Материальное отождествление




 

Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил: «Я — не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я — не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я считаю себя слугой слуги Кришны, покровителя гопи ».[15] Цель жизни заключается не в том, чтобы стать брахмачари, грихастхой или даже санньяси, а в том, чтобы стать чистым преданным Кришны. Шрила Прабхупада часто цитировал этот стих из «Нарада-панчаратры»:

 

сарвопАдхи-винирмуктаМ тат-паратвена нирмалам

хРЩИкеЕа хРЩИкеШа- севанаМ бхактир учйате

 

«Чистое преданное служение подразумевает свободу от любых материальных отождествлений».

Брахмачари — это тоже отождествление. Если мы будем придавать слишком много значения разнице между варнами и ашрамами, особенно в отношении преданных, мы окажемся в плену телесных представлений о жизни. Нужно помнить, что Абсолютную Истину невозможно постичь простым воздержанием от половых отношений.[16] В Индии есть много санньяси-майявади, следующих таким строгим правилам и предписаниям, которые большинству преданных даже трудно себе представить. Но они не дороги Кришне.

Следуя общепринятым нормам, Чайтанья Махапрабху выражал почтение и санньяси-майявади, но общался только с преданными. Когда Господь пришел в Варанаси, Он избегал общения с многочисленными санньяси-майявади, а жил у Своих преданных- грихастх: Тапаны Мишры, Чандрашекхары (по рождению принадлежавшего к сословию шудр) и брахмана из Махараштры. Это немало удивило санньяси-майявади, и они подвергли Господа критике. Только после того как Господь обратил их в вайшнавов, Он принял с ними прасад. [17]

Чайтанья Махапрабху никогда не связывал продвижение преданного в духовной жизни с его положением в системе варнашрамы. Из «трех с половиной» ближайших спутников Господа двое (Рамананда Рая и Шикхи Махити) были домохозяевами, «половина» (Мадхави-деви) была пожилой женщиной, а один (Сварупа Дамодара) жил в отречении, но формально никогда не принимал санньясу. Многие видные последователи Господа Чайтаньи были домохозяевами, а некоторые были даже изгоями. Чтобы показать, что духовное продвижение человека не зависит от того, какое положение он занимает в системе варнашрамы, Господь одарил Своей милостью Харидаса Тхакура (рожденного в мусульманской семье), сделав его ачарьей святого имени.

Нам не следует придавать слишком много значения внешним обозначениям: «Я — брахмачари, я — санньяси ». Мы все слуги Кришны. Д жИвера ‘сварУпа’ хайа — кРЩЕера ‘нитйа-дАса’ — По своей природе каждое живое существо является вечным слугой Кришны.[18] Прогресс преданного измеряется качеством его преданности Кришне. При этом его варна и ашрам роли не играют.[19]

Тем не менее следует понимать, что в нашем нынешнем положении брахмачарья является важной составляющей процесса обретения любви к Кришне. Будучи неофитами, мы должны следовать строгой практике контроля чувств, в противном случае мы не сможем духовно продвигаться.

«Чтобы возродить в себе истинное знание, необходимо пройти подготовку, следуя определенным принципам. Жизнь, основанная на этих принципах, называется тапасьей. Обрести истинное знание, или сознание Кришны, может только тот, кто ведет аскетический образ жизни и хранит целомудрие (брахмачарью), контролирует ум и чувства, раздает свое имущество бедным, говорит только правду, заботится о чистоте своего тела и практикует йога-асаны. … Того, кто не владеет чувствами, следует называть не госвами, а го-дасой, слугой чувств. Следуя по стопам шести Госвами Вриндавана, все свами и госвами должны посвятить свою жизнь трансцендентному любовному служению Господу. В противоположность этому го-дасы служат либо собственным чувствам, либо материальному миру. У них нет иного занятия. Прахлада Махараджа, объясняя смысл слова го-даса, называет такого человека аданта-го, то есть «тот, кто не владеет своими чувствами». Аданта-го не может стать слугой Кришны».[20]

 

Ади-раса

 

Секс так повсеместно присутствует в материальном мире, что может возникнуть вопрос: «Откуда берется вожделение?» Ответ прост — его источником является Бог. В духовном мире Кришна и Его супруги испытывают спонтанное влечение друг к другу и вместе предаются любовным забавам. Это — ади-раса, изначальное и подлинное половое влечение, высший уровень духовных отношений. Ади-раса свободна от материальной скверны и отличается от материального вожделения, так же как золото отличается от железа.[21]

Преданные, полностью свободные от материальных желаний и находящиеся на вершине духовного осознания, такие как Шукадева Госвами, Рупа Госвами и Рамананда Рая, прославляют ади-расу. Сам Кришна принимает облик Господа Чайтаньи и настроение Шримати Радхарани, чтобы в полной мере ощутить блаженство ади-расы. Когда это непостижимо возвышенное умонастроение служения искажается теми, кто завидует наслаждениям Кришны, оно превращается в отвратительное материальное вожделение, которое порабощает обусловленную душу и представляет постоянную опасность для начинающего трансценденталиста.

Почему несмотря на суровые аскезы, призванные освободить их от материальных желаний, гьяни и йоги продвигаются очень медленно, затрачивая на это многие жизни? Почему преданные-неофиты, несмотря на то что повторяют святое имя и молятся Господу, подвержены падению? Причиной тому вожделение. Извращенная форма ади-расы, известная как материальное вожделение, является главным препятствием на пути духовного развития.

Материальное вожделение

 

В материальном мире обусловленная душа пребывает в состоянии безумия. Н УнаМ праматтаХ куруте викарма.[22] Забыв о своих вечных, исполненных блаженства отношениях с Кришной, душа страдает жизнь за жизнью, снося плевки и удары майи. Но живое существо улыбается, принимая это за наслаждение. Почему это происходит? Потому что оно очаровано призраком счастья, которое начинается с полового наслаждения. Вожделение — главный признак безумия обусловленной души.

Глупое живое существо зачаровано противоположным полом. С наступлением половой зрелости юноши, в особенности те, кто не прошел должного обучения, оказываются во власти вожделения. Они не упускают возможности как можно больше общаться с противоположным полом. И хотя им не всегда удается осуществить свои желания, они постоянно рисуют в своем уме картины того, как они прикасаются к телам представительниц противоположного пола, видят их наготу и вступают с ними в половые отношения. Они могут говорить о любви, но все, что ими движет, — это вожделение.

Даже более серьезные люди, жизнь которых не сводится к грубому удовлетворению похоти, не прочь пофантазировать о плотских утехах, ибо мысль о сексе всегда пребывает в уме обусловленной души.

Но материальные тела не отличаются особой привлекательностью. Даже тело королевы красоты представляет собой кожаный мешок, наполненный зловонным отвратительным содержимым. Кровь, слизь, желчь, испражнения, моча, а также мышцы, кости, жир, печень, сердце и кишки — вот с чем люди занимаются сексом! Сексуальное наслаждение — это счастье контакта двух мочеиспускательных органов. Однако могущество иллюзии столь велико, что сочетание плоти и кожи берет верх над логикой и здравым смыслом, низводя человека разумного до уровня животного. Как кабан испытывает влечение к свиноматке, самец таракана к своей самке, точно так же мужчину влечет к женщине, и это влечение нисколько не возвышеннее влечения свиньи.

На самом деле, в сексе нет ничего особенного. В нем нет ничего замечательного, ничего романтического. Это всего лишь отправление организма, проявление грубого инстинкта. Если трезво подумать над половыми отношениями, они покажутся глупостью. Тем не менее в них вступает каждый: и президент Америки, и уличный бродяга, а также кошки и собаки. И только несколько великих душ воздерживаются от секса, стремясь обуздать вожделение.

В человеческом обществе вожделение принимает разные формы под вывеской материальной выгоды, славы, известности. Все атрибуты так называемой цивилизации — общество, дружба, любовь, дом, автомобиль, одежда, положение, власть, почет, деньги и т.д. — предназначены для удовлетворения и усиления животного инстинкта под названием вожделение. Но несмотря на внешний блеск, если человеческое общество не стремится к подлинной красоте, воплощением которой является Кришна, то оно не многим отличается от общества свиней или других животных.

Несмотря на огромное значение, которое карми придают сексу, опросы показывают, что многие, занимаясь сексом, испытывают неудовлетворенность. Но почему тогда люди не отказываются от него и не принимают сознание Кришны, подлинный нектар жизни? Потому что они не знают ничего лучше секса, не хотят меняться и не желают расставаться с надеждой, что секс сделает их счастливыми.

Лишь наиболее удачливые примут сознание Кришны, чтобы достичь совершенства жизни. Сознание Кришны намного выше любых извращений грубых материалистов и бесплодных усилий гьяни и йогов. Даже начинающий преданный может быть уверен в том, что со временем он обуздает вожделение, ибо он следует правильному методу: стремится возродить естественную, подлинную любовь — любовь к Кришне. Неуклонно следуя по этому пути, в должный срок он достигнет совершенства в сознании Кришны и обретет полное и вечное удовлетворение. Цель брахмачарьи — обрести ясное понимание этих вещей, а также развить в себе твердость и непоколебимость, необходимые для быстрого и стабильного духовного продвижения.

В основе изложенных в книге советов и рекомендаций лежит убежденность в том, что секс не принесет нам счастья, ибо только Кришна может сделать нас счастливыми. Преданные, регулярно изучающие книги Шрилы Прабхупады, убеждены в этом. Поэтому они естественным образом следуют всем правилам и предписаниям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: