Рассмотрение текущего состояния нормативных материалов и методов нормирования




Для обеспечения высокого уровня напряженности норм, установленных аналитическим методом, нормативные материалы должны быть высокого качества, то есть соблюдаться определенные требования, а сами нормативы должны регулярно пересматриваться.

В первую очередь нормативные материалы должны быть прогрессивными, то есть соответствовать современному уровню развития техники, технологии, организации производства и труда (при разработке норм в качестве объектов исследования выбираются передовые предприятия).

Нормативные материалы должны быть комплексными и обоснованными – при их разработке выбираются оптимальные варианты технологического и трудового процессов, максимально учитываются все факторы, влияющие на величину затрат труда (технических, организационных, психофизиологических и экономических), а также передовые приемы и методы труда.

Для того чтобы нормы, рассчитанные по нормативам, не превышали допустимых отклонений, нормативы должны соответствовать требуемому уровню точности.

Нормативы должны наиболее полно учитывать влияние различных факторов на продолжительность отдельных элементов процесса и операции в целом.

Нормативные материалы должны наиболее полно охватывать наиболее распространенные различные варианты организационно-технических условий выполнения работ. Это требование предполагает исчерпывающее описание вариантов условий, на которые установлены нормативы. Каждому из вариантов должны соответствовать значения нормативов или поправочных коэффициентов к нормативам для основного варианта.

Нормативы должны быть удобными для использования. Это достигается сочетанием простоты оформления нормативных таблиц и графиков с достаточно подробными и ясными методическими указаниями их использования, наличием примеров, планировок, рисунков при одновременной компактности сборников. Нормативы должны предусматривать их использование как “вручную”, так и с помощью вычислительной техники.

Соблюдение всех перечисленных требований обеспечивает высокий качественный уровень нормирования при использовании нормативов, а следовательно, активное влияние нормирования на рост производительности труда.

После проведенного анализа можно внести следующее предложение:

1. Нормативные материалы разрабатываются на основе комплексных исследований, проведенных на передовых предприятиях, следовательно, их внедрение обеспечивает распространение более совершенных организационно-технических условий производства. Однако т.к. при исследованиях анализируются передовые предприятия, то технически обоснованная норма определения времени на выполнение конкретной работы является эталоном. Поэтому при применении данных норм на других (менее успешных) предприятиях в силу ряда факторов (например, различие технического состояния автомобилей и другой транспортной техники, применяемой предприятиями) могут создаться некоторые трудности по их внедрению и дальнейшей работе оборудования по данным нормам. Для решения данной проблемы необходимо установление погрешностей к разработанным нормам, что позволит прировнять условия применения норм на различных предприятиях.

Рассмотрим применяемые методы нормирования для установления норм труда, так аналитически-исследовательский метод является наиболее трудоемким и дорогостоящим. Так разработка норм на основе аналитически-исследовательского метода примерно в 4 раза дороже, чем аналитически-расчетным методом.

Аналитически-исследовательский метод себя оправдывает в условиях массового и крупносерийного производства (при выпуске большого количества деталей высокие затраты на нормирование является вполне обоснованными).

В условиях мелкосерийного и единичного производства, характерного для ряда предприятий автомобильного транспорта, использование аналитически-исследовательского метода экономически невыгодно.

Аналитически-расчетный метод в этом отношении является более универсальным. Его применение экономически является вполне оправданным на многих предприятиях автомобильного транспорта. Для того чтобы этот метод нормирования шире внедрялся в практику работы автотранспортных и авторемонтных предприятий, мастерских и станций технического обслуживания автомобилей, необходима хорошая нормативная база, т.е. нужно больше разрабатывать исходных нормативных материалов, выпускать справочники по нормированию различных видов работ, широко используемых на этих предприятиях.

Для автотранспортных и авторемонтных предприятий весьма характерной чертой является стремление к укрупнению операций. Детальному изучению и анализу нормируемых операций здесь часто мешают малые размеры партий выпускаемых изделий, незначительная повторяемость работ.

Наличие таких особенностей и тенденций в организации производства на предприятиях автомобильного транспорта определенным образом сказывается на системе нормирования выполняемых работ. В первую очередь это находит выражение в том, что вместо методов аналитического нормирования нередко используются методы суммарного нормирования.

Суммарный метод нормирования хотя и является довольно простым, доступным и удобным в различных производственных условиях, обладает рядом недостатков. Во-первых, он не содержит даже элементов анализа, исследования и проектирования. Во-вторых, он не учитывает достижений современной производственной техники и технологии, опыта передовых рабочих.

Поэтому суммарные нормы, как правило, не стимулируют повышения производительности труда, искусственно подгоняются под достигнутый уровень заработной платы. Практика применения суммарных норм была давно осуждена. Однако и сейчас на ряде предприятий автомобильного транспорта такие нормы можно еще встретить. Это объясняется простотой их разработки и установления, слабой постановкой технико-нормировочной работы на ряде предприятий, отсутствием опытных кадров нормировщиков и др.

На таких предприятиях стараются не замечать, что суммарные нормы и все их разновидности являются тормозом на пути дальнейшего роста производительности труда, подрывают основные принципы сдельной и бригадной оплаты труда, не способствуют укреплению трудовой дисциплины, скрывают в себе недостатки в организации производства.

В условиях современного производства не может быть места для опытных и статистических норм. Должны быть приняты самые энергичные меры для замены таких норм на тех участках производства, где их пока вынуждены применять.

Там, где нормы, установленные на основе опытного, статистического и сравнительного методов, в виде исключения временно решили сохранить, следует позаботиться о том, чтобы исходные материалы и данные, используемые для их установления, были подвергнуты тщательной проверке и обработке.

С учетом высказанных выше ограничений суммарные нормы допустимо использовать в том случае, если они по сравнению с технически обоснованными имеют погрешность, в среднем не превышающую 10%.

На многих предприятиях автомобильного транспорта использование норм, установленных на основе аналитически-расчетного и аналитически-исследовательского методов, по экономическим соображениям бывает затруднено. В связи с этим для замены суммарных норм успешно могут использоваться методы укрупненного нормирования и методы нормирования по типовым нормам.

При укрупненном нормировании важно правильно сгруппировать отдельные трудовые приемы в укрупненные комплексы и установить, какие факторы оказывают влияние на продолжительность их выполнения. Так составление образуемый комплекс может получиться или очень громоздким и неудобным при комплексов требует от нормировщиков максимума внимания. В противном случае нормировании, или он станет мелким, что повлечет за собой увеличение трудоемкости нормирования.

Другим перспективным направлением в области нормирования является метод нормирования различных производственных операций на основе создания новых технологических процессов и разработке типовых норм. Этот метод может рассматриваться как одно из эффективных средств в деле всемерного сокращения числа норм, используемых на предприятиях автомобильного транспорта и, следовательно, снижения затрат труда на их установление.

Нормирование на основе применения типовых норм обеспечивают объективный и единый подход в установлении затрат времени на различные операции. Опыт применения таких норм на предприятиях с мелкосерийным производством показал, что затраты времени на нормирование снижаются в 3-4 раза. Наибольшее применение типовых норм на автомобильном транспорте целесообразно на крупных авторемонтных заводах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: