Тема. Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351).




 

Цели урока: сформировать умение сжато излагать текст.

 

I. Анализ художественного текста и подготовка к сжатому изложению пятой главы рассказа Л. Андреева «Кусака».

 

Данная работа предлагается как обучающая. Если на уроке литературы этот рассказ Леонида Андреева ещё не изучался, учитель на предыдущем уроке русского языка даёт пятиклассникам задание внимательно прочитать рассказ или перед началом работы над пятой главой излагает содержание 1-4 глав.

Затем учащиеся внимательно читают пятую главу и определяют её главную мысль и основное настроение, которое передаёт автор, -- настроение отчаяния и безысходности.

На следующем этапе работы определяем, каким образом автору текста, который нужно будет изложить ученикам, удалось передать эту мысль и это настроение. Для этого обращаем внимание на композицию, типологию текста и те языковые средства, которые были использованы Андреевым.

Прежде всего определяем количество частей – три; затем выясняем, какие типы речи использовал автор: описание действий (часть 1), описание состояния природы (часть 2), описание внутреннего состояния живого существа (часть 3). После этого определяем, какие подробности при сжатом изложении содержания каждой части можно опустить, рассказывая о том, как безоглядная любовь Кусаки к людям, её безграничное доверие натолкнулись на человеческий эгоизм и равнодушие. Напоминаем пятиклассникам о необходимости сохранить мысль о том, что нет ничего страшнее, когда потеряна вера в существование любящего сердца, и передать всю глубину отчаяния Кусаки, вновь оказавшейся в одиночестве.

 

II. Написание изложения.

 

III. Д. з.: упр. 384.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 20 мин., II этап – 20-25 мин., III этап – 2 мин.

 

Уроки 67-68.

Тема. Виды предложений по цели высказывания (§25).

Урок 67.

Тема. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

 

 

Цель урока: повторить сведения о классификации предложений по цели высказывания.

 

I. Проверка умения проводить разбор предолжений по членам (проверка домашнего задания (упр. 385, 383, 384)).

II. Самостоятельная работа.

1 вариант Задание 1. Расскажите об определении. Приведите 2-3 примера. 2 вариант Задание 1.Расскажите о дополнении. Приведите 2-3 примера.

Задание 2. Запишите текст, разберите предложения по членам.

 

Осенью я часто ночую в беседке в глубине сада. По утрам в беседку с удивлением заглядывают воробьи. Их смертельно занимают часы. Воробьи осторожно подбираются к ним, слушают тиканье, а потом сильно клюют часы в циферблат.

(По К. Паустовскому)

 

Это задание предлагается, чтобы выяснить, какие трудности испытывают пятиклассники при разборе предложений по членам. Текст может быть прочитан учителем или записан на доске. Ещё один вариант записи текста – диктант «Проверь себя».

 

1 вариант Задание 3. Выпишите из текста три словосочетания, в которых зависимое слово выполняет в предложении роль обстоятельства времени. 2 вариант Задание 3. Выпишите из текста три словосочетания, в которых зависимое слово выполняет в предложении роль обстоятельства образа и способа действия.

 

III. Повторение сведений о делении предложений на виды по цели высказывания (текст на стр. 146, упр. 387).

 

Нам видится очень важным добиться от учащихся осмысления термина «цель высказывания», показать, что это не искусственно созданное понятие. С целью такого осмысления соотносим это грамматическое понятие с действительностью (см. текст). Обратим внимание и на то, что принцип этой классификации предложений вынесен в название параграфа.

Прежде чем обращаться к тексту учебника, можно предложить пятиклассникам выполнить такое задание: записать те высказывания, которые были вами произнесены, после того как ученики сдали тетради (листки) с выполненной самостоятельной работой. Ученики запишут примерно следующее: Трудной ли вам показалась самостоятельная работа? Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня мы вспомним, что нам известно о видах предложения по цели высказывания.

На основе записанного и может состояться предварительная беседа по теме урока.

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся перечисляют виды предложений по цели высказывания и приводят свои примеры.

Д. з.: 1) подробный пересказ текста на стр. 146;

2) на выбор: упр. 389 или упр. 388 (сочинение-миниатюра).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 10-12 мин., IV этап – 3-5 мин.

 

 

Урок 68.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: