Нормативные источники римского права




Фундаментальное понятие права. Это совсем не то же самое, что законодательство. Под правом понимается совокупность юридических норм, каковые не исчерпываются законодательными актами. Не все нормативные акты государственной власти называются законами.

Помимо нормативных актов, издаваемых государством, в обществе обязательно действуют нормативные акты не государственные. Это особенно ясно в применении к СВ, т.к. огромную роль играло церковное право, не государственное по определению. Постановления соборов, монастырские уставы, папские энциклики, постановления епископов (епископские капитулярии, касавшиеся диоцеза). Свои акты, издаваемые муниципалитетами, цехами, университетами, местными инстанциями (сельскими коммунами, областными обычаями).

Кроме того, в любом обществе действует правовая практика (как заключаются сделки, составляются завещания). Это далеко не всегда прописано в действующих законах. Подразумевается, что это и так знают, т.к. это восходит к древним нормам.

Жизнь общества регулируется не только юридическими нормами, но и норматикой. Она включает в себя помимо правовых норм (ориентируют на выполнение норм по минимуму) всякие иные нормы – моральные (ориентируют на выполнение норм по максимуму), религиозные (они не имеют отношения к рационально понимаемому различию между добром и злом), технологические (как что нужно делать, в т.ч. нормы безопасности), эстетические (в прежние времена это захватывало и производство), этикет (не несет в себе морального смысла), мода (дресс-код). Из нее выделяются юридические нормы, которые изучаются юриспруденцией. Далеко не все юридические нормы – это законы. Кроме того, по идее, юриспруденция должна изучать не только государственные нормы.

Откуда взялось слово «право»? Однокоренные слова с «правый», как «правая рука». Это сближение понятий характерно для европейских христианских народов. У восточных христиан Индии его нет, у христианских народов Кавказа почти нет, для не христиан вообще оно абсолютно не характерно.

Это понятие библейского происхождения. В Библии, в т.ч. в ВЗ, существует представление о хорошей правой и плохой левой стороне. По правую руку от господа сядут праведники, по левую – все остальные. По правую руку от хозяина дома садились лучшие гости. В иврите существует сближение понятий «правый» и «правильный», «правый» и «прямой». Иероним при переводе пытался передать понятие «прямизна» и «правота» словом «directio», затем – придумал новое слово «rectitudo». В Вульгатте, почему-то, говорит «rectum». Но это понятие, тем не менее, вошло в обиход латинской христианской церкви, а затем – и всего общества. В современных языках есть такие слова (rectitude). Под этим влиянием образовались понятия, обозначающие «право» в современных германских, романских и славянских языках.

У римлян не было понятия «права». Они очень много думали о нормах (о юридических). Греческое право почти не известно. До нас дошло очень мало нормативных греческих текстов. Есть философский срез (трактаты Аристотеля), стряпчий, но собственного юриспруденческого пласта нет. Римляне осознавали, что это – одна из тех вещей, которые отличают их от других известных им культур. Почему – не известно. По какой-то причине одни народы уделяют праву большое внимание, какие-то – нет. Такими же как римляне были древние ирландцы, германцы, валлийцы. Для славян эта сфера была намного менее важна. Это очень важно для англичан (и вообще для народов, чья юриспруденция выросла из английской).

Римляне пришли к выводу, что есть нормы, установленные неизвестно кем, когда, как и почему – наверное, это от богов (fas). Например: «нельзя разорять могилы – это осквернение», «нельзя жениться на сестре – это табу». Они противопоставляли их тем, которые создали сами люди (ius). Откуда взялось это слово – никто не знает. Иногда говорится, что это производная от глагола iurare – клясться. Кто-то говорит наоборот. Ius iurare тоже можно сказать – но это из разряда «криком кричать» - искусственное усиление того же слова. Ubi citivas – ibi ius. Ius – это то, что создается людьми, а значит, ими же и модифицируется. Они никогда не обожествляли право.

Откуда слово iurisprudentia? В I в. до н.э. – I в. н.э. возникло представление о том, что есть люди, очень ученые юристы, к которым можно обращаться, когда не знаешь, как поступить, когда ни один магистрат не может принять решение. Этих людей государство наделило эстраодринарными полномочиями. Они были частными лицами, но государство даровало им право высказывать суждения по сложным вопросам, обязательные для суда. При этом, они могли высказывать абсолютно разные суждения. Это право в последней инстанции. Гай, Киприан, Юстин. Редкий институт, но не единственный в своем роде. У нас это нотариус. Их называли «prudentes» - осторожные, внимательные. То, что они творили, и было юриспруденцией.

Мы склонны ставить знак равенства между понятиями «юриспруденция» и «право». Высказывания этих юристов были одним из источников римского права. Мы употребляем слова «источники» в двух разных смыслах – источники для изучения права и источники самого права (из чего оно возникает). Второе – обычай, прецедент, нормативные акты, судебные решения, иные решения (плебисцит). В наше право входит понятие «preiuditia» - предшествующее решение по похожему делу в другой стране. Для современного права важны общие нормы международного права.

Для римского права главными источниками были обычаи. Разного типа и разного уровня. Были древние римские обычаи, относящиеся к взаимоотношениям в семье (статус pater familiae), обычаи, затрагивающие сегмент общества (только жречество), региональные обычаи в тех регионах, которые римляне считали своими. Они могли отличаться хотя бы по природным условиям. Древние обычаи – mores maiorum. Региональные обычаи – consuetudo. Бытовые – habitus. Ritus – обряд. Постановления разных органов власти. Lex – издания народного собрания. Сенат – senatus consulto. Преторы – aedictae. Некоторые другие магистраты тоже могли издать свои акты. Судебному прецеденту римляне не придавали особого значения. В самом конце республики появляются responsa великих юристов (частные люди). В императорский период некоторые из них оказались на государственной службе. Начиная с Августа появляются конституции принцепса – установления. Этот источник постепенно вытеснял остальные (последнее народное собрание в Риме – 98 г.). Со временем преторы перестали издавать каждый свой эдикт, возник вечный эдикт. Законодательство императора расширялось. Появляются мандаты – то, что они направляли в распоряжение. Были рескрипты – ответы на запросы наместников. Императорский декрет – декрет императорского суда. Все это вместе – constitutionis.

В императорскую эпоху играли роль юристы (до эпохи Северов), после которой самостоятельное творчество юристов практически прекращается.

Откуда мы это все знаем? Источники римского права в смысле текста. Главный источник – корпус Юстиниана, который включал в себя дегесты (отобранные и сгруппированные высказывания великих юристов), кодекс Юстиниана (выборка из законов римских императоров начиная с Адриана, т.е. со 117 г.), новеллы (конституции, изданные самим Юстинианом), институции (есть институции Гая – попытка одновременно дать систему и историю римского права, и институции Юстиниана – переработанные им). Почему только со 117 г.? В христианские времена считалось, что Адриан был одним из гонителей. Более ранние конституции были слишком архаическими.

Все это было записано на латыни (при дворе даже были придворные латинские поэты). Очень скоро эти тексты стали переводить на греческий (который не обязательно был приспособлен для адекватного перевода римских терминов). Уже в VII в. римское право для Византии – нечто не очень очевидное. Его начинают переделывать.

На западе дело было несколько иначе. В Италии корпус Юстиниана пользовался уважением. Но он был большой, сложный, включал в себя нормы, относящиеся к архаике, или же нормы, регулирующие более сложную в экономическом отношении жизнь. Хотя корпус был введен на территории Италии после окончательного ее завоевания в конце правления Юстиниана, в дальнейшем он претерпел извлечения (суммы), которых сохранилось несколько штук. Это – памятник все более вульгарного римского права, объем все меньший. Почти нет исследований этих сумм.

За пределами Италии корпус Юстиниана почти не был известен. Есть только 3-4 аллюзии галльских и испанских текстов, которые позволяют предположить, что с ним были знакомы. В результате он стал забываться, и так продолжалось до второй половины XI в., когда начинается эпоха рецепции римского права – Болонский университет и др. Обнаружили эти тексты. Его начинают изучать, комментировать, комментировать комментарии.

Кодекс Феодосия. Первый кодекс из дошедших до нас целиком. Время Феодосия II, внука Феодосия Великого, который жил в середине V в. Он был императором Восточной Римской империи, но это очень важный источник по изучению римского права. Туда вошли институции только христианских императоров. Есть огромное количество трактатов или фрагментов.

Право – совокупность норм. Право – живая реальность, правовые представления. Они неизбежно были отражены в текстах, которые создавались в ту эпоху. Поэтому историки вечно привлекают любые источники – например, философские трактаты. С этой точки зрения источник изучения римского права может быть любым текстом, созданным в эту эпоху, или даже в позднейшую, если там есть аллюзии. Культура римлян была в большой степени пронизана юридическим мышлением, юридической лексикой. Они были прирожденными юристами. Мальчиков из хороших семей с детства заставляли выучивать наизусть законы XII таблиц. Они хорошо знали главные обычаи. Так продолжалось до самого конца империи. Сильвиан Марсельский, христианский автор V в., упоминает законы XII таблиц. Благодаря такому подходу резко расширяются возможности для изучения права.

Периодизация

Иосиф Алексеевич Покровский. История римского права. Хвостов Виктор Михайлович. Система римского права. Советские учебники – «Римское частное право» Новицкого и Перитерского (1948 г.) и учебник Новицкого для юрфака. Самый подробный современный учебник – Дмитрий Вадимович Дождев «Римское частное право». Мурбек Хаджумарович Хутыз - «Римское частное право, курс лекций» (1994 г.). Изданы все дегесты. Леонид Львович Кофанов.


 

10.10

Субъект и объект права

Субъект права – лицо. Лица физические и юридические. Физические лица – граждане и неграждане, дееспособные и недееспособные, ограниченные в правах и неограниченные в правах. Временно ограниченные в правах (решение суда) и перманентно (в силу состояния здоровья).

Юридические лица. Различают лица частного права (фирмы, общества) и публичного права (Академия Наук). Государственные юридические лица. Государство и его органы рассматриваются иногда в качестве юридического лица публичного права.

Это общее деление для любой правовой системы. В древности – свои особенности. Были рабы, отпущенники, лица, живущие по другому праву в рамках данного римского общества.

Юридические лица. Главное – у римлян не было развито представление о юридических лицах частного права. Они знали товарищества. Несколько людей могли вместе нанять судно, но подразумевалось, что каждому из них принадлежит часть судна, сообразно с долей взноса. Отсутствовало представление об общей собственности права. Представление об общей собственности вообще было, но это касалось почти исключительно прав наследников на имущество до его раздела между наследниками.

Представление о фирме (societas) развилось только в средние века. Это – одно из достижений средневековья.

У римлян под юридическим лицом понимались лица публичного права. Общины разного статуса (в т.ч. societates), храмы, казна. В поздней античности право юридического лица получила христианская церковь. Привилегия – вся церковь мыслилась как юридическое лицо, а не только какой-то храм.

Лицо римляне избегали называть каким-то определенным словом. Обычно – «если кто». Если и употреблялось, то – «persona». Есть основание считать, что так когда-то называлась актерская маска. В СВ есть отголосок связи этого понятия с церковным миром. В Англии приходской священник – parson.

Особенности юридического статуса у неполноправных физических лиц. Общее деление на свободных и не свободных. Рабы не имели своего собственного правового статуса, рассматривались как объект права. На протяжении античности статус раба повышается, уже в эпоху принципата можно было столкнуться с ситуацией, при которой раб одалживает господину деньги, и это признается как юридически значимая сделка. Появляются ограничения того, что можно сделать с рабом. Частная расправа постепенно заменяется процедурой передачи его в государственный суд. Намечаются некоторые признаки того, что у раба появляется ограниченная правоспособность.

Различие между свободнорожденными и не свободнорожденными. Отпущенники (liberti). В их жизни почти не было ограничений. Они не могли оскорблять своего господина и членов его семьи. Оскорбление – попытка жениться на женщине из семьи господина. Должен был оказывать господину некие знаки внимания, поддерживать его в случае, если он разорялся. Не могли занимать некоторые высшие жреческие должности. У них не было трехчастного имени, т.к. не было никого, к кому он мог бы возвести свой род. Первое имя свое, второе – от господина. Подход к отпущенничеству делал Рим жизнеспособным. Он постоянно подпитывался самыми лучшими из рабов, которые добивались освобождения.

Чужестранцы. Все, кто изначально не принадлежали к римскому обществу. 212 г. – эдикт одного из Северов, предоставление римского гражданства. К этому времени статус гражданина сильно девальвировался. Римские domini платили налоги (кроме жителей Средней и Южной Италии). Человек, живущий в римском государстве по не римскому праву, судился у своего судьи. На деле это было сложно. Поэтому римляне изобрели особый суд для пилигримов. Избирался особый претор.

Лица, пребывающие в чужой власти (persona alieni iuris). Это касается всех подвластных, включая рабов. Но к рабам практически не применимо понятие «persona». Что означало римское слово «familia»? Это – совокупность людей, живущих под властью отца семейства. Считалось, что он и только он – полноправный гражданин, полноправный субъект права. Даже если у него были взрослые сыновья, занимающие высшие должности в государстве, отец все равно мог их убить, продать в рабство. По законам XII таблиц он мог делать это 3 раза. Римляне постановили, что если о дочери это не сказано, то 3 раза ее нельзя продать (но 1 раз можно). Что делать с женой сына, детьми, приданным? Решили, что не имелся ввиду женатый сын. Это же касалось и жены. Она была in filiae loco – обладала таким же статусом, как и дочь.

Несколько типов брака – по процедуре, по юридическому отношению внутри семьи. Брак cum manu – муж получал огромную власть над женой. Sine manu – юридически она оставалась в своей семье, под властью отца, брата и т.д. В этом случае юридически она считалась чужой своим детям и не могла им наследовать. Из этого следовало, что она не могла заключать сделки, не обладала имуществом. Возник обычай donatio ante nuptis – дар перед браком. В этом случае жених еще не был ее господином и мог ей что-то подарить.

Вопрос о приданом всегда был исключительно важен. Считалось, что приданое поступает в распоряжение мужа, но он не может его транжирить. В случае развода это – единственная гарантия женщины. В случае развода приданое оставалось ей. В случае, если это было невозможно – компенсация. Плюс вдовья доля.

Так продолжалось очень долго. В западной Европе до середины XIX в. женщина при браке лишалась полноты имущества. В России с XVIII в. у женщин были широчайшие имущественные права.

Понятия «опека» и «попечительство». «Tutella» - опека над подвластными. «Cura» - над тем, кто по каким-то причинам был передан опекающему (например, в случае болезни).

Умаление в правах. Capitis deminutio. Если человек поражался в правах, его статус уменьшался. Пока был жив pater familias, все были в его власти. С другой стороны, если в семье не было мужчин, кроме маленького ребенка, он считался главой семьи. Из-за этого возник институт представительства.

Объекты права. Говорят о двух принципиально разных вещах – о вещах и правоотношениях. Оба подхода правильные и имеют смысл только в сочетании. «Я собственник» - по отношению к другим лицам я – собственник этой вещи. Поэтому часто под объектом права понимается правоотношение (контракт). Другой подход: контракт – юридический способ осуществить власть над вещами.

В целом отношение к объектам примерно такое же, как у нас. Но объектом права мог быть человек (раб).

Классификация прав на вещи. Представление о власти над вещами исторично. В разных обществах – разные представления, и в хронологическом, и в географическом представлении. Римляне не знали авторского права, это понятие раннего НВ. В России оно пришло в 1829 г. До этого это не был объект собственности. Отсюда иные представления о плагиате. Не были объектом собственности вещи, до которых общество еще не доросло. В разных обществах даже одной эпохи эти представления могут быть отличны. У континентальных европейцев они другие, нежели у англосаксов. В мусульманском мире – вообще не то.

Римская традиция. Европейскому континентальному праву издревле присуще представление о трояком обладании имуществом (3 способа): собственность, владение, держание.

Держание – «то, что я держу в руках». Не физическое, а юридическое отношение, некий объем прав. Не постоянное право. Подразумевается, что есть кто-то, у кого на эту вещь большее право. У человека есть права и обязанности перед владельцем защищать эту вещь. Есть права на вещь даже по отношению к владельцу. Владелец не может забрать ее, если человек еще не воспользовался ей. Но и держатель не может использовать полностью. Все рабы обладали имуществом только на праве держания (рабский пекулий, крестьянское держание). Минимальное право на вещь, которое признается обществом и позитивным правом. Но в позитивном праве это очень слабо прописано. Держание – имущественное право, очень слабо защищенное позитивным правом, законодательством.

Для большинства сделок вполне достаточно института владения. Комиссия – особое правоотношение, которое предоставляет человеку, взявшему вещь, временное право владения.

Технико-юридический подход к вопросу. Собственность моя, если есть документ, где это обозначено. Государство признает, что это – собственность.

У собственника больше объем прав на вещь, чем у владельца. К этой мысли склонялись в СВ. Владелец не может злоупотреблять своим правом, в отличие от собственника. Не может уничтожить, испортить вещь. Но сюда примешивается уголовное право. Неправильно с точки зрения истории право. В современном обществе собственник часто не может уничтожить свою вещь. Право владельца по отношению к собственнику временное.

Третий подход. Место владельца и собственника в системе общественной иерархии. Между владельцем и государством обязательно есть собственник, за исключением случаев, когда в отношении некоторого имущества государство само является собственником. Суверенитет – понятие публичного права, собственность – гражданское право. Суверенитет над всей территорией, но собственность – только отдельные куски ее.

Государство гарантирует права собственности от самого себя. Собственность – право на имущество, защищенное и по отношению к государству.

Detenio, possessio, proprietas. Первое и третье возникли очень поздно. В законодательстве встречаются крайне редко. Denetio (detentementum) широко употреблялось в СВ. Римляне только-только подходили к этому определению, хотя знали, что есть такой способ обладания имуществом. Часто обозначали его через possessio. Есть possessio civilis и possessio naturalis. Proprietas изначально – качество, свойство. В этом смысле иногда употребляется в современных западных языках. На рубеже старой и новой эры – собственность.

Мы мыслим собственность как высшее из возможных прав на вещь, в которое входят все остальные права. Если из права на вещь вычесть все, что можно, то то, что останется – proprietas. Можно переводить как «титул собственности».

Dominium. У нас переводится как «собственность». Появляется в I в. до н.э. Это не то же самое, что proprietas. От слова «dominus». Распространялся и на членов семьи.

В Законах XII таблиц нет ни dominium, ни proprietas, ни possessio. Там есть слова res и usus.

У римлян было множество классификаций имущества по разным признакам. Familia и pecunia (от слова «скот»). Res mancipi и res nec mancipi. Вещи, которые приобретены на италийской земле (или относящиеся к этим разрядом), и все остальные.

Вещи делимые и неделимые. Простые, составные и собирательные. Вещи телесные и бестелесные. У римлян бестелесные – права, на которые можно иметь права. Права на чужие вещи (iura in rē aliena). Чтобы реализовать свое право на некоторую вещь, нужно обладать правами на чужие вещи. Пример земельного имущества. Можно не только обладать правом прохода, прогона скота, проезда, но и правом брать необходимые вещи (песок, воду). Для них это было обязательным компонентом права земельной собственности. Иногда это мыслилось в негативном смысле.

Узуфрукты. Передается некое право пользования на своей земле другому человеку. Его можно пустить жить, пользоваться теми вещами, которые есть в доме. Можете пускать человека есть свой виноград, но не собирать на продажу. Право пользоваться плодами скота.

Обязательства

Obligatio – то, что связывает. Неисполнение обязательства. За это нужно нести ответственность. Возникло представление об обстоятельствах непреодолимой силы (землетрясения, гибель корабля и т.д.). В случае невыполнения обязательства возникает вопрос о штрафах.

Вопрос о действиях во вред тому, с кем заключили сделку. Намеренное, случайное причинение вреда, халатность, небрежность.

Обязательство может быть невыполнимо в принципе, либо в силу конкретных обстоятельств. Можно заменить обязательство чем-то другим (компенсацией), зачесть что-то в честь долга, простить долг.


 

17.10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: