Организация кредитования юридических лиц




Коммерческими банками

Кредиты юридическим лицам согласно Положению ЦБ РФ 54-П предоставляются и погашаются только безналичной форме (путем зачисления на банковский счет). Предусмотрены следующие способы предоставления кредитов юридическим лицам:

· разовое зачисление средств,

· открытие кредитной линии, т.е. заключением договора, на основании которого клиент - заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:

а) общая сумма предоставленных клиенту - заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в договоре (т.е. «лимит выдачи»);

б) в период действия договора размер единовременной задолженности клиента - заемщика не превышает установленного ему данным договором лимита (т.е. «лимит задолженности»).

· «овердрафт», то есть кредитование банком банковского счета клиента - заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с банковского счета клиента - заемщика, если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции. Кредитование осуществляется при установленном лимите (т.е. максимальной сумме, на которую может быть проведена указанная операция) и сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента банка.

· участие банка в предоставлении (размещении) денежных средств клиенту банка на синдицированной (консорциальной) основе;

Организация кредитного процесса состоит из следующих этапов:

- Формирование портфеля кредитных заявок;

- Проведение переговоров с потенциальными клиентами;

- Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форм его предоставления;

- Оформление кредитного дела;

- Работа с клиентами после получения кредита;

- Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

Для получения кредита заемщиком предоставляются в банк следующие документы:

1. Заявление на получение кредита

2. Анкета заемщика.

3. Документы, подтверждающие правоспособность заемщика (устав и т.п.).

4. Справку об отсутствии задолженности перед бюджетом всех уровней и внебюджетными фондами.

5. Финансовые документы за год, за последний отчетный квартал и за последний отчетный месяц.

6. Документы по технико-экономическому обоснованию возврата кредита.

7. Документы по предоставляемому обеспечению.

Это лишь наиболее важные документы. Банки вправе самостоятельно устанавливать перечень документов для предоставления различных видов кредита. Минимальный перечень документов установлен в Положение ЦБ РФ 254-П «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам…».

Любая кредитная операция начинается с рассмотрения заявки заемщика. В ней содержится просьба клиента предоставить кредит на определенную цель, срок и под определенный процент (желательный для клиента). Здесь содержатся основные сведения о заемщике и испрашиваемом кредите: цель, размер, вид, срок, возможное обеспечение, источники погашения кредита, краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах. Заявка подписывается уполномоченным лицом заемщика (полномочия подтверждаются уставом, документами о назначении на должность или довереностью) и скрепляется печатью.

Кредитная заявка после регистрации ее в книге регистрации кредитных заявок, направляется управляющему банком или начальнику кредитного отдела, который, в свою очередь, передает ее соответствующему кредитному инспектору на исполнение.

Первый этап работы над заявкой - проведение переговоров с заемщиком. В ходе переговоров кредитный инспектор обычно выясняет (уточняет) следующие вопросы.

- Общие сведения о заемщике (продукция, услуги, основные ф/э показатели, основные поставщики, покупатели, каналы и способы сбыта).

- Вопросы об испрашиваемом кредите (назначение, вид, форма кредита, график предоставления, способы хранения залога, правовая чистота обеспечения и др.).

- Вопросы о взаимоотношениях с другими банками.

Если в процессе переговоров выясняется, что данный заемщик или существо заявки не соответствует принципам или политике банка в области кредитования, заемщику предоставляется мотивированный отказ.

- Если выявляется целесообразность продолжения работы над заявкой, кредитный инспектор истребует от заемщика необходимые документы. Для различных групп клиентов могут разрабатываться различные пакеты документов.

В то же время для заемщиков, имеющих постоянные кредитные отношения с банком, перечень представляемых для кредитования документов может быть банком сокращен.

При изучении представленных документов большое значение имеет оценка банком способности заемщика заработать средства, достаточные для погашения долга. Эти выводы делаются на основании технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес-плана, предоставленного заемщиком. В ТЭО указывается:

- основные виды деятельности и размер уплачиваемого налога на прибыль;

- цель, на которую испрашивается кредит;

- виды расходов, производимых за счет получаемого кредита;

- предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции, оказываемых услуг с указанием расценок за единицу;

- сумма ожидаемой прибыли от реализации (продукции, услуг).

Кредитный инспектор осуществляет первичную проверку документов на предмет надлежащего оформления и достоверность сведений.

Служба безопасности осуществляет проверку заемщика и представленных им документов и готовит заключение о его надежности.

Следующий этап работы над заявкой - общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика.

Если заемщик является клиентом банка, то изучается его кредитная история. Далее проводится анализ факторов рынка. Кредитный инспектор анализирует региональные и отраслевые факторы.

Методы оценки кредитоспособности:

- на основе анализа финансовых коэффициентов, рассчитанных по балансовым данным (коэффициенты ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, рентабельности, обслуживания долга);

- на основе совместного анализа качественных показателей (внутренних (качество акционеров/пайщиков, менеджмент и персонал, прозрачность и доступность информации и др.) и внешних (рыночные позиции, кредитная история)) и количественных показателей (коэффициентов).

- на основе анализа делового риска - риска того, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом;

- на основе смешанного подхода.

Анализ обеспечения состоит в стоимостной оценке, оценке ликвидности и юридической оценке обеспечения.

При залоге движимого и недвижимого имущества управляющий банком организует выезд на место кредитного инспектора и, если необходимо, экспертов.

После анализа заявки и согласования всех принципиальных вопросов с управляющим банком и заемщиком кредитный инспектор готовит заключение на кредитный комитет.

В случае принятия комитетом решения об отказе в выдаче кредита кредитный работник письменно сообщает об этом клиенту.

При принятии кредитным комитетом банка положительного решения кредитный работник сообщает об этом клиенту, вносит соответствующую информацию в базу данных и приступает к оформлению документов и кредитного досье.

Оно включает: решение кредитного комитета банка; заключение банка о возможности выдачи кредита с обоснованием предлагаемой схемы или условий кредитования с анализом финансового состояния заемщика, ТЭО кредита, бизнес-плана, а также предлагаемого обеспечения; проекты кредитных документов (если они имеют отличия от утвержденных типовых форм); копии контрактов (или их проекты); копии учредительных документов заемщика, а также документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих документы от имени заемщика, заверенные банком; при необходимости другие документы.

Одновременно с оформлением кредитного договора (договора об открытии кредитной линии) кредитный работник оформляет дополнительные соглашения к договору банковского счета и договору банковского счета (в иностранной валюте), а также в зависимости от вида обеспечения договор(ы) залога и договор(ы) поручительства. Операционное управление открывает заемщику ссудный счет на основании распоряжения, подписанного руководителем банка, кредитующего подразделения или другим уполномоченным лицом, выдает денежные средства заемщику, формирует резерв на возможные потери кредиту (далее – «РВПК») в соответствие с Положением 254-П «О порядке формирования резервов по ссдам…», осуществляет бухгалтерский учет кредита, процентов, и РВПК.

При расчете резерва используют три основных признака: качество обслуживания долга, уровень финансового состояния и характер предоставленного обеспечения. В случае ухудшения качества кредита, резерв доначисляется:

1) стандартные ссуды (1 группа, нулевой риск);

2) нестандартные ссуды (2 группа, риск 1-20%);

3) сомнительные ссуды (3 группа, риск 21-50%);

4) проблемные ссуды (4 группа, риск 51-100%);

5) безнадежные ссуды (риск невозврата 100%).

В период действия кредитного договора кредитный работник контролирует исполнение заемщиком условий договора; осуществляет постоянный контроль за целевым использованием кредита и финансовым состоянием заемщика. Кроме того, кредитный работник совместно с подразделением безопасности осуществляет мониторинг текущего состояния заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя с учетом имеющейся оперативной информации, а также сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации и иных источников.

Кредитный работник заблаговременно готовит извещение заемщику о сумме предстоящего платежа по кредитному договору, в т.ч. по основному долгу, процентам, а также другим платежам, предусмотренным условиями кредитного договора.

Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о заемщике, в том числе о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Профессиональное суждение кредитной организации должно содержать:

информацию об уровне кредитного риска по ссуде;

информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение;

заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, включая обоснование осуществления заемщиком - юридическим лицом реальной деятельности;

заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;

информацию о наличии иных существенных факторов, учтенных при классификации ссуды или неучтенных с указанием причин, по которым они не были учтены кредитной организацией;

расчет резерва;

иную существенную информацию.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: