Учение Св. Григория Богослова




7.3.1.Вера простых людей и богословие. В эпоху жизни и деятельности Св. Григория Богослова догматические споры приобрели такой острый характер, что ими занимались люди всех состояний общества и на площадях и на рынках, и в банях и даже на свадебных торжествах и похоронных поминках. Тем самым подрывалось уважение к высоким истинам христианской веры, а со стороны язычников высказывались насмешки в адрес христиан.

Эти обстоятельства побудили Св. Григория восстановить учение александрийской школы о делении верующих на две группы: младенцев и мужей по вере. Для простых людей достаточно простое безыскусное изложение истин веры и буквальный смысл Священного Писания. Высший философский смысл христианства может быть доступен ТОЛЬКО совершенным членам Церкви. Высшие истины христианского учения должны быть ТАЙНОЙ для простецов и несовершенных.

Особенно остро нужно подходить к изложению учения у Святой Троице. Простые люди, которым доступны только чувственные представления, могут исказить в своем понимании эту высокую истину и тем оказаться ВИНОВНЫМИ в хуле на Бога и подвергнутся ВЕЧНОМУ осуждению.

Тайна Троичности может быть воспринята лишь людьми, которые возвысились до абстрактного мышления. Необходимость таинственного покрова для высших истин христианства Св. Григорий обосновывает библейскими данными о Синайском законодательстве и о Господнем преображении.

В первом событии лишь Моисей находился в облаке, а Аарон и священники стояли на горе, но вне облака, а старейшины с Надавом и Авиудом находились еще дальше от места Богоявления.

Так же и на Фаворе и в саду Гефсиманском Христос оставил при себе только Петра, Иакова и Иоанна. Из этих примеров видно, что истина о Боге усваивается верующими сообразно с их нравственным состоянием.

Для простых людей Св. Григорий признает достаточной веру во Христа воскресшего и знание символа Веры, а понимание истин веры должно быть представлено мудрейшим.

Таковыми могут считаться только люди, поднявшиеся выше плотских интересов путем аскетических упражнений и умственного развития.

Определяя границы для свободы богословского исследования Св. Григорий считает опасными рассуждения о святой Троице даже для совершенных, он допускает возможным свободные высказывания о душе, об ангелах, в воскресении, суде, мздовоздаянии, о мире и мирах, о веществе, выделяя круг вопросов, по которым в то время еще не было догматических определений.

Возможные при этом ошибки он не считает опасными.

Условия богопознания

Бог есть дух, чуждый всякой материальности, но человек обличен плотью и сознание его осуществляется через очки телесности. Тело и дух в человеческой природе враждуют между собою, и одно обычно усиливается за счет другого. Поэтому главным условием достижения истинного богопознания является отречение от чувственности, подавление плотских движений. Но совершенно освободиться от власти тела в земных условиях мы не в состоянии, поэтому и в наших представлениях о Боге неизбежен элемент материальности, несоответствующий Природе Божества.

Так, во - первых, именуя Бога духом, мы неизбежно представляем движущийся воздух, огонь - связываем с образом горящего вещества; даже прилагая к Нему определения мудрости, правды, любви — мы невольно мыслим под ними человеческие свойства. Только после смерти, отрешившись от тела, человек сможет достигнуть истинного понятия о Боге.

Во - вторых, для богопознания необходима концентрация ума и направленность его к высшей цели познания Высшего Существа. Божественная мудрость, могущество и красота яркими лучами просвечивают через все явления природы. Человек должен собрать их воедино, чтобы составить истинное понятие о Боге.

И, наконец, третьим условием богопознания является свобода от мирских забот и обеспечение досуга для размышлений о Боге.

В своих сочинениях Святитель Христов писал, что Бог есть Дух и человеку Плотскому Он отзывается частично через призму телесности. Бог может открывать себя лишь тем, кто чист душою и телом, или, по крайней мере, очищающим себя. «Рассуждать о Боге можно лишь тогда, - писал Св. Григорий, - когда бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш - ум не сродняется с нечистыми преходящими образами». Но в земных условиях этого достичь невозможно, следовательно, наше познание Бога не лишено элемента материальности, что не соответствует природе Божества. Только после смерти, отрешившись от тела, человек сможет достичь истинного познания о Боге. Для богопознания необходима концентрация ума и направленность его к высшей цели -познания Высшего Существа. Полное отрешение от земных забот при наличии свободного времени, для размышления о Боге. Если еретик Евномий учил, что через посредство имен Божиих, человек может полностью познавать существо Божие, то напротив Св. Григорий говорит, что через имена Божий мы можем определять только деятельность Бога в мире, но не Его сущность. Бог как совершеннейший Дух, выше всяких определений: выше добра, выше времени и т д. Все эти свойства, в совокупности свидетельствуют о том, чего нельзя мыслить о Боге, но не о том, что Он есть.

Учение о Св. Троице

В учении о Св. Троице Св. Георгий развивает мысль Св. Василия Великого, делая некоторые поправки. Эти особенности выражаются в следующем:

- Если Св. Василий Великий ипостасные особенности Лиц Св. Троицы указывает частью в образе бытия каждого из этих Лиц (отчество, сыновство и исхождение), частью в особой деятельности каждой из Ипостасей (святость и освящающая сила), то Св. Григорий ипостасные особенности указывает в образе бытия Св. Троицы (нерожденность, рожденность и исхождение).

- В учении Св. Василия Великого каждое Лицо Св. Троицы обозначает индивидуальное бытие. Св. Григорий на первый план выдвигает их единство, которое нельзя представить их числом, ибо источник их бытия один - Бог Отец и все они вечно существуют и едины по свойствам. У Лиц Св. Троицы одна воля, одно хотение и полное согласие в деятельности.

Далее, если Св. Василий Великий ограничивался в определении Божества Св. Духа лишь тем, чтобы Его не называли тварью, то Св. Григорий Богослов четко и определенно заявлял, что кто исповедует Духа Святого не тварью, тот признает Его Богом, потому что между Богом и тварью нет ничего общего. В своих сочинениях он ясно утверждает, что ипостасное свойство Св. Духа - исхождение Его от Отца.

В отношении же Иисуса Христа Св. Григорий в своих сочинениях требует признавать во Христе две природы - Божескую и человеческую, которые объединены единством личности Христа. Проникновение одной природы в другую началось еще в момент зачатия и сразу оно было полным, без последовательного развития. Единая Личность во Христе образуется через связь Логоса с умом человека.

Цель воплощения Сына Божия - обожение человека, которое достигается им через развитие своих свойств, составляющих образ Божий. Обожение же человеческой природы во Христе таинственно сообщается всему человечеству и является как бы закваскою обожения всего человеческого рода. Окончательного обожения люди достигнут после смерти по воскресении.

На вопрос: «Зачем нужна была смерть Христа?» Святитель отвечает: «Для того, чтобы свергнуть насилие Сатаны над человеком и Своим сошествием во ад лишить власти сильного и освободить души умерших, а Своим воскресением даровать воскресение всем верующим в Него».

Учение о Святом Духе

В учении о Св. Духе Св. Григорий Богослов отличается от Василия Великого тем, что:

- Св. Василий ради немощных в вере довольствовался формулой александрийского собора 362 года - не называть Св, Духа тварью. Св. Григорий заявлял, что кто не исповедует Духа Святого тварью, тот признает Его Богом, так как между Богом и тварью ничего среднего быть не может, поэтому он открьгго называл Духа Святого Богом, считая непоследовательными тех, которые держались одной только Александрийской формулы.

- Св. Василий личным свойством Святого Духа признавал святыню. Св. Григорий этот признак считал недостаточным потому, что святостью обладают все три Лица Св. Троицы. Ипостасным свойством Св. Духа Св. Григорий признавал исхождение Его от Отца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: