ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 8 глава




•-к.»-|153
□ Умерло D Родилось
гпг
S31в
IIM1 I, ,111111 ИНН, IMtl 1"' Г II» i
;'-?-ч'-116.3
_TS~
■■у.." --■■луяа.чшз.в
Ч'-■'•'1 14.7
^3*7
 
ПГ6"
TO^,S
Рис 2.10. Движение населения России (на 1000 человек)

За период между переписями (1989-2002 гг.) население России сократилось на 1,84 млн человек (при этом сокращение от естест­венной убыли составило 7,4 млн. человек, но велик был миграци­онный прирост - на 5,56 млн. че­ловек). Не останавливаясь под­робнее на этом1, подчеркнем: социологов демографическая статистика интересует не сама по себе, а с точки зрения соци-апьных последствий тех или

• домографических процессов В частности, снижение доли молодежи резко

уммичивает социальную нагрузку на молодое поколение. Вряд ли это улучшает

■••имомонимание между поколениями. Одновременно растет продолжитель-

^Hh> сосуществования поколений. Это уже само по себе усложняет в соци-

«щ.ini in ихологическом плане межпоколенческие отношения Ведь бок о бок сегс-

йми сосуществуют, взаимодействуют четыре поколения с совершенно разным

"иным опытом, ценностными ориентациями и установками, возможностями и

inч i ивами.

1ЛДЛНИЕ 2.21. А вам лично приходится ли испытывать трудности во -цшютношениях с другими поколениями? Если - да, то какие?


 


' Ильинский И.М. и др. Молодежь планеты. Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. M..I999 С.78-80


' Мшцш'шсс с этими проблемами им шннакомитесь в рамках изучения курса «Демография».


so

Сегодня основная доля молодых россиян приходится на возрастную группу ро­дившихся в 1982-1988 гг. - в период повышенной рождаемости. Это может со" дополнительную напряженность в обществе, поскольку для вступления в зконо ческую, политическую и культурную жизнь избыточной группы молодежи не сфор­мированы соответствующие социальные, правовые, организационные условия, Сложность ситуации усугубляется тем, что почти без разрыва за следствием де графической волны проявятся следствия неблагоприятных демографических п цессов, развившихся в России после 1991 г.

(увеличение или сокращение - за соответствующий период - в млн. чел.)

Гг.

*------ '

I

-2 1вё9-94 гг.

м[
 

1979-89 гг.

1970-79гг. ------ 1-----------

8.S

 

Рис. 2.11. Динамика численности молодежи России

Если исходить из прогнозов, то они в перспективе предвещают (в качестве при­
мера сошлемся на прогноз по Свердловской области)':
1090 1038

 
 
 

1500 -I Ю26

1000-500 ■

о.

2000 2005 2010 2015 2020 2025 2029

Рис.2.12. Прогноз численности молодежи Свердловской

области (16-30 лет) (тыс. человек) v

Изменение доли молодежи соотносимо с динамикой численности всего населе­ния, которое по Свердловской области в среднесрочной и долгосрочной пер­спективе будет сокращаться: с 4,637 млн. человек до 4,459 - к 2015 г., 4,193 - к 2025 г. и 4,053 - к 2029 г. После определенного роста до 2005 г. последует долго­временный спад, который лишь к концу периода сменится некоторым подъемом.

Но применительно к молодежи неправомерно ограничиваться общим абстракт­ным подходом. Ведь молодежный возраст достаточно продолжителен и в интер­вале 15 лет включает несколько возрастных групп, существенно различающих""

1 Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентры. Екатеринбург, 2002.
С.4-5. ^


X]

11и|к|нмный прогноз - с уметом динамики численности по отдельным возрастным Группам молодежи, детей и подростков. Основные тенденции изменения отдель­ны. половозрастных групп молодежи Свердловской области таковы:

• 11 среднесрочной перспективе ожидается сокращение числа детей в возрас-!■ J в лете 217до 198 тыс. чел. Но в дальнейшем оно возрастет, к 2015 г. дос-WfHUi в результате «демографической волны» 250 тыс. чел. Это - серьезный i 1|1имчич(.-ский рос-, который будет оказывать давление на детскую индустрию Питания и обслуживания, включая дошкольное образование. В далекой перспек- 1ИМ ситуация вновь изменится: 191 тыс. чел. к 2025 г и 168 тыс. чел. - к 2029 г.

• Численность детей в возрасте 10 -15 лет резко сократится - с 460 тыс. чел.

•I iuc к 2029 г., что ударит и по рынку потребительских товаров, и по струк- Bpt самой молодежи, и по образовательным услугам и по призывным возрастам

• i >ги|п|)1 ситуация с динамикой подростковых возрастов будет развиваться в
Свердловской области и крупных городах области самым драматичным образом.

пиность подростков за 5 лет сократится с 461 тыс. чел. к 2005 г. до 345 тыс. и ■Ю1В г - до 274 тыс. (на 40% - за 15 лет).

• Численность населения в возрастах 16-30 лет будет расти в период 2000 -
1006 гг с 1026 тыс. чел. до 1090 тыс. Этот небольшой прирост всего на 6.2 % сме-

и и долгосрочной перспективе ощутимым спадом численности молодежи до IM и.н чел к 2015 г., до 659 тыс. к 2029 г. Пока же в среднесрочной перспективе тлодожныи фактор будет давить на рынок труда и рынок образования.

• Мд|1. i допризывного и призывного возраста (юноши 17-18 лет) в ближайшие
Hb несколько вырастет, а затем последует сильное сокращение (до 58 тыс - в

и и 38 тыс. -в 2015 г.).

• Численность женщин в активном репродуктивном возрасте (19-22 года) до
Ю0Я I Судет расти (со 140 тыс. до 150 тыс.), что может привести (особенно при
•ншнирингных изменениях в социально-экономической ситуации) к некоторому
0МТу рождаемости в области.

АНИЕ 2.22. Сопоставьте приведенный выше демографический прогноз Ив Сшврдловской Области с аналогичными прогнозами по вашему субъек-Ш Российской Федерации, городу. Определите черты сходства или раз-

"|* м ежду ними. Объясните, с чем, на ваш взгляд, это связано? _____________

^РРЙдаленные изменения претерпевает и внутрипоколенческая структура моло-

М«*и Особенно резко - в связи с перепадами в уровне рождаемости - меняется МИИмоимние основных возрастных групп молодежи. Структура Свердловской


КЗ



 


области по возрастным группам сегодня и на перспективу такова:

X

|D1S-19neT O20-24 год» 026-Млвт

~ЖГ
ТО"
"ВТ"

2016 г. 2000 г.

20%
40%
30%
100%

10%

«Раньше взрослый йог сказать молодому: «Ты должен слу­шаться меня, потому что я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может уо-лышать в ответ «Но вы нико­гда не были молоды в тех ус­ловиях, в которых предстоит жить нам. поэтому ваш опыт для нас бесполезен» М. Мид

Рис.2.13. Динамика возрастных групп молодежи Возможность взаимного отчуждения, непонимания между поколениями воз тает в периоды социальных кризисов, социальных перемен. Ведь кризисы в альном развитии - это и кризис сложившегося механизма преемственности поколений. М. Мид1 считала важнейшей характеристикой человеческой культуры тот или иной механизм взаимодействия поколений, влияние их опыта на поведение людей. Она разграничила три типа подобного механизма и три типа человеческих культур:

• постфигуративная культура - изменения проходят медленно и незаметно; опыт, обычаи и установки старшего поколения - носителя традиции - заимствуют­ся детьми, определяют и предопределяют их поведение;

• кофигуративная культура - каждое поколение считает естественным, когдв поведение нового поколения отличается от предшествовавшего; дети преимуще­ственно осваивают нормы - ценности своего поведения не от взрослых, старших, а от сверстников;

• префигуративная культура - формирующаяся культура будущего, когда новое поколение («дети») будет определять поведение старших, которые должны быть готовы учиться и у них.

Схематически ее подход можно изобразить так:

ПОСТФИГУРАТИВНАЯ

]

культура

МОЛОДЕЖЬ

СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

ПРЕФИГУРАТИВНАЯ

культура

КОФИГУРАТИВНАЯ культура

КОФИГУРАТИВНАЯ культура

Рис.2.14. Типы культуры по М.Мид


^АНИЕ 2.23. Каково ваше отношение к позиции М. Мид? Согласны ли %tn, что сегодня сбывается её прогноз о превращении постфигуративной

К

мнуры в приоритетный компонент современной культуры? Аргумен-
1у0т в свои выводы.
___________________________________________________

Механизм преемственности лишь один из аспектов межпоколенческих отноше­нии Аиилизируя их, нужно прежде всего разграничивать подходы: в статике или

• иинимике В первом случае акцентируется сосуществование поколений. Во

м их смена При этом стираются возрастные и когортные различия. Осо-

I........ ги молодежного возраста характерны для каждого из поколений но акту-

|М»ИЫони лишь для современной молодежи. Для взрослых они - в прошлом, для ^^М - о будущем, в перспективе.

Сократ: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отли­чается дурными манерами, пре­зирает авторитеты, не уважает старших Дети спорят с родите­лями. Жадно глотают пищу и изводят учителей»

Можно выделить следующие виды межпоколенческих отношений; В СТАТИКЕ: I ешрудничество, взаимопонимание (педаго­га мнрудничества как принцип социальной пе- (ИМшики).

• ищдайствие взрослых на молодежь. Моло-

оЬьект воспитательного воздействия со стороны взрослых, общество Мрослых осуществляет социальный контроль за молодежью; (соперничество;

• • "существование - две рядом текущие жизни, изолированные друг от друга; ■ у'>/"|.гуры как разные, иные культуры; взаимонепонимание,

• «онфликт поколений - контркультура, молодежный протест, бунт против

А. Моруа. «Открытое письмо моло­ дому человеку о науке жить». «Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу при­ чин чувствовать себя несчастным... Раз­ лад с самим собой - худшее из зол. Подлинный внешний мир - это под­ линный внутренний мир Надо действо­ вать. Вместо того, чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобра­ зовать тот уголок, куда забросила нас судьба Надо верить в силу воли Не­ верно. что будущее целиком и полностью предопределено Великий человек может изменить ход истории Тот, у кого доста­ нет смелости захотеть, может изменить свое будущее... Надо хранить верность Верность слову, обязательствам, другим, себе самому».____________________

М|ни:м|,1х

В ДИНАМИКЕ: » преемственность поколений в истори­ям развитии Диалектика преемствен-иарти (пусть и с некоторой абсолютизацией •■ ищиально-экономической природы) бы-1Ш ■ свое время выявлена К.Марксом и

• Энгельсом: «История есть не что иное,
ми последовательная смена отдельных по­
мни, каждое из которых использует ма-

1я|1ИШ1ы, капиталы, производительные си­пы, переданные ему всеми предшествую-


1 Культура и мир детства. М., 1988


Х4

щими поколениями, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой, - видоизменяет старые усло­вия посредством совершенно измененной деятельности»';

• переоценка ценностей;

• разрыв поколений, обрыв связей.

Важна и содержательная сторона межпоколенческих отношений. Она проявля­ется в конкретных сферах социальной жизни (экономика, политика, культура, быт и т.д.), в конкретных установках, ценностных ориентациях, нормах и образцах по­ведения.

Наиболее изучена межпоколенческая культурная преемственность. В ее рамках выделяется ряд параметров:

• субъектный - от кого к кому идет трансмиссия культуры;

• объектный - что именно, какие материальные и духовные ценности, знания, навыки и установки подлежат передаче;

• процессуальный - каким способом (непосредственное взаимодействие, формальное обучение и т.п.) осуществляется передача;

• институциональный - посредством каких социальных институтов;

• ситуационно-исторический - в рамках какого исторически конкретного обще­ства это происходит.

Остановимся на некоторых моментах межпоколенческих отношений, акценти­руя внимание на актуальных проблемах социологии молодежи.

Важный аспект анализа межпоколенческих отношений (и более глубокого по­нимания закономерностей развития молодежи как социальной группы) выделен В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок и связан с «адекватным определением её роли и места в общественном воспроизводстве, субьектом которого она является». «Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, - отмечают они, - моло­дежь не только унаследует условия жизни, оставляемые ей родительскими поко­лениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем са­мым осуществляется и развитие молодежи, и воспроизводство общества»2.

Плодотворен, хотя и сложен (особенно в организационно-методическом плане) лонгитюдныи подход. Лонгитюдное исследование (от англ. Longitude - долгота) - «вид длительного исследования, в форме периодического, повторяющегося на-

1 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.44-45. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве. проблемы и перспективы. М„ 2000.


ния за одними и теми же лицами или социальными объектами путем много-

iHoro получения информации о них»'. В отечественной социологии молодежи (ИиЛомее известны лонгитюды под руководством В.Н. Шубкина (20-летнее иссле-^Кни>' жизненных планов и профессиональных ориентации выпускников школ)2 и М х Гитмы (исследование «Пути поколения» - изучение в 1982-1997 гг. процес-М «точения молодежи в общественную жизнь - от окончания среднего учебного ммдпния до 30-летнего возраста)3.

Смена поколений в определенном смысле выступает и как естественный Н)цасс превращения детей в отцов. Поэтому социологам важен ретроспектив­ный взгляд - воспоминания сегодняшних «отцов» о своей молодости. Интересен тГДОй анализ в книге уральских социологов Л.Н. Когана и B.C. Павлова4.

Другой аспект - сравнительный. Здесь возможны два варианта: i и Iучоние по единой методике ценностных ориентации «отцов» и «детей». (то позволяет сопоставить два поколения, выявить характер преемственности, Происходит ли смена одного поколения другим или разрыв поколений; * оценка молодыми себя в сравнении со своими родителями.

Нрконец, плодотворен и прожективный аспект анализа - молодые оценивают перспективы своего развития и отвечают на вопрос: «Будет ли наше поколение •дличаться от поколения наших родителей?»

Сегодня в социологии молодежи наиболее сильный и устойчивый интерес про-нимиется к различию между молодостью и взрослостью, но очень редко рас­пушается сущность перехода от детства к молодости. Однако нечеткость, зыб-Мроть возрастных границ и особенно снижение «нижней границы» молодости тре-Вуют самого серьезного и всестороннего социологического анализа детства. И не только как «предмолодежного» периода, но и как самостоятельного социального феномена. Тем показательнее, что наряду с историко-этнографическими5 и фило-оофскими, социокультурными6 исследованиями проблем детства, начинают

11 иппология-. 336 словарных статей. Екатеринбург. 2004. С.49.

1 См.: Шубкин В.Н. Социол01ичсские опыты (Методологические вопросы социальных исследовании). М.. 1*70; Чередниченко ГА., Шубкин В.Н. Молодежь вступал в жизнь (Социологические исследования про-«:|гы выбора профессии и трудоустройства). М„ 1985.

' (м Гитма М. (ред.). Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение Галлии, 1985; Начало пути: поколение со средним образованием /Отв. ред. М.Х Титма. М., 1989; Титма М., Коклягнна Л.. Семенова В. (р»л.). Жизненные пути одного поколения. М„ 1992; Социальное расслоение возрастной когорты. Выпуск­ники 80-х в постсоветском пространстве. М., 1997.

' Коган Л.Н., Павлов Б.С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. Свердловск. 1976. ' Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.. 1988. ' Кислое А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург. 1998.


86 появляться и социологические'.

Преемственность межпоколенческих отношений не должна рассматриваться однонаправленно. старшие учат уму-разуму младших. Не менее важно сформи­ровать у молодых умение жить в разновозрастной среде Сегодня усиливается возрастная сегрегация (от лат. segregatio - отделение). Это связано и с те что современное общество становится четырехлоколенным, а семья - двухпо ленной и - в основном - однодетной. В семье ребенок общается лишь с родит ми, но разрыв в возрасте не делает их опыт для него привлекательным. Да и образовательных учреждениях (от детсада до вуза) преобладают одновоэрастные коллективы. Взрослые же выступают в роли наставников. Наиболее наглядно не­гативные последствия этого процесса проявляются в «дедовщине», когда стар­ший по возрасту (точнее - по сроку службы в армии) как бы получает неписаннов право унижать другого - «молодого». Трагизм ситуации в том, что за время служ­бы ролевые функции униженного и унижающего проигрываются поочередно од­ним и тем же молодым человеком. Но дедовщина - не только и не столько армей­ский феномен. Ее корни - в любых молодежных коллективах, где проявляется не­умение жить и общаться в разновозрастной среде. Стоит задуматься: так ли безо­пасно по своим социальным последствиям, когда мы в дошкольных и других обра­зовательных учреждениях в основном собираем одновоэрастные коллективы? Не забываем ли мы: во взрослом мире совместно живут и работают обычно люди разного возраста?

ЗАДАНИЕ 2.24. Каково ваше отношение к расширению масштабов разно­
возрастных коллективов в организации работы с молодежью? Какие вам
видятся «*» и
«-» в таком подходе? С чем лично вы связываете распро-
страненив «дедовщины»
в молодежной среде? Как её преодолевать? ___________

Характеристика взаимоотношений поколений требует более многомерного подхода к их анализу. Своеобразный вариант соотнесения поколений предложил французский исследователь В Горц. По его мнению, необходимо делить всех лю­дей на «предшествующих» (старше 30 лет) и «последующих» (молодых). Над первыми довлеет груз прошлого, стереотипов, традиций. И лишь вторые в состоя­нии осуществить перемены к лучшему, преобразовать и обновить мир. Отсутст­вие жизненного опыта - объективно присущая молодежи черта - получает в рам­ках такого подхода позитивную оценку. Можно не соглашаться с этим, но нельзя не видеть серьезной проблемы: как сочетать ориентацию на перемены и недос-

Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. М., 1999; Щеглова С.Н. Социология детства. М., 1996.


87 ■точную зрелость - социальную, интеллектуальную, духовную? К этому добав-Мегся и уже отмеченное удлинение продолжительности молодежного возраста. • (шкурсе четырехпоколенного общества оно проявляется и в том, что молодые •»• дольше и дольше воспринимаются третьим и четвертым поколениями как Шгишдые» - даже в 35-40 лет Это питает у части молодых инфантилистские (от

Infantilis - детский) настроения. Тревожит не само по себе ощущение моло-Юти у 35-40-летних, а то, что они стараются подольше не брать на себя всю Млноту ответственности взрослого, социально зрелого человека

На другую сторону этой проблемы обратил внимание ВТ. Лисовский, высказав iiwaoiy по поводу растущего «генерационного негативизма»: в условиях сис-iMiMoro кризиса российского общества «молодежь начинают бояться и ненави-н»ч|. искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу». «Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем ||лыиинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются •Детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни». ■Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призван-Иее продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке Ии> ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышнонин «отцов», их попыткам реставрировать прошлое»1. Возникает рассо-■Меоеанность между различными функциями молодого поколения - вос-непишодственной, инновационной и трансляционной. Терминологически ряд

•уювателей определяет эту ситуацию как «разрыв поколений» (generation U*i>i «прерывистость и прерывность взаимосвязи в различных сферах жизне-«уннепьности между поколением родителей и поколением потомков, которые жи-eyi рядом друг с другом в одном и том же временном отрезке, но отделены друг mi Цруса и жизненном опыте и различными общественными реалиями»2.

i игуяция усугубляется в связи с распространением феномена «социального Меаточения». Это - общесоциологическое понятие, характеризующее социаль­ные последствия (вплоть до отторжения) тех социальных препятствий, которые ини.ш.шаютСЯ индивидами и группами в ходе их взаимодействия с социальной ^■•мпи Ю.А. Зубок показала плодотворность его использования применитель-

||мипизу современной молодежи России. «Несмотря на то, что исключение

• nil II Г Динамика социальных изменений (опыт сравнительных исследований российской моли-■Ml i оинс. 1998. ЛИ. С.99.

.nil ИМ. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.. 2001. C.40I.


молодежи не является целью общества, вектор социальных преобразований, го­сударственная политика и деятельность социальных институтов от образования до занятости могут быть неосознанно направлены в сторону ограничения прав и возможностей этой социально-демографической группы». «Молодежь попадает ■ сложную ситуацию выбора между самореализацией в социально-одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопряженной с правонарушением и дестабилизацией общества»'.

Материалы эмпирических исследований, казалось бы, дают основания говорить об обострении межпоколенческих отношений (особенно - в 1990-х гг.) в совре­менном российском обществе. Характерен опрос ВЦИОМ «Россияне об отноше­нии к молодежи» (декабрь 1998 г.)?:

ПСтапи лучше ■ Стали хуже ШНе изменились 0Затруднились ответить

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 2 15. Как вам кажется, отношения между старшим поколением и

молодежью стали лучше или хуже, чем 10-15 лет назад, или вы

думаете, что они практически не изменились?

Для понимания современных межпоколенческих отношений корректна оценка

В Т.Лисовского3 результатов сравнительного исследования детей «оттепели»,

«застоя» и «перестройки»:

ОДа, это одна из самых острых проблем

■ Эта проблема достаточно актуальна

моложе 30 лет (1999 г.

В Не считаю эту проблему характерной для нашего общества

И Затруднились ответить

Рис.2.16. Считаете ли вы. что в нашем обществе проблема "отцов и детей" - одна из самых острых?

1 Зубок К).Л. Исключение в исследовании проблем молодежи//Социс. 1998. №8. С.51. г Россияне об отношении к молодежи/' Московский комсомолец. 1999. №2.

3 Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях// Социс. 2002. №7. С. 112. Стать» вышла уже после смерти выдающегося отечественного социолога-юнолога; это - его своеобразный «наказ» коллегам, Тем примечательнее, что соратники и ученики Лисовского выпустили его труды: Лисовский В.Т. О молоде­жи и молодежной политике. Избранные произведения. Т.1-2 / Под общей ред. А.А Козлова. СПб,, 2005.


РвоОщая, В.Т. Лисовский сделал вывод: «Существенной разницы в оценке про-вйамы «отцов» и «детей» у представителей разных возрастных групп нет. Около •04 респондентов считают эту проблему существующей. Значит, в общественном •Мнении одного поколения формируются восприятия «другого» поколения, отно­шении с которым рассматриваются как проблемные. К счастью, проблема «отцов» и «дшей» в современном российском обществе пока не носит выраженного анта-Мимстического характера, и противоречия между ними не сопровождаются де-формнциями отношений типа геронто - или ювенофобий».

ЗАДАНИЕ 2.25. А каково ваше мнение? Оцениваете ли вы наше время как •vtoxy «разрыва поколений»? Насколько острыми являются отношения мвтду молодым и старшим поколениями в нашем обществе, на ваш

• i*/md? Как бы вы ответили на поставленные ИМ. Ильинским вопросы:
«Кем оценить сегодня взаимоотношения поколений старших и молодых?
единство? Взаимопонимание? Или - напряжение? Или - конфликт? Что и
Почему «дети» отвергают в наследии «отцов» в сфере идеологии, поли­
тики, экономики, культуры? Насколько эффективен реально сущест­
вующий механизм преемственности поколений? Как велики различия в
оценках прошлого, настоящего и будущего разными поколениями?» Аргу­
ментируйте свои оценки и мнения. Ощущаете ли вы воздействие «соци-
ти.ноёо исключения» и «генераци о нного негативизма»?
_______________________

И ряду поставленных И.М. Ильинским вопросов в предыдущем задании мы ynyi 1или один: «Каково соотношение объективной и субъективной сторон пре-•мивенности поколений?» А в нем затронут важный момент - межпоколенческие Отношения должны рассматриваться на уровне не только группы, но и личности. Исследовательская задача здесь - изучение ориентации личности в межпоколен­ческих отношениях. Американский социолог Д. Рисмен выделил три типа таких ориентации, которые могут выступать исходными для такого анализа1:

• традиционная ориентация - человек в своем поведении преимущественно Опадует традициям, обычаям. В доиндустриальных обществах именно такая ориентация является ведущей. Это накладывает отпечаток и на межпоколенче-Окив отношения. Главные агенты социализации - традиционные социальные ин-i in Iyibi - церковь и семья. В процессе социализации для молодого человека Основным было усвоение норм и традиций старшего поколения;

• ориентация извне, другими - человек в своем поведении руководствуется мш'ниями и оценками других. Особую роль здесь приобретают те группы, кото­рые психологи и социологи определили как референтные. Это - группы, нормам и Образцам которых человек стремится подражать, которые он принимает как

1 Cmimch Д. Некоторые тины характера и обшества// Социс. 1993. №3-4 С. 124


 
 

 

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ

90 свои. Когда в качестве референтных выступают традиционные группы (или соци­альные институты), то реализуется предыдущий тип ориентации. Но все большую роль и значимость для молодежи приобретают иные, нетрадиционные референт­ные группы - группы сверстников;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: