Принимая во внимание важность и актуальность этих вопросов, в государстве утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 (далее - Положение). В той части, в которой режим труда и отдыха водителей автомобилей не регулируется Положением, действуют общие нормы законодательства о труде.
Продолжительность рабочего времени водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками работ (сменности). Они составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период.
В графиках работы (сменности) определяется время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.
Общими нормами трудового законодательства продолжительность рабочего времени рабочих установлена в пределах 40 ч в неделю. Однако для водителей по условиям их работы точное соблюдение ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени часто бывает практически невыполнимым. В таких случаях устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени, при котором продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться в пределах не более 10 ч (в отдельных случаях с разрешения министерства не более 12 ч).
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 ч до 6 ч.
Продолжительность ночной работы (смены) уравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.
Началом работы (смены) водителя автомобиля считается момент его явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности).
Окончанием работы (смены) водителя автомобиля является время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки.
В отдельных случаях начало и окончание работы (смены) водителей автомобилей могут устанавливаться вне места постоянной работы, о чем им сообщается не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).
Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы (смены), на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время не включается.
При дальних междугородных перевозках началом работы (смены) водителя автомобиля считается время истечения установленного графиком работы (сменности) времени отдыха, а окончанием - время начала отдыха по графику работы (сменности) в пути или в пункте оборота.
Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на 2 части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянка), начало и окончание смены определяются графиком сменности.
В состав рабочего времени водителей автомобилей включается время:
· движения автомобиля на линии;
· подготовительно-заключительное (20 мин в смену, при междугородных перевозках это время для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены);
· проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автомобилей (5 мин в смену);
· стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в пунктах посадки и высадки пассажиров;
· простоев не по вине водителя автомобиля;
· дополнительного специального перерыва (технического), предусмотренного графиком работы (сменности) для кратковременного отдыха водителя автомобиля от вождения в пути и на конечных пунктах;
· осмотра автомобиля и его обслуживания в пути и на конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности);
· стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности) для охраны автомобиля. Если в поездку на автомобиле направляются два водителя, время на охрану автомобиля засчитывается как рабочее время одного водителя и распределяется между ними поровну;
· половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом, в междугородном сообщении двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.
Если же время водителя автомобиля полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности, и эта работа должна быть обусловлена трудовым договором.
Сверхурочной считается работа сверх установленной для водителя автомобиля продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работы (сменности).
Привлечение к сверхурочной работе допускается только с согласия водителя автомобиля, за исключением случаев:
· производство работ для предотвращения катастрофы, общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждения здравоохранения;
· производство общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных и неожиданных обстоятельств, нарушающих их правильное функционирование.
Общее количество сверхурочных часов за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.
Сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год. Для водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12ч.
Привлечение водителей автомобилей к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиком работы (сменности), допускается только с его согласия, за исключением отдельных случаев:
· предотвращение катастрофы, производственной аварии, выполнение работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;
· предотвращение несчастных случаев;
· устранение случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
· оказание медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.
Накануне государственных праздников и праздничных дней продолжительность рабочего времени водителей автомобилей может сокращаться на один час. Если по условиям производства невозможно уменьшение продолжительности ежедневной работы (смены) накануне праздничных дней, то водителям предоставляется дополнительный день отдыха по мере накопления часов переработки.
В государственные праздники и праздничные дни допускается работа водителей автомобилей в тех случаях, когда эти дни предусмотрены их графиками работы (сменности) как рабочие, и если это связано с производственно-техническими условиями либо необходимостью обслуживания населения.
При суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работы (сменности) включается в норму продолжительности рабочего времени учетного периода.
На основании занятости водителей автомобилей на работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) принимаются решения о разделении рабочего дня.
Для водителей автомобилей при разделении их рабочего дня на части между этими частями устанавливается один перерыв свыше 2 ч либо два перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общая продолжительность которых не может быть более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени (смены) водителя автомобиля не должна превышать 12ч. Время указанных перерывов в рабочее время водителя автомобиля не включается и оплате не подлежит.
Организация труда водителя автомобиля при разделение его рабочего дня на части может осуществляться по двум вариантам:
1-й вариант - рабочий день делится на части и во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля не выполняет никакой другой работы.
При данном варианте график работ (сменности) водителя автомобиля может составляться с двумя выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, должна превышать 2 ч и быть не более 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.
Время внутрисменного перерыва является личным временем водителя автомобиля, которое он использует в своих личных целях.
Примеры приведены из журнала «Главный бухгалтер. Транспорт» 2007 №2.
Пример 1. В коммерческой организации водитель автобуса осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч при пятидневной рабочей неделе. Выходные дни - суббота и воскресенье. Учет рабочего времени - ежедневный.
В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в августе 2006 г. может быть составлен следующим образом:
Таблица 2 – График работы (сменности)
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 |
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 |
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 |
где В - выходной день;
4/4 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.
Начало рабочего дня (смены): 1-я часть - 5.00; 2-я часть- 13.00
Окончание рабочего дня (смены): 1-я часть - 9.00; 2-я часть- 17.00
Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч.
Внутрисменный перерыв с 9.00 до 13.00, продолжительность внутрисменного перерыва - 4 ч, в т.ч. перерыв для отдыха и питания - 1 ч;
2-й вариант - рабочий день делится на части и во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля выполняет другую дополнительную работу.
Данный вариант может применяться в тех случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работой.
При этом варианте график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с двумя выходами на работу. Общая продолжительность времени внутри-сменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, должна превышать 2 ч и быть не более 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутри-сменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором (контрактом).
Пример 2. В коммерческой организации, занимающейся лесозаготовками, водитель автобуса осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля - 5 ч при пятидневной рабочей неделе. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля работает в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках 2-го разряда. Выходные дни -суббота и воскресенье. Учет рабочего времени - ежедневный.
В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в августе 2006 г. может быть составлен следующим образом:
Таблица 3 – График работы (сменности)
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 |
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | В | В | 4/4 |
Дни месяца | ||||||||||||||
Продолжительность работы | 4/4 | 4/4 | 4/4 |
где В - выходной день;
2/3 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.
Начало рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля:
1-я часть - 7.00; 2-я часть-13.00.
Окончание рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля:
1-я часть - 9.00; 2-я часть- 16.00.
Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве водителя автомобиля - 5 ч.
Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 3 ч (с 9.00 до 12.00).
Внутрисменный перерыв с 9.00 до 13.00, продолжительность внутрисменного перерыва - 4 ч, в т.ч. перерыв для отдыха и питания с 12.00 до 13.00-14.
В этом случае при работе водителя автобуса в течение августа 2006г. согласно приведенному графику фактически отработанное им время составит: в качестве водителя автомобиля- 115ч, в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 69ч.
Учет использования рабочего времени водителей автомобилей осуществляется на основании табеля, путевых листов установленной формы, правил внутреннего трудового распорядка и других документов.
Однако при направлении в рейс двух водителей на одном автомобиле рабочее время каждого водителя учитывается как половина времени, предусмотренного заданием на рейс. А рабочее время водителя, направленного в командировку, как правило, учитывается на общих основаниях в порядке, установленном по месту его основной работы. Однако если в месте командировки организована работа водителя автомобиля по графику работы (сменности), отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителя автомобиля учитывается по его фактической продолжительности с обязательным предоставлением табеля учета использования рабочего времени с этого места работы.
При суммированном учете установленная продолжительность рабочего дня (смены) и рабочей недели отрабатывается водителем автомобиля в среднем за учетный период, а запланированное время работы в течение рабочего дня (смены) или рабочей недели может быть неодинаковым. Но в любом случае время работы по графику за учетный период должно быть равно норме часов за этот же период.
Норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения продолжительности рабочего дня (смены) на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом сокращения ее накануне праздничных дней и государственных праздников.
Временем отдыха считается время, в течение которого водители автомобилей освобождаются от выполнения трудовых обязанностей.
В соответствии с законодательством о труде водители автомобилей имеют право на следующие виды отдыха:
· перерыв для отдыха и питания;
· дополнительные специальные перерывы (технические);
· ежедневный отдых (междусменный);
· еженедельный отдых (выходные дни);
· отдых в праздничные дни и государственные праздники;
· трудовой отпуск;
· социальные отпуска.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания не может быть меньше двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену).
Регламентирование времени отдыха водителей осуществляется следующим образом. На протяжении каждой рабочей смены устанавливаются перерывы для отдыха и питания продолжительностью до 2 ч. Согласно действующему положению такой перерыв должен назначаться в середине рабочей смены нормальной продолжительности, но не позднее чем через 4 ч после начала работы. Если продолжительность рабочей смены превышает 8 ч, водителям рекомендуется предоставлять два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью также не более 2 ч.
При продолжительности рабочей смены 8,55 ч (работа автомобиля на линии все дни месяца при трех водителях) на протяжении рабочего дня назначаются: один короткий перерыв в работе продолжительностью 15 мин; один большой перерыв для принятия пищи и отдыха длительностью 45 мин.
При всех вариантах режимов труда водителей после первых 4 ч работы должен быть устроен длительный перерыв. Отсутствие такого перерыва способствует переутомлению, снижению работоспособности и отрицательно сказывается на безопасности движения.
Наиболее продуктивной считается работа водителей в утренние часы. Здесь сказываются общее хорошее состояние водителя после сна и отдыха и малая интенсивность движения. Примерно к 12—14 ч дня в результате усталости работоспособность водителей снижается. После принятия пищи и отдыха работоспособность постепенно восстанавливается до определенного уровня. В вечерние часы (особенно в зимнее время) отмечается резкое падение работоспособности. Это говорит о том, что дальнейшее пребывание водителя на линии не только бесполезно, но и опасно.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч и исчисляться согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного дня (выходных дней) и до момента его начала в первый после выходного (выходных) рабочий день.
Водителям автомобилей, которым введен суммированный учет рабочего времени, выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работы (сменности). При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.
Водителям автомобилей, занятым на междугородных перевозках грузов и пассажиров продолжительностью более недели, при условии, когда водитель автомобиля не имеет возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, после его возвращения к месту постоянной работы должны предоставляться дополнительные свободные от работы дни (отгулы).
Водители грузовых автомобилей, кроме своих непосредственных обязанностей, выполняют ряд дополнительных функций, связанных с охраной и сбережением перевозимых грузов, выполнением экспедиционных oпeраций и т. п. Это в значительной мере отражается на характере их труда, вносит существенные коррективы в баланс рабочего времени, требует от каждого из них специальных знаний, умений и навыков.
На АТП водители выполняют операции, связанные с подготовкой к предстоящей работе и с ее окончанием. Объем подготовительно-заключительной работы в значительной степени зависит от размеров АТП и общего уровня организации производства.
В ходе работы на линии водители осуществляют перевозки грузов, непосредственно участвуют или наблюдают за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, оформляют товарно-транспортные документы и т. п.