I. Анализ контрольных работ.




II. Повторение и систематизация известных учащимся сведений о глаголе как части речи (задание на стр. 125, текст на стр. 125-126).

Учебная игра.

Список постоянных и непостоянных признаков нам видится целесообразным предложить для заучивания уже на первом уроке рассмотрения темы «Глагол», чтобы пятиклассники осознали объём и перспективы изучения темы.

Чтобы активизировать учеников, можно организовать это заучивание в форме игры «Эстафета»: сначала учащиеся каждого ряда передают друг другу эстафетную палочку, перечисляя постоянные признаки глагола, затем – непостоянные и, наконец, все морфологические признаки глагола.

Очерёдность эстафеты для каждого ряда можно определить по жребию. Если участник эстафеты ошибается во время ответа, его команда получает штрафное очко. Побеждает та команда (ряд), которая придёт к финишу без штрафных очков или наберёт минимальное их количество.

III. Осмысление грамматического понятия признак применительно к глаголу (анализ текста на стр. 126-127, упр. 892).

 

IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся ещё раз перечисляют постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола и называют основные группы глаголов по значению, приводя примеры.

Д. з.: 1) работа над ошибками;

2) подробный пересказ текста на стр. 125-126;

3) упр. 899.

Чтобы организовать на следующем уроке работу по изложению художественного текста, предложим учащимся принести на урок главу «Мой дом» очерка К. Паустовского «Мещёрская сторона».

Примерное распределение времени урока: I этап – 10-12 мин., II этап – 10-15 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 895.

 

Урок 173.

Тема. Роль глагола в речи (§ 68).

Цели урока: 1) учить проводить морфологический разбор по плану (в рамках изученных категорий);

2) организовать наблюдение за использованием в речи глаголов-синонимов, глагольных фразеологизмов и подвести учащихся к осознанию роли глагола в текстах разного типа речи.

 

I. Повторение сведений о грамматических признаках глагола и формирование умения проводить морфологический разбор глагола по плану (в рамках изученных категорий) (подробный пересказ текста о грамматических признаках глагола (домашнее задание), упр. 896 с дополнительным заданием – провести морфологический разбор глаголов).

 

Выразительно прочитав текст упр. 896, учащиеся отметят, что глаголы-синонимы со значением движения поэт использует, чтобы подчеркнуть неостановимость всего того, что нас окружает.

Попробуем предложить учащимся провести морфологический разбор двух глаголов, например, катится, несётся.

 

II. Формирование представления о стилистических функциях глагола – роли слов этой части речи в создании повествования и описания действий (чтение текста на стр. 127, проверка домашнего задания, упр. 894 {ф}, подготовка к изложению-миниатюре (упр. 897), изложение-миниатюра – упр. 898).

 

Отрывок из главы «Мой дом» очерка К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона представляет собой сочетание описания и повествования. В повествовании ключевую роль выполняют глаголы перелезать, подыматься, зацепить, играть, подпрыгнуть, вцепляться, висеть, качаться, оторвать, бить, бросаться, протискиваться, застревать. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью глаголов автору удаётся передать читателю яркое, зримое представление о том, что происходит, в данном случае – описать, как коты пробираются к дому, пытаются достать подвешенную на кукан рыбу, а затем удирают от рассказчика.

Учитель может сократить задание упр. 898: предложить пересказ только второго абзаца – описания вечерних развлечений котов.

III. Определение домашнего задания.

Д. з.: на выбор – упр. 889 илиупр. 900.

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап –30 мин., III этап – 1 мин.

Резерв – упр. 893.

 

Слова для справок: заблудиться; победить; думать, размышлять; обмануть; обещать; заработать; надоедать; остановиться.

Уроки 174-175.

Тема. Инфинитив (§ 69).

Урок 174.

Тема. Инфинитив – начальная форма глагола (§ 69).

Цели урока: 1) повторить и обобщить знания учащихся о начальной форме глагола и формировать умение определять начальную форму глагола, учитывая его вид;

2) отрабатывать навыки написания ь в неопределённой форме глагола;

3) тренировать учащихся в использовании инфинитива в собственной речи.

I. Повторение и обобщение сведений об инфинитиве (чтение и анализ текста на стр. 130).

II. Отработка умения определять начальную форму глагола с учётом вида (упр. 901 (1, 2 строки)).

 

III. Отработка навыка написания ь в неопределённой форме глагола (упр. 902).

 

IV. Тренировка в использовании инфинитива в собственной речи (упр. 906, 907).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: