе на вопросы билета и дополнительные вопросы не допускает грубых ошибок, но испытывает затруднения в последовательности их изложения; не в полной мере демонстрирует способность применять теоретические знания для анализа практических ситуаций, подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой на минимально допустимом уровне.

 

Критерии оценки зачета формулируются в соответствии со шкалой:
«не зачтено» – «не знает, не умеет» «допускает грубые ошибки»;

Оценка «незачтено» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему на экзамене недостаточный, ниже базового, уровень сформированности проверяемых компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, отсутствие необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, не сформулировавшему ответы на теоретические вопросы, либо давшему ответы, содержащие принципиальные ошибки, не сумевшему выполнить практическое задание, либо выполнившему его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, что является препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.

Базовый уровень: «зачтено» – с различной степенью полноты знает основные понятия, выполняет в соответствии с основными требованиями, не допускает грубых ошибок».

Обучающийся, претендующий на оценку «зачтено», должен сформулировать правильные ответы на теоретические вопросы и практическое задание, продемонстрировать высокий уровень владения юридической терминологией, ответить на дополнительные (уточняющие) вопросы, продемонстрировав при этом хорошие знания, грамотное использование умений и навыков, допускаются отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторая неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.

Критерии оценки контрольной проверочной работы формулируются в соответствии со следующей шкалой.

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, показавшему уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой, не ниже базового. Основное содержание вопросов раскрыто, использованы источники и литература по теме вопроса. В работе могут содержаться неточности, которые в целом не влияют на изложение материала и не содержат грубых ошибок. Работа соответствует правилам оформления.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, не продемонстрировавшему базового уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой. Не раскрыто основное содержание материала, обнаружено незнание основных положений и нормативных правовых актов по теме. Присутствуют грубые ошибки или ответ на задание отсутствует. Работа не соответствует правилам оформления.

По указанным критериям оценивается достижение показателей по каждой компетенции, заявленной в рабочей программе дисциплины.

Итоговая оценка по дисциплине определяется как среднее арифметическое результатов оценивания каждой из проверяемых компетенций.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Примерные теоретические вопросы, включаемые в экзаменационные билеты при проведении промежуточной аттестации:

1. Раскройте понятие муниципального права как отрасли права. Охарактеризуйте предмет и систему данной отрасли. Назовите особенности муниципального права как комплексной отрасли.

2. Раскройте понятие нормы муниципального права, охарактеризуйте их особенности. Перечислите виды норм муниципального права.

3. Сформулируйте понятие «источник муниципального права». Дайте характеристику системы источников муниципального права.

4. Дайте характеристику муниципального права как отрасли научных знаний.

5. Раскройте понятие и основные принципы местного самоуправления.

6. Определите и раскройте место местного самоуправления в системе институтов конституционного строя.

7. Раскройте понятие местного самоуправления и его природу. Дайте характеристику общественной и государственной сущности местного самоуправления.

8. Перечислите разновидности муниципальных систем в зарубежных странах, дайте их краткую характеристику, указав на особенности.

9. Дайте характеристику управления на местах в России до 1864 года.

10. Дайте характеристику учреждения и развития земского и городского самоуправления в России. Раскройте систему земских и городских органов, порядок их формирования и полномочия

11. Дайте характеристику советской доктрины и практики местного самоуправления.

12. Охарактеризуйте реформы местной власти конца XX – начала XXI вв. Назовите основные черты реформы местного самоуправления 2003 года.

13. Перечислите федеральные законы и международно-правовые акты о местном самоуправлении. Классифицируйте их.

14. Дайте характеристику законодательства субъектов о местном самоуправлении.

15. Раскройте понятие «муниципальные правовые акты» Классифицируйте данные источники муниципального права и охарактеризуйте названные виды.

16. Определите термин «устав муниципального образования». Дайте характеристику структуры устава муниципального образования, раскройте порядок принятия и внесения изменений в устав.

17. Раскройте понятие «территориальные основы местного самоуправления», Сформулируйте основные принципы территориальной организации местного самоуправления.

18. Раскройте понятие и охарактеризуйте признаки муниципального образования. Укажите виды муниципальных образований.

19. Раскройте основные принципы определения территории и границ муниципальных образований. Укажите условия и порядок изменения границ.

20. Назовите виды и раскройте основные правила преобразования муниципального образования.

21. Дайте характеристику процедур создания поселений на межселенных территориях и упразднения муниципальных образований.

22. Дайте характеристику представительной и непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

23. Дайте характеристику форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

24. Раскройте понятие и особенности местного референдума. Охарактеризуйте порядок его проведения.

25. Раскройте понятие и охарактеризуйте правовые основы муниципальных выборов. Назовите субъектов избирательного процесса.

26. Дайте характеристику избирательного процесса и его стадий при муниципальных выборах.

27. Охарактеризуйте территориальное общественное самоуправление: раскрыв понятие, указав законодательное регулирование и порядок организации.

28. Раскройте понятие обращений граждан в органы местного самоуправления. Перечислите виды обращений. Назовите порядок реализации права на обращение в органы местного самоуправления.

29. Сформулируйте понятие народной правотворческой инициативы, укажите законодательное регулирование, охарактеризуйте порядок реализации.

30. Охарактеризуйте сходы, собрания, конференции граждан, публичные слушания как формы непосредственного решения населением вопросов местного значения.

31. Раскройте понятие и охарактеризуйте структуру органов местного самоуправления, общие принципы их организации и функционирования.

32. Укажите виды органов местного самоуправления. Назовите особенности каждой из групп.

33. Дайте общую характеристику представительного органа муниципального образования. Назовите порядок его формирования и функционирования.

34. Дайте характеристику особенностей правового статуса главы муниципального образования.

35. Дайте общую характеристику местной администрации как органа местного самоуправления: структуры, порядка формирования и функционирования.

36. Охарактеризуйте особенности правового статуса главы местной администрации.

37. Раскройте основные характеристики контрольного органа муниципального образования. Выявите его особенности. Укажите иные органы, формируемые на местах.

38. Дайте характеристику правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

39. Дайте понятие, раскройте принципы и правовое регулирование муниципальной службы. Укажите понятие и виды муниципальных должностей.

40. Охарактеризуйте поступление на муниципальную службу и прохождение муниципальной службы. Назовите правовые основы и общий порядок проведения аттестации муниципальных служащих.

41. Раскройте правовой статус муниципального служащего. Перечислите права, обязанности, ограничения и запреты, установленные для муниципальных служащих.

42. Раскройте понятие и структуру компетенции местного самоуправления.

43. Дайте общую характеристику предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

44. Дайте характеристику распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

45. Охарактеризуйте наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

46. Охарактеризуйте компетенцию органов местного самоуправления.

47. Сформулируйте понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. Назовите их состав.

48. Раскройте понятие и состав муниципальной собственности. Перечислите полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью.

49. Сформулируйте понятие и раскройте структуру местного бюджета. Охарактеризуйте доходы местных бюджетов.

50. Назовите основные стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях и раскройте содержание их.

51. Назовите понятие и виды гарантий на осуществление местного самоуправления.

52. Дайте характеристику организационно-политических, экономических и социальных гарантий местного самоуправления.

53. Охарактеризуйте юридические гарантии местного самоуправления. Раскройте судебную и иные формы защиты местного самоуправления.

54. Раскройте понятие ответственности органов местного самоуправления, рассмотрите ее виды.

55. Раскройте основания и порядок отзыва депутатов и выборных

56. Назовите основания и раскройте основные правила удаления главы муниципального образования в отставку.

57. Дайте характеристику роспуска представительного органа муниципального образования как меры юридической ответственности.

58. Назовите основания и раскройте основные правила отрешения главы муниципального образования, главы местной администрации от должности.

59. Дайте характеристику временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

60. Раскройте особенности межмуниципального сотрудничества.

Примерные практические задания, включаемые в экзаменационные билеты при проведении промежуточной аттестации

1. Рассмотрите ситуацию и предложите решение:

Областным Законодательным Собранием принят Закон «Об административно-территориальном устройстве Западной области», согласно которому внутригородские районы областного административного центра (столицы области) признаны муниципальными образованиями. При этом областная столица является самостоятельным муниципальным образованием. Городская администрация считает, что в результате принятия названного областного закона нарушено право горожан самостоятельно решать вопрос о создании внутригородских муниципальных образований.

Соответствуют ли действия областной государственной власти закону? Приведите соответствующую определенной позиции правовую аргументацию.

2. Рассмотрите ситуацию и предложите решение:

Глава местной администрации г. Тимониха принял местный бюджет, включив в доходную часть предложенный им небольшой налог со скота и предусмотрев небольшие расходы на ремонт школы.

Законны ли действия главы местной администрации? Приведите соответствующую вашей позиции правовую аргументацию.

3. Рассмотрите ситуацию и предложите решение:

В результате принятия закона № 222 Калужской области были объединены два муниципальных района «Марийский» и «Гвоздичный». При этом в данных муниципальных образованиях были проведены местные референдумы, на которых 56 % избирателей Марийского муниципального района и 61% избирателей Гвоздичного муниципального района высказались за объединение.

Глава Марийского муниципального района обратился в Калужский областной суд с заявлением признать не соответствующим федеральному законодательству закон № 222.

Какое решение должен принять суд по заявлению Главы Марийского муниципального района и почему?

4. Рассмотрите ситуацию и предложите решение:

Глава городского округа Дегтярск обратился в суд с заявлением о признании неправомочным состава Думы городского округа Дегтярск ссылаясь на то, что в результате выборов были избраны 15 депутатов Дегтярской городской Думы из 15, предусмотренных Уставом городского округа. В настоящее время в составе Думы осталось 7 депутатов, что менее 2/3 от установленного состава численности, определенного в п.3 ст. 22 Устава.

Какое решение должен принять суд и почему?

5. Рассмотрите ситуацию и предложите решение:

В селе Сосновка – административном центре Сосновского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комбинат, в связи, с чем численность жителей села увеличилась до 3,5 тысяч человек за счет работников комбината, приехавших из других мест. Директор комбината обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса самостоятельного муниципального образования.

Может ли быть удовлетворено заявление директора деревообрабатывающего комплекса? Каков порядок решения данного вопроса?

Примерные тестовые задания, используемые при проведении промежуточной аттестации:

Задания на выбор одного правильного ответа

1) Муниципальное право – это:

а) основная, самостоятельная отрасль права;

б) комплексная отрасль права;

в) институт административного права;

г) институт конституционного права.

2) Временная финансовая администрация вводится:

а) решением арбитражного суда субъекта РФ;

б) решением главы субъекта РФ;

в) решением Президента РФ;

г) решением представительного органа муниципального образования.

3) Роспуск представительного органа муниципального образования осуществляется:

а) путем принятия закона субъекта РФ;

б) главой субъекта РФ;

в) главой муниципального образования;

г) путем принятия федерального закона.

 

Задания на выбор нескольких правильных ответов

1) К гарантиям, обеспечивающим финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления относятся:

а) самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления;

б) обособление местного самоуправления в системе управления4

в) наличие муниципальной собственности;

г) наличие права самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

2) Публичные слушания проводятся по инициативе:

а) населения муниципального образования;

б) главы муниципального образования;

в) депутатов представительного органа муниципального образования;

г) контрольного органа муниципального образования.

3) К исключительным полномочиям главы муниципального образования относятся:

а) утверждение местного бюджета;

б) установление тарифов на услуги муниципальных предприятий;

в) представительская функция;

г) издание в пределах своих полномочий правовых актов.

 

Задания на установление соответствия

1) Установите соотношение между приведенными в таблице положениями законодательства и классификацией норм права. Ответ должен выглядеть следующим образом: например, 1Д или 2В, Г и т.п.

 

Виды норм права Положения законодательства
1. императивные муниципально-правовые нормы А. «изменение общих принципов организации местного самоуправления...допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в … закон»
2. диспозитивные муниципально-правовые нормы Б. «по вопросам местного значения... принимаются муниципальные правовые акты»
  В. «органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо... на срок действия этих полномочий»
  Г. «сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек»
  Д. «главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту…»
  Е. «срок полномочий депутата … не может быть менее двух и более пяти лет»
  Ж. «территория городского округа не входит в состав территории муниципального района»
  З. «в бюджеты поселений…могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов»
  И. «избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления»
  К. «официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации»

2) Определите соотношение между минимальной численностью депутатов представительного органа и численностью населения муниципального образования

1) 7 депутатов а) менее 1000 человек

2) 10 депутатов б) от 1000 до 10 000 человек

3) 35 депутатов в) свыше 500 000 человек

4) 15 депутатов г) от 10 000 до 30 000 человек

д) от 30 000 до 100 000 человек

Задания на логическую последовательность

1) Установите последовательность действий, осуществляемых при изменении границ поселений:

а) голосование жителей поселения по вопросу изменения границ

б) инициатива изменения границ поселения, исходящая от управомоченного субъекта в соответствии с законодательными требованиями

в) разработка и принятие закона субъекта Федерации об изменении границ поселений

 

Задания открытого типа

1) Денежные средства, предоставляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий – это …

Примерные задания для выполнения контрольных работ:

Задание № 1. Определите вид муниципального образования, в котором вы проживаете, составьте схему системы органов местного самоуправления данного муниципального образования и дайте характеристику данных органов.

Задание № 2. Решите предложенные задачи:

1) Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принял закон о типовой структуре органов местного самоуправления. В уставе одного из муниципальных образований закреплялась иная структура органов местного самоуправления. Регистрирующий орган отказал в регистрации данного устава на том основании, что он противоречит закону субъекта РФ. Представительный орган данного муниципального образования обратился с заявлением в суд.

Проанализируйте указанную ситуацию.

2) В бюджете Ирдановского сельского поселения, принятом Сельским Советом, предусматривалось, что на ремонт дорожного покрытия должно быть направлено не менее 7 % расходной части бюджета. Однако группа жителей сельского поселения, посчитавшая, что этих средств явно не достаточно, решила организовать проведение референдума для увеличения размера ассигнований на эти цели, а также для введения для этого дополнительного местного налога. Инициативная группа граждан собрала подписи 5 % жителей поселения, обладающих активным избирательным правом, и обратилась в соответствующую избирательную комиссию с заявлением о проведении референдума.

Охарактеризуйте данную ситуацию с точки зрения ее соответствия законодательству.

3) Назовите, какие из перечисленных ниже организаций являются органами местного самоуправления:

а) Администрация Кемеровской области

б) городская налоговая инспекция

в) районный муниципальный Совет

г) староста села

д) городской фонд социальной поддержки населения

е) городское муниципальное автотранспортное предприятие

ж) профсоюзная организация городской администрации

з) глава городского поселения

и) областная Дума

к) уличный комитет самоуправления

л) избирательная комиссия муниципального образования

м) городское отделение партии «Единая Россия»

4) Коллегия областного комитета по культуре возложила государственные полномочия по сохранению памятников истории, находящихся в государственной собственности, на отделы культуры муниципальных образований районов с передачей им соответствующих финансовых ресурсов и установлением системы отчетности.

Правомерны ли действия коллегии управления культуры? Охарактеризуйте порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

5) На очередных выборах главы муниципального района, возглавляющего, в соответствии с уставом, местную администрацию, ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства, было назначено повторное голосование по двум кандидатам, занявшим первое и второе места. Постановлением губернатора области местная администрация была отстранена от управления в связи с истечением срока полномочий главы района. Из сотрудников областной администрации была создана временная комиссия по управлению муниципальным районом до вступления в должность нового главы района.

Оцените данное постановление губернатора области с точки зрения соответствия его законодательству. Каковы основания и порядок введения временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: