Демокрит (460-370 гг. до н. э.) одним из первых предложил идею эволюционного развития общества и государства.
Основные идеи Демокрита:
• цель создания государства - обеспечение своим гражданам спокойной и безопасной жизни;
• идеальной является новая форма правления - смешанная - которая представляет демократию с правлением аристократии духа;
• разделение всего населения на толпу и мудрецов; • придание большого значения законам морали, которым подчиняются мудрецы, достигшие эвтюмии (спокойствия и равновесия духа);
• определение закона как предписания для толпы, помогающего сдерживать зависть и злобу людей.
Софисты - философы, занимавшиеся платным обучением молодежи искусству риторики. Прославились новыми идеями в сфере политических и правовых учений.
Традиционно выделяют 2 течения софистов - старшие и младшие софисты.
К группе старших принадлежал основатель софистики Протагор (481-411 гг, до н. э,). В «Мифе о Прометее» им высказаны следующие идеи:
• любой человек изначально обладает гражданскими добродетелями (стыдом и правдой), следовательно, каждый должен участвовать в государственных делах; • государственная деятельность регулируется законами, следовательно, каждый гражданин должен изучать законы и выполнять их;
• преступивший закон человек подвергается наказанию с целью справления и раскаяния.
Иные софисты этого течения решали проблемы соотношения «естественных» и «искусственных» законов.
Горгий (483-375 гг. до н. э.) различал. • писаные законы, которые установлены самими людьми;
• неписаные законы (мировой закон, справедливость), которые стоят выше законов людей.
Гиппий (460-400 гг. до н. э.) одним из первых провозгласил различия между естественными и позитивными законами.
Антифонт высказывал взгляды о естественном (природном) равенстве всех людей. Неравными же граждан, по его мнению, сделали человеческие законы, которые зачастую приносят лишь вред.
К группе младших софистов относятся Фрасимах, Критий, Алкидам, Ликофрон.
Фрасимах - один из самых заметных представителей этого течения. Его идеи таковы:
• любые законы установлены для пользы сильнейшего; • любая государственная власть носит насильственный характер; • следовательно, политика - это сфера действия человеческих интересов, где не властны законы нравственности.
Критий, отрицая мысль о божественном создании правовых институтов, утверждал, что государство, законы и религию создали сами люди.
Алкидам, Ликофрон и некоторые другие софисты, противопоставляя законы природы и законы государства, выдвигали идею о всеобщем равенстве, хотя это и не повлекло за собой призывов к отмене рабства.
Впоследствии термин «софистика приобрел негативное значение, так как софистов стали занимать уже не философско-правовые проблемы, а психологические методы давления на противника в споре с целью выиграть этот спор любыми способами.
Сократ (469-399 гг. до н. э.) выступил с резкой критикой идей софистов и выдвинул свою политико-правовую концепцию, основными положениями которой явились следующие утверждении:
• государственное управление - занятие, которым должен заниматься гражданин, обладающий специальными знаниями в этой сфере;
• цель государства и его правителей - достижение справедливости;
• справедливость, будучи единой для всех, воплощена в хороших законах, • эти законы должен знать и соблюдать каждый гражданин государства.
Сократ разделял все нормы:
• на нормы позитивного права; • положения естественного права.
Законы (позитивное право) отличаются от положений естественного права, хотя оба вида права восходят к разумному началу.
Также Сократ утверждал, что умеренная форма правления наиболее подходит к идеальному государству, а законность и правопорядок занимают в государстве первое место.
(7.Платон о формах правления и об идеальном полисном строе. Учение Платона о праве.)
Политико-правовые идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) описаны в произведениях «Государство», «Законы», «Политик» и и др.
Основные идеи Платона:
• причина возникновения государства - многообразие человеческих потребностей, • способ наилучшего их удовлетворения - выполнение каждым гражданином четко определенных трудовых функций;
• разделение трудовых функций происходит на основе умений каждого человека.
Платон разделял всех жителей полиса на следующие категории:
• правителей - философов, которым присуще разумное начало;
• воинов, которым присуще яростное начало;
• земледельцев и ремесленников, которым присуще вожделеющее начало.
Главной причиной всех бед в государстве Платон считал эгоизм и частнособственнические устремления отдельных людей.
Для построения идеального государства Платон предлагал:
• установить жесткий надзор над поведением каждого гражданина;
• упразднить семью;
• отменить частную собственность.
В этом же произведении Платон приводит классификацию форм правления по уровню их правильности. Правильные формы правления, по Платону: • аристократия; • монархия.
При указанных формах организации государства лучшие выборные правители - философы (один или несколько) будут царствовать на благо народа, а все граждане будут жить счастливо.
Неправильные формы:
• тимократия представляет собой правление воинов, а не философов. Государство с такой формой устройства постоянно воюет (Спарта, Крит). Постепенно тимократия вырождается в олигархию;
• олигархия характеризуется накоплением богатств у частных лиц, введением избирательного ценза, участием в управлении только состоятельных людей. Последующая волна возмущений неимущих и не участвующих в решении государственных дел граждан приводит к перевороту и смене власти и установлению демократии; • демократия уравнивает всех в правах и предоставляет слишком много свободы гражданам. Рано или поздно чрезмерная свобода приводит к беспорядку, необходимости жесткой власти и демократия перерастает в тиранию;
• тирания, являясь наихудшим видом государственного устройства, предоставляет свободу действии только тирану. За всеми остальными гражданами установлен тотальный контроль. При тирании свободы слишком мало.
Политико-правовые идеи, описанные Платоном в произведении «Законы», представляли иную, более реалистичную модель государственного строя.
Таким образом, пройдя через круговорот смены форм правления, жители полиса должны понять, что лучшей формой правления являются монархия и аристократия.
Основные признаки идеального государства Платона: • проживание в полисе 5040 граждан (рабы и иностранцы не входили в это число); • выделение каждому гражданину земельного участка;
• введение запрета на занятие ростовщичеством, владение золотом, серебром и предметами роскоши;
• признание семьи ячейкой общества, но все вопросы воспитания должны быть государственным делом;. разделение общества на 4 сословия. Критерием разделения должно быть имущественное положение человека, представители первых 2 сословий могут занимать государственные должности;
• уравнивание прав женщины и мужчины. Но женщины не должны входить в число высших правителей; • образование государственных органов путем выборов, в которых участвуют только граждане полиса.
Структура государственных органов в идеальном государстве, по Платону, должна быть была представлена: • коллегией, состоящей из 37 правителей; • советом, состоящим из 360 членов (по 90 от сословия); • «ночным собранием», состоящим из 10 самых мудрых и старейших граждан.
Гарантией законности являлось развитое судопроизводство.
(8. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Теория справедливости.)
Идеи Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), описанные в произведениях «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика», затронули различные сферы общественной жизни.
Основные идеи Аристотеля в области государственного строительства:
• рассмотрение политики в тесной связи с этикой, то есть установленной в обществе системой морали;
• обоснование патриархальной теории государства.
Базисным положением патриархальной теории государства является тезис «человек - животное политическое и общительное». Личность нуждается в общении и объединении с себе подобными.
Видами объединения людей в обществе являются:
• семья, то есть первичное объединение мужчины, женщины и детей;
• селение, представляющее собой объединение нескольких семей;
• полис- объединение нескольких селений.
При данной организации объединений власть правителя полиса -продолжение власти отца в семье.
Основными признаками полиса являются наличие единой:
• территории; • конституции; • правительства.
Целью полиса являлось достижение счастья его гражданами - свободными и разумными людьми. Но Аристотель допускал возможность существования института рабства в полисе. Исключение составляли эллины, которые, по мнению Аристотеля, «изначально были рождены быть свободными».
Внутри правового государства господствовало право, отождествленное с политической справедливостью. Аристотель разделял политическую справедливость: • на уравнивающую; • распределяющую.
Уравнивающая справедливость имеет своим критерием абсолютное количественное равенство («арифметическое равенство»). Она присуща такой форме государственного правления, как демократия, и применяется в области гражданско-правовых сделок, при наказании и возмещении ущерба.
Распределяющая справедливость критерием имеет «геометрическое равенство» и представляет собой распределение благ по достоинству каждого члена общества. Она присуща такому виду государственного устройства, как аристократия.
Правильные формы государственного устройства, по Аристотелю:
• монархия; • аристократия; • полития.
Из правильных форм полития - самая лучшая, так как она содержит в себе достоинства всех государственных норм управления.
Признаки политии:
• преобладание в обществе среднего класса; • представление собственников земли в качестве опоры государственной власти;• допуск к управлению только воинов, обладающих достаточным богатством и благородством происхождения; • распределение благ, проводимое по принципу справедливости.
Неправильными формами государственного устройства, по Аристотелю, являются: • олигархия; • демократия; • тирания.
Из неправильных форм лучшей признается демократия.
Аристотель подчеркивал преемственность форм государственного устройства и наличие тенденции перехода их из одной в другую.
Основной идеей Аристотеля в области права было выделение.
• естественного(природного) права; • условного (установленного людьми) права.
Естественное право обусловлено политической природой человека и существует вне зависимости от его признания или непризнания.
Условное право включает в себя писаные законы и неписаное право (обычаи).
В экономике Аристотель был сторонником частной собственности. По Аристотелю:
• институт частной собственности способствует упорному и производительному труду;
• институт общей (коллективной) собственности не дает стимулов к работе и развивает леность.
5. Политико-правовые теории Эллады в эпоху эллинизма: Эпикур, стоики, Полибий
Эпикур (341-270 гг. до н. э.) был продолжателем учения Демокрита, считая, что формирование человека является частью естественного процесса всеобщего развития.
В политической сфере Эпикур:
• был сторонником договорной теории происхождения государства, согласно которой люди заключили между собой договор и создали государство, чтобы не терпеть лишений и не причинять друг другу вреда;
• считал лучшей формой государственного устройства умеренную демократию, где наилучшим образом сочетаются законы и максимальная степень свободы для самовыражения индивида;
• призывал людей жить в соответствии с положениями заключенного договора о создании государства;
• убеждал граждан отдалиться от участия в политике и жить, проводя свое время в самосовершенствовании.
В правовой сфере Эпикур высказывал идеи:
• о невозможности существования естественного права до момента заключения договора между людьми;
• толковании естественного права как представления о справедливости, отвечающего природной правде;
• традиционном выделении законов общества, которые направлены на защиту от толпы мудрых.
Зенон Китионский (336-264 гг. до н. э.), как основатель стоицизма и последователь Платона и Аристотеля, резко критиковал взгляды Эпикура. Он основывал свою теорию на существовании судьбы, которая управляет всем мирозданием и представляет собой универсальный закон, которому все подчиняется.
В политической сфере стоики:
• поддерживали естественно-правовую теорию происхождения государства (по этой теории государство возникло согласно законам природы и его цель - обеспечить благо всем своим гражданам);
• высказывали мысль о едином мировом государстве, основываясь на единстве для всех людей законов природы;
• считали аристократию, монархию лучшими формами правления.
В правовой области стоиками выделялись: • естественное право, представленное «законом судьбы»; • общественные установления в виде обычаев и законов.
Дальнейшее свое развитие стоицизм получил в политико-правовых доктринах Древнего Рима.
(9. Учение Полибия о круговороте политических форм.)
Полибий (210-123 гг. до н. э.) одним из первых применил историко-политический метод при изучении причин образования и развития государства и права. Его главным произведением является «История в сорока книгах».
Полибий выделял следующие формы государственного устройства:
Правильные | |
монархию; | тиранию; |
аристократию; | олигархию; |
демократию; | охлократию (власть толпы) |
Формы последовательно сменяют друг друга. У каждой из них есть свои недостатки, которые являются причиной смены режима. Поэтому Полибий, как и Аристотель, предлагает смешанную форму правления, где будут заключены все лучшие признаки каждой из представленных форм.
В правовой сфере Полибий выдвигал идеи: • об естественно-правовой природе государства и права; • необходимости придания большего значения законам и обычаям.
Законы и обычаи должны соответствовать судьбе как единому универсальному закону мироздания.
В дальнейшем взгляды Полибия оказали влияние на разработку теории разделения властей.