Отличительными особенностями стран средневекового Арабского Востока были:
- переход арабских племен от родового строя к государственному;
- зарождение феодализма;
- появление новой религии - ислама, позже ставшей мировой религией (ислам отвечал потребностям объединения племен, вытесняя племенные культы); - дуализм развития теократической и философской политико-правовых концепций.
Основателем ислама считается пророк Магомет (570-632), живший на Аравийском полуострове.
Основные постулаты ислама:
- отражение интересов различных слоев населения;
- представление власти как данной от Бога; - провозглашение безусловной покорности власти;
- провозглашение формального равенства;
- признание и оправдание имущественного и социального неравенства;
- регламентация всех сторон жизни мусульманина Шариатом (религиозным мусульманским законом).
Внутри мусульманского права существуют следующие источники правовых норм:
- Коран (собрание проповедей и откровений пророка Мухаммеда);
- Сунна (собрание преданий о жизни Мухаммеда);
- Кияс (собрание суждений по аналогии и сравнений);
- Иджма (собрание решений, вынесенных авторитетными мусульманскими правоведами);
- Фетва (собрание письменных заключений высших религиозных деятелей на решения светских властей относительно вопросов общественной жизни).
В исламе существуют 2 основных религиозных течения: сунниты и шииты.
Последователи данных школ представляют различные методы толкования положений Корана, Сунны и других религиозных текстов.
Представители суннитской школы были разделены на следующие направления:
- ханафитская школа. Ее представители признавали в качестве основных источников права Коран, Сунну, Кияс и Иджму;
- маликийская и шафиитская школы. Представители этих «умеренных» школ лишь изредка прибегали к иным, нежели Коран и Сунна, текстам;
- ханбалитская школа. Представители этого течения признавали только Коран и Сунну.
Шииты были разделены на такие направления, как:
- джафаритская школа; - исмаилитская школа; - зейдитская школа.
Представители каждой из этих шиитских школ расходятся в решении вопроса о том:
- кто является законным наследником власти после смерти Магомета;
- возможно ли наследование власти людьми, не состоящими с Магометом в родственных отношениях.
В настоящее время религиозные направления ислама, представленные шиитами и суннитами, значительно трансформировались. Шииты исповедуют более радикальный (консервативный) вариант ислама. В основном, это жители современного Ирана и юга Ирака. Сунниты -представители умеренного направления ислама, подвергшегося влиянию других культур. Основная часть суннитов проживает в Турции, центральной части Ирака, средиземноморском побережье Африки.
Положения ислама о сущности государства заключались в работах следующих арабских философов:
- Аль-Фараби; - Ибн-Рушда; - Ибн-Хальдуна.
Аль-Фараби (870-950) определил государство как моральную общность людей, объединенных общими нравственными устремлениями и интересами.
Среди типов государства он выделял: - добродетельные; - коллективные; - невежественные.
Критериями выделения типов государств стали: - моральные ценности граждан; - умение правителя управлять.
Добродетельное государство идеально для граждан, так как его целью является достижение счастья и блага для всех.
Коллективное государство занимает промежуточное положение между добродетельным и невежественным государствами, но в нем превалирует невежество.
Невежественное государство является противоположностью добродетельному государству.
Все отношения внутри его базируются на противоречиях между слоями населения, позабывшего Пророка.
Учение Ибн-Рушда (1126-1198), известного в Европе под именем Аверроэса, а в России - Авиценны, основывалось на следующем:
- отстаивании идеи о существовании 2 истин - философской и религиозной. Философская истина доступна ученым, религиозная истина доступна большей части общества;
- выдвижении теории о первоначальном неравенстве людей и возникновении сословий в догосударственный период;
- объяснении причины возникновения государства как института для удовлетворения общественных потребностей.
Выделял Ибн-Рушд и признаки идеального государства, которые заключались:
- в наличии общности людей, организованной на основе приобщения граждан к добродетели и знанию;
- разделении труда;
- выборности правителя;
- наличии справедливых законов;
- сохранении религии как источника знания для большей части населения.
Ибн-Хальдун (1332-1406) известен как один из первых разработчиков классификации форм правления. Отличительной особенностью его доктрины было объединение философского и юридического подходов к рассмотрению сущности реально существующего мусульманского государства.
В ходе развития любого государства Ибн-Хальдун выделял следующие периоды:
- возникновение новой принудительной власти;
- объединение власти в одних руках;
- период расцвета государства;
- период смены режима и переход к тирании;
- упадок и последующая гибель государства.
Также Ибн-Хальдун выделял такие формы правления, как:
- «естественная монархия». При данной форме управление государством осуществляется только в интересах правителя данного государства;
- «политическая монархия». Правление при этом типе основывается на признании интересов граждан. Но отрицательной стороной данной формы правления является отсутствие религиозных норм при управлении; - халифат. Управление государством с данной формой правления построено на принципах мусульманского права и полностью учитывает интересы как правителя, так и граждан.
17. Возникновение и развитие политико-правовых доктрин в России (Илларион, Нестор, Владимир Мономах, Даниил Заточник). Российская политико-правовая мысль XV - XVI вв. Концепция "Москва-Третий Рим".
Илларион (сер. XI в.) в своем произведении «О Законе и Благодати» дал анализ политико-правовых явлений современной ему Руси.
В первой части произведения он описал различия между понятиями «закон» и «истина»:
- закон - внешнее установление - предписание, регулирующее насильственными методами поведение человека в обществе;
- истина - высоконравственное состояние человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивном действии закона.
Вторая часть произведения посвящена описанию государственно-правовой системы Руси:
- князь являлся единственным главой государства;
- источник власти князя - воля Бога;
- цель правления князя - обеспечение интересов своих подданных;
- основа правления князя - закон, справедливость и доброта.
Третья часть «Слова» дает представление о задачах, стоящих перед Русью:
- обеспечение мира с соседними странами;
- формирование сильного государств;
- организация хорошего управления внутри государства.
Нестор (нач. XII в.) в произведении «Повесть временных лет попытался ответить на 2 вопроса:
- «откуда есть пошла Русская земля»;
- насколько обоснованным и правомерным явилось занятие русского престола Рюриковичами.
В качестве ответа на оба вопроса Нестор приводит теорию о приглашении норманнов Рюрика, Синеуса и Трувора к правлению Русью.
Эта договорная теория давала доказательство законного происхождения власти Рюриковичей.
Внутреннюю организацию государства Нестор представлял так:
- князь - единственный глава государства действовал на основе решений, принятых совместно с дружиной. - дружина - совещательным органом при князе формировалась представителями военной знати и старейших мужей.
Совместно князь и дружина вырабатывали план действий по управлению государством. Наряду с задачами по - обеспечение высокого уровня отправления правосудия.
Владимир Мономах, княживший в 1113-1125 гг., в произведениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Повествование» рассматривает проблемы происхождения и организации верховной власти, вопросы правосудия и международных отношении.
Политическая доктрина Мономаха:
- наилучшая форма правления представлена в виде правления князя, опирающегося на дружину;
- идеальный правитель - князь, наделенный умом, чувством справедливости, доброты и верности словам.
В сфере судоустройства Мономах призывал:
- судить по закону, справедливо, но милостиво;
- судить на основе принципа равенства перед законом;
- искоренять беззаконие;
- отменить смертную казнь.
В сфере взаимоотношений Церкви и государства Мономахом было сделано предложение о том, что государство должно заботиться о Церкви и ее служителях.
В сфере международных взаимоотношений Мономах выступал с идеей равенства всех народов; высказывал мысли об ответственности военных перед мирным населением, которое не должно страдать от военных действий между князьями.
Даниил Заточник представил новую политико-правовую концепцию, которая заключала в себе следующую схему государственного устройства:
- князь был единым главой государства;
Дума являлась совещательным органом при князе. Дума формировалась из людей, обладающих умом, а не богатством или солидным возрастом. Члены Думы представляли различные сословия.
Даниил давал критический анализ современной политической обстановки на Руси. Он выделял следующие негативные черты современной ему общественной жизни: боярское беззаконие; корыстолюбие управляющих князя; неправедное поведение духовенства.
Основой для решения всех проблем внутри государства Даниил видел правление мудрого князя.
Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим"
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием "Москва – третий Рим", был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношения с подданными и церковной организацией.
Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от "правды", но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать "плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих".
В своих Посланиях Филофей поднялся до понимания исторических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших судьбу его родины в острополитической ситуации конца XV – начала XVI в., приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия: ныне "вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Некоторые исследователи усматривали в идее провиденциализма элементы агрессии, выражение желания распространения влияния России, в той или иной форме, на другие страны. Подобное толкование доктрины Филофея неоправданно. Несомненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию.
Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.