И тактика восстановления речи 1 глава




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Часть I i,

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ,

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ,, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ

ФУНКЦИЙ (ВПФ) ЧЕЛОВЕКА *

1. Мозговое кровообращение........................... 12

2. Строение коры головного мозга и проводящие пути
головного мозга.................................... 20

3. Данные биоэлектрической активности мозга *

и вопросы становления ВПФ у ребенка....... 11..]........ 36

4. Учение А. Р. Лурия о трех функциональных блоках

мозга............................................ 43

5. Межполушарная асимметрия мозга человека

и проблема афазии................................... 51

Часть II

ФОРМЫАФАЗИИ

1. Акустико-гностическая сенсорная афазия................ 63

2. Афферентная моторная афазия (АМА).................. 75

3. Эфферентная, кинетическая моторная афазия (ЭМА)....... 96

4. Нарушение речемыслительной деятельности при поражении
третичных полей левого полушария головного мозга....... 106

5. Динамическая афазия................................ 109

6. Акустико-мнестическая афазия........................ 119

7. Амнестико-семантическая афазия...................... 132

8. Флуктуативная «подкорковая» дисфазия................. 138

9. Сенсомоторная афазия...............................

10. Особенности нарушения мышления при афазии........... 1^5


11. Нейролингвистический подход к проблемам

нарушения речи................................................................. 149

Заключение к I и II частям....................................................... 157

Часть III ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ АФАЗИИ

1. Решение проблемы преодоления афазии

в первой половине XX века................................................. 162

2. У истоков восстановительного обучения.............................. 168

3. Проблема раннего этапа восстановления речи...................... 183

4. Вопросы «перестройки» высших психических функций.... 188

Основные принципы стратегии коррекционно-

педагогической работы...................................................... 198

Роль сохранной затылочной доли левого полушария »s
(вертебро-базиллярной системы кровообращения)............. 209

Выводы по III части монографии............................................. 218

Часть IV

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФАЗИИ

1. Технология общения............................................................ 223

2. Проблема установки............................................................ 226

3. Динамика восстановления ВПФ при черепно-мозговой

травме и афазиях сосудистой этиологии.............................. 231

4. Тактика восстановительного обучения при афазиях............. 239

5. Преодоление акустико-гностической сенсорной афазии....... 243

6. Восстановление речи у больных с афферентной

и эфферентной моторными афазиями на ранних этапах

после инсульта.................................................................... 259

7. Преодоление афферентной кинестетической

моторной афазии (АМА)..................................................... 260

8. Преодоление апраксии артикуляционного аппарата

методом зрительно-слуховой имитации............................... 269

9. Преодоление эфферентной кинетической

моторной афазии (ЭМА)..................................................... 301

10. Преодоление сенсомоторной афазии................................... 321

11. Преодоление амнестико-семантической афазии.................. 325

12. Преодоление акустико-мнестической афазии...................... 335


М.К. ШОХОР-ТРОЦКАЯ (БУРЛАКОВА)

\ '

стратегия и тактика' восстановления

РЕЧИ

 

Нейропсихологическое введение в логопедию

В.СЕКАЧЕВ
эксмо-прёсс!
2 о о 1 -*ге*в»-м-е view


ББК 88.4 Ш82



Оформление художника С. Киселевой


Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К.

Ш 82 Стратегия и тактика восстановления речи. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. — 432с., илл". "

ISBN 5-04-008576-1

В монографии обобщен 40-летний опыт работы автора в преодолении афазии с позиций современной нейропсихологии.

Стратегия восстановительного процесса опирается на привлечение со­хранных при той или иной форме афазии долей мозга с учетом особеннос­тей кровообращения левой средней мозговой артерии, обеспечивающей функционирование всех речевых зон головного мозга; и роли вертебо-бази-лярной системы кровообращения, глубинных отделов мозга, обеспечиваю­щих тонус и бодрствование коры головного мозга и, что особенно важно, затылочной доли левого полушария, являющейся основой прочного навыка чтения.

В монографии подчеркивается особая роль мозолистого тела, связующе­го правое и левое полушария головного мозга, при помощи которого левое полушарие оречевляет гностические функции правого полушария, то есть все то, что мы видим, слышим и чувствуем.

Тактика восстановления речи при афазии зависит не только от раннего или резидуального (позднего) этапов восстановления речи, но и от форми­рования у больного установки на преодоление речевого недуга, а также на использование функций лобной и других сохранных долей мозга левого по­лушария при той или иной форме афазии.

Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов педвузов, невропатологам и нейропсихологам.

ББК 88.4

© Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Текст, 2001
© Секачев В., 2001
ISBN 5-04-008576-1 © ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», оформление, 2001


Посвящается светлой памяти

основоположника

отечественной нейропсихологии

Александра Романовича Лурия

аа г»

у,

a а С О-


Автор считает необходимым принести особую благодар­ность за участие в создании настоящей монографии директору НИИ неврологии РАМН, академику, профессору Н.В. ВЕРЕЩА­ГИНУ; заведующему III сосудистым (восстановительным) отде­лением, д.м.н. А.С. КАДЫКОВУ; старшему научному сотруднику III сосудистого отделения Л.А. КАЛАШНИКОВОЙ; сотрудникам научной библиотеки НИИ неврологии РАМН Т.Д. ЛИСОВОЙ и Н.В. КАЛЫГИНОЙ, содействующим в сборе специальной литера­туры по сосудистой неврологии и нейрофизиологии; зав. кафед­рой логопедии дефектологического факультета МПГУ д.м.н. Л.И. БЕЛЯКОВОЙ и к.п.н. С.Н. ШАХОВСКОЙ за предоставленную возможность вести в течение почти 40 лет лекционную работу со студентами факультета по темам «Афазия», «Основы нейропси­хологии», а также написания XIII главы «Афазия» в учебнике «Ло­гопедия» под ред. Л.С. ВОЛКОВОЙ; старшему преподавателю кафедры логопедии МПГУ Р.Е. ИДЕС за помощь в оформлении книги.


ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние десятилетия XX века в нескольких изданиях вышел новый учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волко­вой, в котором глава XIII посвящена проблеме описания и преодоления всех форм афазии. Это позволяет нам надеяться на то, что логопеды отчасти знакомы с формами афазий по классификации основоположника современной нейропсихо­логии А.Р. Лурия. В 1997 и 2000 годах вышел наш Сборник уп­ражнений «Коррекция сложных речевых расстройств», в кото­ром приведены типовые задания по преодолению высших пси­хических функций (ВПФ) при каждой из шести форм афазии. Сборник упражнений рассчитан не только на логопеда, но и на больного и его родственников, помогающих больному преодо­леть возникшие у него нарушения речи.

Однако, с нашей точки зрения, настало время на базе работ А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской и других нейропсихологов МГУ, а также неврологов, физиологов, патологоанатомов, клиницис­тов познакомить следующие поколения логопедов, а возмож­но, и всех дефектологов с основами нейропсихологии и подго­товить их к освоению проблемы «перестройки» нарушенных ВПФ при афазиях. О «перестройке» ВПФ неоднократно писа­ли И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, не раскрывая ее «механизмов». Как показал наш 40-летний опыт работы по преодолению афазий у 3000 больных, спонтанной «перестройки», спонтанного восстановления на­рушенных ВПФ у больных, перенесших инсульт (инфаркт мозга), не происходит (за исключением полного и очень бы­строго восстановления ВПФ у левшей и частично при парци­альном левшестве).


М. К. Шохор-Троцкая

В связи с этим, обобщая свой многолетний практический и научный опыт работы логопеда-афазиолога, мы в настоящей книге позволяем себе раскрыть найденные нами «механизмы», а точнее, стратегию и тактику перестройки нарушенных ВПФ при афазиях, восстановления у них понимания речи, вариан­тов нарушения устной речи, чтения, письма и счета. При этом мы опирались на работы отечественных нейропсихологов МГУ, научных сотрудников НИИ неврологии РАМН, в кото­ром нам посчастливилось работать почти всю жизнь, а именно на работы всех трех директоров института неврологии, акаде­миков Н.В. Коновалова, Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина, док­торов наук, профессоров Э.С. Бейн, Л.Г. Столяровой, а также сотрудников других научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга — Г.И. Полякова, С.Б. Дзугае-вой, Д.А. Фарбер, С.М. Блинкова, Н.А. Бехтеревой, Н.Н. Трау-готт и других. В настоящей работе мы позволили себе кратко осветить проблему воспитания у больного установки на вос­становление нарушенных у него ВПФ, формируемых у челове­ка с самого раннего детства.

Таким образом, как нам представляется, нам удалось разра­ботать тактику и стратегию перестройки и восстановления на­рушенных после инсульта ВПФ. Предлагаемая нами стратегия и тактика преодоления афазий основана на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках. Наш подход к проблеме «пере­стройки» мы назвали «плазным» (от фр. plasse — место), а точ­нее, «плазной разметкой». Этот термин заимствован нами из теории планирования судостроения. «Плазная разметка» раз­решает проблему произвольной, привнесенной извне, теорети­чески и практически разрешающей процесс «перестройки» на­рушенных ВПФ взрослого человека. «Плазная разметка» осно­вана не только на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках, но и на учете цитоархитектоник ядерных и внеядерных зон (первичных, вторичных и третичных полей) II и III функ­циональных блоков (ФБ), сохранности или нарушения ВПФ


Стратегия и тактика восстановления речи

обоих полушарий головного мозга, а также на учете огромной системы проводников, а точнее, проводящих путей, опоясыва­ющих системами ассоциативных и комиссуральных проводя­щих путей не только поверхностную часть коры головного мозга, но и все без исключения ее извилины, проводящие, ас­социативные и комиссуральные пути, — осуществляющие вза­имодействие обоих полушарий мозга через систему мозолисто­го тела и проводящие восходящие и нисходящие пути I функ­ционального блока, тонизирующие кору головного мозга.

Рисунки первой части монографии подобраны нами в такой последовательности, чтобы их можно было как бы нало­жить друг на друга, сравнить и увидеть основы «плазной раз­метки».

И наконец, во многих разделах настоящей работы мы так или иначе останавливаемся на вопросах формирования ВПФ у здоровых детей, поскольку нейропсихологические исследова­ния детей с «отклоняющимся развитием», проводимые ней-ропсихологами МГУ, пока что находятся в стадии становле­ния.


ЧАСТЬ I

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ,

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ДРУГИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

(ВПФ)

Прежде чем перейти к вопросам стратегии и тактики вос­становления ВПФ у больных с сосудистой патологией голов­ного мозга, кратко напомним огромной аудитории логопедов основы неврологии, изучением которой они занимались, буду­чи студентами всех дефектологических факультетов страны. Однако в курсе неврологии даже в учебнике Л. О. Бадаляна не приводится система кровообращения головного мозга, в связи с чем мы уделим этому вопросу специальное внимание.

Желательно, чтобы логопеды помнили азы невропатоло­гии, которые им преподавались на 1-м или 2-м курсах.

Приведем небольшой текст из учебника по неврологии Л.О. Бадаляна (стр. 62—63).

В «глубине» средней части оба полушария мозга соединены между собой большой спайкой — мозолистым телом. В каждом полушарии различают доли: лобную, теменную, височную, за­тылочную и островок.

Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глу­бокими бороздами. Наиболее важны три глубокие борозды: центральная (роландова), отделяющая лобную долю от темен­ной; боковая (сильвиева), отделяющая височную долю от те­менной, и теменно-затылочная, отделяющая теменную долю от затылочной на внутренней поверхности полушария.



Стратегия и тактика восстановления речи


Каждое полушарие имеет верхнебоковую (выпуклую), ниж­нюю и внутреннюю поверхность.

Сверху полушарие покрыто корой — тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток (см. Г.И. Поля­ков, А.Р. Лурия, 1969).

Кора головного мозга — наиболее молодое в эволюцион­ном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельнос­ти организма, в осуществлении сложных форм поведения и становления психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно со­стоит из проводников. Из-за образования мозговых извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увели­чивается.

Общая площадь полушарий составляет 1200 кв. см, причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 — на ви­димой поверхности полушарий. О последнем обстоятельстве нельзя забывать.

В 1975 году в свет вышла коллективная монография сотруд­ников НИИ неврологии АМН СССР «Сосудистые заболевания нервной системы» под редакцией академика Е.В. Шмидта. В этой огромной монографии особое место занимают главы, на­писанные патологоанатомами А.Н. Колтовер и Н.В. Верещаги­ным, а также самим Е.В. Шмидтом. Кроме этого источника информации, необходимого для базисного исследования ВПФ при сосудистых заболеваниях головного мозга, имеет огромное значение цикл монографий Н.В. Верещагина с соавторами, труды сотрудников Института мозга АМН СССР — Г.И. Поля­кова, С.Б. Дзугаевой, труды сотрудников МГУ Е.Д. Хомской и других учеников и сотрудников А.Р. Лурия и, несомненно, труды самого А.Р. Лурия.

Обратимся к рисункам и схемам, заимствованным из их работ. Начнем с рисунка изображения очага поражения у боль­ного, наблюдаемого, версифицированного и опубликованного


П. Броком (рис. 1), первым обнаружившим место «локализа­ции» моторной афазии. Как видно, очаг поражения у этого больного располагается не только в нижней лобной извилине, но распространяется на передневисочные и нижнетеменные доли. В настоящее время такая форма афазии называется ком­плексной моторной или сенсомоторной афазией. Более по­дробно о работах первооткрывателей очагов поражения коры головного мозга смотрите в прекрасной монографии И.М. Тонконогого «Введение в клиническую нейропсихологию» (1973).

1. МОЗГОВОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ

Н.В. Верещагин и др. (1993), описывая современные мето­ды исследования мозгового кровообращения, указывают, что в настоящее время разработаны различные методы изучения со­стояния мозга и особенностей нарушения мозгового кровооб­ращения (МК), позволяющие дифференцировать преходящие


нарушения МК, состояние стенок сосудов от значительного поражения магистральных сосудов головного мозга, приводя­щих к стойкой мозговой патологии. Причем электронные ме­тоды (КТ, ГМ и др.) постоянно находятся в развитии и насчи­тывают множество модификаций.

В последние годы большое распространение получил метод магнитно-резонансного изучения мозгового кровотока и пора­жения вещества мозга, а также исследования магистральных артерий головы при помощи ультразвуковой доплерографии (УЗДГ). Метод УЗДГ позволяет определить извитость сосудов,


М. К. Шохор-Троцкая

наличие в них не только склеротических бляшек, но и их вели­чины, места расположения и т.п.

Все данные изучения мозгового кровотока, предупрежде­ния риска нарушения мозгового кровообращения решают чрезвычайно важный вопрос — возможность своевременного нейрохирургического вмешательства или проведения экстрен­ной медикаментозной терапии.

Метод КТ головного мозга позволяет определить не только величину инфаркта мозга, но и прогнозировать темп и степень восстановления высших психических функций (ВПФ), харак­тер инсульта (ишемию, геморрогию, разрыв аневризмы), нали­чие опухолевого процесса и даже определить по величине ви­сочной «площадки», лобной и затылочной долей доминантное по речи полушарие.

В 1975 году под редакцией Е.В. Шмидта вышла моногра­фия «Сосудистые заболевания нервной системы» с многочис­ленными иллюстрациями вариантов нарушения сосудистой системы головного мозга в норме и патологии (см. рис. 3, 4, 5, 6, которые подготовлены в основном А.Н. Колтовер).

В высшей степени ценны для афазиолога не только дан­ные, приведенные Н.В. Верещагиным и Е.В. Шмидтом, но и С.Б. Дзугаевой «Проводящие пути головного мозга человека» (1975), которые позволяют по-новому посмотреть на проблему компенсации нарушенных ВПФ, поскольку именно проводя­щие пути головного мозга человека «подсказывают», на какие сохранные отделы мозга можно опираться, чтобы построить новый, научно обоснованный метод компенсации нарушен­ных ВПФ. Использование всех этих аспектов жизнедеятель­ности головного мозга (ГМ) позволяет своевременно произ­вести нейрохирургическую операцию по наложению анаста-мозов тромбированных сосудов головного мозга, содействую­щую скорейшему восстановлению ВПФ.

Одним из существенных пробелов в проблеме восстановле­ния высших корковых функций после нарушения мозгового кровообращения является странное игнорирование афазиоло-


гами системы кровообращения полушарий головного мозга (рис. 3, 4, 5, 6).

Невропатологи же при постановке диагноза заболевания постоянно фиксируют внимание на том, в какой области мозга пострадала сосудистая система кровообращения, подчеркивая, что пострадал либо весь бассейн левой средней мозговой арте­рии, либо передние или задние ее ветви, либо пострадали не только поверхностные, корковые отделы, но и глубинные от­делы мозга.

Мы специально приводим многочисленные рисунки кро­вообращения коры и подкорки головного мозга, чтобы логопе-


дам стало ясно, что при афазиях в основном страдает кровооб­ращение в сосудах лобной, височной и теменной долей и оста­ется сохранной очень важная для преодоления речевых функ­ций затылочная доля, снабжаемая из ветвей позвоночной арте­рии. Позвоночная артерия, как показали исследования (Н.В. Верещагина и др.), отчасти снабжает задние и нижние отделы височной доли и разные уровни подкорковых отделов мозга.

Е. Кок, Т. Дудова, Н. Смирнова, О. Соколова в статье «Рас-1 стройства зрительных функций при нарушении кровообраще­ния в системе задней мозговой артерии и их роль в оценке тру­доспособности» (1967) пишут, что нарушение кровообращения в системе задней мозговой артерии проявляется особым кли­ническим синдромом, главная составная часть которого — зрительные расстройства, обусловленные поражением зри-


тельной функции, зрительной коры (поле 17) или прилежащих зон, участвующих в организации зрительного гнозиса — «ши­рокой зрительной сферы», по выражению Пётцля (1928). Зри­тельные расстройства проявляются в первую очередь дефекта­ми поля зрения в виде полной, верхне или нижнеквадратной гемианопсии (И. Меркулов, 1959 и др.)


М. К. Шохор-Троцкая

Помимо нарушений поля зрения нередко возникают оп-тикогностические и другие расстройства высших корковых функций. Они имеют определенное влияние на трудоспособ­ность больного. Их характер различен при поражении доми­нантного и субдоминантного полушарий большого мозга. До­статочно детально изучены расстройства при «синдроме зад­ней мозговой артерии» левого доминантного полушария: когда прежде всего происходит нарушение чтения — оптическая алексия, которую нередко называют «чистой», то есть не со­провождающейся нарушением письма. Это расстройство при­водит к потере способности работать по специальности, если она связана с чтением. Алексия обычно сочетается с расстрой­ствами «цветовых понятий», то есть нарушением обобщенно­го восприятия цвета, забыванием, а иногда и непониманием словесных обозначений цветов. В анатомически верифициро­ванных случаях обнаруживается поражение коры и белого ве­щества.

Ряд авторов отмечает у больных некоторые дефекты пред­метного гнозиса.

При поражении правого полушария наблюдались рас­стройства элементарных форм зрительного гнозиса — сниже­ние непосредственной зрительной памяти, нарушение способ­ности цельного восприятия образа. Наиболее характерной для закупорки правой затылочной артерии оказалась агнозия на лица.

При поражении височной доли правого полушария голов­ного мозга наступает акустическая агнозия на все виды нере­чевых сигналов внешнего мира (шумы воды, машин, пение птиц и т.п.), амузия. При поражении теменных и заднелобных отделов правого полушария возникают редко встречающиеся оральная апраксия, праксис, приобретаемый ребенком в воз­расте от 2 до 7 лет, дезориентация в «схеме» тела, апраксия «одевания», пользования дверями, включения и выключения света и газа, апраксия «ходьбы».



Стратегия и тактика восстановления речи


Сохранность всех этих видов праксиса помогает ориенти­роваться в пространстве, в «схеме» тела. Оральный праксис (умение произвольно надуть щеки, произвольно закрыть и от­крыть рот, высунуть язык, пощелкать им и т.п.) используется при преодолении апраксии артикуляционного аппарата.

Г.И. Поляков, рассматривая механизмы скрытой активнос­ти мозга, обращает особое внимание на центральнонервное рефлекторное кольцо как основу условного рефлекса, а у чело­века — навыка.

Особая ступень усложнения в эволюции животного мира и своих внутренних состояний связана с развитием централизо­ванной нервной системы. Данная ступень представлена наибо­лее глубоко внутри организма — непосредственно в самой нервной системе — замыкающимся функциональным кругом обратной связи, который Г.И. Поляков обозначает как «цент­ральнонервное рефлекторное кольцо». Посредством его реали­зуются наиболее интимные процессы сигнальной деятельнос­ти, имеющие отношение к наиболее сложно и тонко организо­ванным компонентам рефлекторных актов организма и к его «внутренним представлениям» о внешнем мире и о себе самом. К центральнонервному рефлекторному кольцу приурочены наиболее ответственные функции определения сигнального значения раздражителей, выбора ответных реакций в соответ­ствии с внешними ситуациями, накопления опыта прошлого и предвидения будущего (память и «воображение»).

Основным физиологическим назначением центрально-нервного рефлекторного кольца как субстрата замыкания об­ратной связи непосредственно в самой нервной системе явля­ется обеспечение устойчивости вырабатываемых реакций во времени, что представляет собой существеннейший момент всякой приспособительной рефлекторной деятельности (Г.И. Поляков, 1967).

Физиологическую подоплеку длительных следовых реак­ций составляют постоянно возобновляемые циркуляции им­пульсов по замкнутым цепям нейронов. Благодаря такой само-


М. К. Шохор-Троцкая

поддерживающейся взаимной стимуляции соответствующих комплексов нейронов обеспечивается протекающая во време­ни активность мозга, которая и должна быть положена в осно­ву физиологического механизма закрепления как передающих­ся по наследству, так и прижизненно вырабатываемых времен­ных связей (ассоциаций).

Г.И. Поляков, рассматривая природу условных рефлексов и навыков, подчеркивает, что нервная система с ее линиями связей с воспринимающими и исполнительными элементами формируется как центральная часть всего рефлекторного уст­ройства, функционально объединяющая все входы организма со всеми его выходами.

Наиболее общим свойством всех рецепторов является гене­рация в них электрических импульсов при воздействии раздра­жителей; благодаря этому они играют роль приборов, запуска­ющих нервную сигнализацию. Было также установлено, что существуют функционально различные группы рецепторов, реагирующие на разные физические параметры раздражителя. Некоторые рецепторы отвечают только на включение, дру­гие — на выключение раздражителя, третьи — на изменение его интенсивности. В последнем случае имеет место реакция рецепторов не на сам сигнал, а на его изменение во времени, то есть на производное данного сигнала. Например, сигнал по зрительному волокну посылается лишь тогда, когда достигает определенного уровня скорость изменения светового воздей­ствия.

2. СТРОЕНИЕ КОРЫГОЛОВНОГО МОЗГА И ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Цитоархитектонически во вторичных полях ядерных зон ко­ры выступают на первый план те элементы их нейронной структуры, которые приспособлены для переключения прихо­дящих из подкорки афферентных импульсов через посредство зерновидных клеток слоя IV на крупные пирамиды нижнего



 



 


уровня слоя III, дающие начало наиболее мощной системе ас-социационных связей коры (Г.И. Поляков, А.Р. Лурия, 1969) (рис. 6,7,8,9).


М. К. Шохор-Троцкая

Вторичные поля ядерных зон (рис. 6, 7, 8, 9) играют весьма существенную роль в осуществлении взаимной связи отдель­ных раздражителей, выделяемых через посредство первичных полей, а также в функциональном объединении ядерных зон раз­ных анализаторов в процессе интеграции сложных комплексов рецепций, идущих по разным анализаторам. Эти поля имеют, таким образом, преимущественное отношение к осуществле­нию более сложных форм координированных психических процессов, связанных с детальным анализом соотношений конкретных предметных раздражителей и с ориентировкой в конкретном окружающем пространстве и времени.

Возбуждение, возникающее во вторичных полях, имеет тенденцию распространяться на значительно более широкие территории коры за пределами данной ядерной зоны.

Афферентные импульсы, направляющиеся в кору от рецеп-торных поверхностей органов чувств, достигают этих полей через большое число дополнительных переключений в так на­зываемых ассоциационных ядрах зрительного бугра в отличие от афферентных импульсов, направляющихся в первичные поля коры более коротким путем через так называемые реле-ядра зрительного бугра (А.Р. Лурия, 2000, стр. 47).

«Морфологическим выражением дальнейшего усложнения функциональных отношений между анализаторами является тот факт, что в процессе прогрессивного роста ядерных зон анализаторов по поверхности полушария возникает взаим­ное перекрытие этих зон с образованием особых «зон перекры­тия» корковых концов анализаторов. Эти корковые формации, представленные в задней части полушария полями верхней и нижней теменной областей, средней височной и височно-те-менно-затылочной подобластей, имеют отношение к наиболее сложным формам интеграции совместной деятельности зри­тельного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Как мы увидим ниже, при поражении этих территорий рас­страиваются главным образом наиболее обобщенные проявле­ния корковой деятельности, опирающиеся на совместную ра-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: