Особенности режима рабочего времени и времени отдых водителей автомобилей




Принимая во внимание важность и актуальность этих вопросов, в государстве утверждено Положение о ра­бочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 (далее - Положение). В той части, в которой режим труда и от­дыха водителей автомобилей не регулирует­ся Положением, действуют общие нормы за­конодательства о труде.

Продолжительность рабочего времени водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками работ (сменности). Они составля­ются на весь учетный период из расчета вы­полнения установленной нормы рабочих часов за этот период.

В графиках работы (сменности) опреде­ляется время начала, окончания и продолжи­тельность ежедневной работы (смены), вре­мя перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.

Общими нормами трудового законодательства продолжительность рабочего времени рабочих установлена в пределах 40 ч в неделю. Однако для водителей по условиям их работы точное соблюдение ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени часто бывает практически невыполнимым. В таких случаях устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени, при котором продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться в пределах не более 10 ч (в отдельных случаях с разрешения министерства не более 12 ч).

При работе в ночное время установленная продолжи­тельность работы (смены) сокращается на один час с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 ч до 6 ч.

Продолжительность ночной работы (сме­ны) уравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производ­ства, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабо­чей неделе с одним выходным днем.

Началом работы (смены) водителя автомобиля считается момент его явки к посто­янному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности).

Окончанием работы (смены) водителя автомобиля является время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки.

В отдельных случаях начало и окончание работы (смены) водителей автомобилей могут устанавливаться вне места постоянной работы, о чем им сообщается не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).

Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умы­вание перед началом и после окончания работы (смены), на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время не включается.

При дальних междугородных перевозках началом работы (смены) водителя автомобиля считается время истечения установленного графиком работы (сменности) времени отдыха, а окончанием - время начала отдыха по графику работы (сменности) в пути или в пункте оборота.

Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на 2 части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянка), начало и окончание смены определяются графиком сменности.

В со­став рабочего времени водителей автомоби­лей включается время:

· движения автомобиля на линии;

· подготовительно-заключительное (20 мин в смену, при междугородных перевозках это время для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены);

· проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автомобилей (5 мин в смену);

· стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в пунктах посадки и высадки пассажиров;

· простоев не по вине водителя автомобиля;

· дополнительного специального перерыва (технического), предусмотренного графиком работы (сменности) для кратковременного отдыха водителя автомобиля от вождения в пути и на конечных пунктах;

· осмотра автомобиля и его обслуживания в пути и на конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности);

· стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности) для охраны автомобиля. Если в поездку на автомобиле направляются два водителя, время на охрану автомобиля засчитывается как рабочее время одного водителя и распределяется между ними поровну;

· половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом, в междугородном сообщении двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.

Если же время водителя автомобиля полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности, и эта работа должна быть обусловлена трудовым договором.

Сверхурочной считается работа сверх установленной для водителя автомобиля про­должительности рабочего времени, преду­смотренной правилами внутреннего трудово­го распорядка и (или) графиками работы (сменности).

Привлечение к сверхурочной работе допускается только с согласия водителя автомобиля, за исключением случаев:

· производство работ для предотвращения катастрофы, общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждения здравоохранения;

· производство общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных и неожиданных обстоятельств, нарушающих их правильное функционирование.

Общее количество сверхурочных часов за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.

Сверхуроч­ные работы для каждого работника не должны превышать 4 ч в течение двух дней под­ряд и 120 ч в год. Для водителей автомобилей при суммиро­ванном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12ч.

Привлечение водителей автомобилей к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распоряд­ка и (или) графиком работы (сменности), допускается только с его согласия, за исклю­чением отдельных случаев:

· предотвращение катастрофы, производственной аварии, выполнение работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;

· предотвращение несчастных случаев;

· устранение случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

· оказание медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.

Накануне государственных праздников и праздничных дней продолжительность рабо­чего времени водителей автомобилей может сокращаться на один час. Если по условиям производства невозможно уменьшение продолжительности ежедневной работы (смены) накануне праздничных дней, то водителям предоставляется дополнительный день отды­ха по мере накопления часов переработки.

В государственные праздники и празд­ничные дни допускается работа водителей автомобилей в тех случаях, когда эти дни предусмотрены их графиками работы (смен­ности) как рабочие, и если это связа­но с производственно-техническими условиями либо необходимостью обслуживания населе­ния.

При суммированном учете рабочего вре­мени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работы (смен­ности) включается в норму продолжительно­сти рабочего времени учетного периода.

На основании занятости водителей авто­мобилей на работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) принимаются решения о разделении рабочего дня.

Для водителей автомобилей при разделе­нии их рабочего дня на части между этими частями устанавливается один перерыв свы­ше 2 ч либо два перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общая про­должительность которых не может быть бо­лее 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени (смены) водителя автомо­биля не должна превышать 12ч. Время указанных перерывов в рабочее время водителя автомобиля не включается и оплате не подлежит.

Организация труда водителя автомобиля при разделение его рабочего дня на части может осуществляться по двум вари­антам:

1-й вариант - рабочий день делится на части и во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля не выполняет никакой другой работы.

При данном варианте график работ (смен­ности) водителя автомобиля может состав­ляться с двумя выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, должна превышать 2 ч и быть не более 4 ч. Общая продолжительность рабоче­го времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежеднев­ной работы.

Время внутрисменного перерыва является личным временем водителя автомобиля, кото­рое он использует в своих личных целях.

Примеры приведены из журнала «Главный бухгалтер. Транспорт» 2007 №2.

Пример 1. В коммерческой организации водитель ав­тобуса осуществляет перевозку основных ра­бочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на ра­боту. Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч при пятидневной рабочей неде­ле. Выходные дни - суббота и воскресенье. Учет рабочего времени - ежедневный.

В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в августе 2006 г. может быть составлен следующим образом:

 

Таблица 2 – График работы (сменности)

Дни месяца                            
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4
Дни месяца                            
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4
Дни месяца        
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4  

 

где В - выходной день;

4/4 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены): 1-я часть - 5.00; 2-я часть- 13.00

Окончание рабочего дня (смены): 1-я часть - 9.00; 2-я часть- 17.00

Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч.

Внутрисменный перерыв с 9.00 до 13.00, продолжительность внутрисменного перерыва - 4 ч, в т.ч. пе­рерыв для отдыха и питания - 1 ч;

2-й вариант - рабочий день делится на части и во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля выполняет другую до­полнительную работу.

Данный вариант может применяться в тех случаях, когда водитель автомобиля в те­чение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работой.

При этом варианте график работ (смен­ности) водителя автомобиля также может быть составлен с двумя выходами на работу. Общая продолжительность времени внутри-сменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, должна превышать 2 ч и быть не более 4 ч. Общая продолжитель­ность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжитель­ность ежедневной работы. Во время внутри-сменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требую­щую его переквалификации и дополнитель­ного обучения. Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором (контрактом).

Пример 2. В коммерческой организации, занимающей­ся лесозаготовками, водитель автобуса осуще­ствляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. На­нимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на работу. Ежеднев­ная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля - 5 ч при пятидневной рабочей неделе. Во время внутрисменного перерыва водитель автомоби­ля работает в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках 2-го разряда. Выходные дни -суббота и воскресенье. Учет рабочего време­ни - ежедневный.

В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в августе 2006 г. может быть составлен следующим образом:

 

Таблица 3 – График работы (сменности)

Дни месяца                            
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4
Дни месяца                            
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4 4/4 4/4 4/4 4/4 В В 4/4
Дни месяца        
Продолжительность работы 4/4 4/4 4/4  

 

где В - выходной день;

2/3 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля:

1-я часть - 7.00; 2-я часть-13.00.

Окончание рабочего дня (смены) в качест­ве водителя автомобиля:

1-я часть - 9.00; 2-я часть- 16.00.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве водителя автомобиля - 5 ч.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве подсобного рабочего на ле­созаготовках - 3 ч (с 9.00 до 12.00).

Внутрисменный перерыв с 9.00 до 13.00, про­должительность внутрисменного перерыва - 4 ч, в т.ч. перерыв для отдыха и питания с 12.00 до 13.00-14.

В этом случае при работе водителя автобу­са в течение августа 2006г. согласно приве­денному графику фактически отработанное им время составит: в качестве водителя автомоби­ля- 115ч, в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 69ч.

Учет использования рабочего времени во­дителей автомобилей осуществляется на ос­новании табеля, путевых листов установлен­ной формы, правил внутреннего трудового распорядка и других документов.

Однако при направлении в рейс двух водителей на одном автомобиле рабочее время каждого водителя учитывается как половина време­ни, предусмотренного заданием на рейс. А рабочее время водителя, направленного в командировку, как правило, учитывается на общих основаниях в порядке, установленном по месту его основной работы. Однако если в месте командировки организована работа водителя автомобиля по графику работы (смен­ности), отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителя ав­томобиля учитывается по его фактической продолжительности с обязательным предос­тавлением табеля учета использования рабо­чего времени с этого места работы.

При суммированном учете установленная продолжительность рабочего дня (смены) и рабочей недели отрабатывается водителем автомобиля в среднем за учетный период, а запланированное время работы в течение ра­бочего дня (смены) или рабочей недели мо­жет быть неодинаковым. Но в любом случае время работы по графику за учетный период должно быть равно норме часов за этот же период.

Норма рабочего времени за учетный пе­риод определяется путем умножения про­должительности рабочего дня (смены) на ко­личество рабочих дней по календарю шести­дневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом сокращения ее на­кануне праздничных дней и государственных праздников.

Временем отдыха считается время, в те­чение которого водители автомобилей осво­бождаются от выполнения трудовых обязан­ностей.

В соответствии с законодательством о труде водители автомобилей имеют право на следующие виды отдыха:

· перерыв для отдыха и питания;

· дополнительные специальные перерывы (технические);

· ежедневный отдых (междусменный);

· еженедельный отдых (выходные дни);

· отдых в праздничные дни и государственные праздники;

· трудовой отпуск;

· социальные отпуска.

Продолжительность ежедневного (между­сменного) отдыха вместе с перерывом для от­дыха и питания не может быть меньше двой­ной продолжительности времени, затрачен­ного на работу в предыдущий рабочий день (смену).

Регламентирование времени отдыха водителей осуществляется следующим образом. На протяжении каждой рабочей смены устанавливаются перерывы для отдыха и питания продолжительностью до 2 ч. Согласно действующему положению такой перерыв должен назначаться в середине рабочей смены нормальной продолжительности, но не позднее чем через 4 ч после начала работы. Если продолжительность рабочей смены превышает 8 ч, водителям рекомендуется предоставлять два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью также не более 2 ч.

При продолжительности рабочей смены 8,55 ч (работа автомобиля на линии все дни месяца при трех водителях) на протяжении рабочего дня назначаются: один короткий перерыв в работе продолжительностью 15 мин; один большой перерыв для принятия пищи и отдыха длительностью 45 мин.

При всех вариантах режимов труда водителей после первых 4 ч работы должен быть устроен длительный перерыв. Отсутствие такого перерыва способствует переутомлению, снижению работоспособности и отрицательно сказывается на безопасности движения.

Наиболее продуктивной считается работа водителей в утренние часы. Здесь сказываются общее хорошее состояние водителя после сна и отдыха и малая интенсивность движения. Примерно к 12—14 ч дня в результате усталости работоспособность водителей снижается. После принятия пищи и отдыха работоспособность постепенно восстанавливается до определенного уровня. В вечерние часы (особенно в зимнее время) отмечается резкое падение работоспособности. Это говорит о том, что дальнейшее пребывание водителя на линии не только бесполезно, но и опасно.

Продолжительность еженедельного непре­рывного отдыха должна быть не менее 42 ч и исчисляться согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного дня (выход­ных дней) и до момента его начала в первый после выходного (выходных) рабочий день.

Водителям автомобилей, которым введен суммированный учет рабочего времени, вы­ходные дни могут устанавливаться в различ­ные дни недели согласно графикам работы (сменности). При этом число дней ежене­дельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.

Водителям автомобилей, занятым на ме­ждугородных перевозках грузов и пассажи­ров продолжительностью более недели, при условии, когда водитель автомобиля не име­ет возможности использовать дни ежене­дельного отдыха в период поездки, после его возвращения к месту постоянной работы должны предоставляться дополнительные свободные от работы дни (отгулы).

Водители грузовых автомобилей, кроме своих непосредственных обязанностей, выполняют ряд дополнительных функций, связанных с охраной и сбережением перевозимых грузов, выполнением экспедиционных oпeраций и т. п. Это в значительной мере отражается на характере их труда, вносит существенные коррективы в баланс рабочего времени, требует от каждого из них специальных знаний, умений и навыков.

На АТП водители выполняют операции, связанные с подготовкой к предстоящей работе и с ее окончанием. Объем подготовительно-заключительной работы в значительной степени зависит от размеров АТП и общего уровня организации производства.

В ходе работы на линии водители осуществляют перевозки грузов, непосредственно участвуют или наблюдают за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, оформляют товарно-транспортные документы и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: