ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ




Постоянно размышляйте над тем, каким образом раз­личные явления оказываются связаны с причинами и об­стоятельствами, и попытайтесь понять, насколько это про­тивоположно тому, что живые существа и предметы ка­жутся существующими столь бесспорно, сами по себе, «в своем праве». Почувствовав, что склоняетесь к нигилизму, больше размышляйте об обусловленном проявлении. Если ваше сосредоточение на причинах и обстоятельствах при­ведет к тому, что вы укрепитесь в своей вере в собственное существование явлений, обратите больше внимания на то, каким образом зависимость противоречит их якобы незыб­лемой наружности. Вас наверняка будет бросать из одной крайности в другую: для того, чтоб отыскать подлинный Срединный путь, необходимо время.


УМ И ЕГО ГЛУБИННАЯ ПРИРОДА

 

В трактате о совершенной мудрости Будда высказывает такую мысль:

В уме ума не найти; природа его — ясный свет.

Чтобы вскрыть все смысловые слои этого утверждения, нам нужно определить, что такое ум, проанализировать его глубинную природу и разобраться, как возникают ее по­ложительные и отрицательные следствия. Рассмотрим подробнее различные фрагменты представленного выше утверждения.

1. Словосочетание «в уме» касается того, что собой представляет ум, — его светоносной и осознающей природы. В главе 7, посвященной медитации, мы говорили о светоносной и осознающей природе ума и о том, почему, несмотря на то что эта его основа существует постоянно, для ее постижения нужно от­бросить все предшествовавшие мысли и не допускать новых.

2. Когда Будда утверждает, что «ум нельзя найти», он имеет в виду, что светоносная и осознающая природа

не является глубочайшей и конечной основой ума. Его абсолютная природа — это ясный свет, отсутствие собственного существования.

Вам может показаться, что Будда говорит о том, что ума не существует, но это не так. Разъясняя его слова, я трактую их при посредстве работы моего ума, и вы читаете мои разъяснения также благодаря работе вашего ума. Мы постоянно используем ум, что, безусловно, правильно, но мы не знаем его как следует. Таким образом, хотя дать точное определение ума трудно, он существует, и Будда анализирует его на предмет того, тождествен ли он своей глубинной природе.

Итак, понятно, что ум существует, но если он не есть его собственная основополагающая природа, то каков же образ его существования? Глубинная природа ума — только лишь его пустота, лишенность собственного сущес­твования. Это означает, что загрязнения ума (такие, как неведение, привязанность и ненависть) временны, а пото­му отделимы от него. Осмыслив эти загрязнения как поверхностные и не свойственные основополагающей при­роде ума, мы тотчас же видим, что его глубинная природа есть ясный свет, пустота.

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫ;

ПРИРОДА УМА—ЯСНЫЙ СВЕТ

Буддийские книги по-разному истолковывают утверж­дение, вынесенное нами в заголовок. И не потому, что Будда выразился настолько туманно, что каждый теперь


162

может интерпретировать его слова, как ему заблагорассу­дится. Дело в том, что в этом высказывании есть множес­тво явных и скрытых значений. В Высшей Иога-тантре существует много способов извлекать смысл из трудных для понимания утверждений. Можно найти в них букваль­ное, общее, скрытое и окончательное значение.

Чтобы прояснить фразу Будды «Загрязнения поверх­ностны; природа ума — ясный свет» посредством тантрического подхода, я процитирую Тантру чудесного одеяния (являющуюся частью Тантры повторения имен Манджушри):

Совершенные Будды возникают из А. А — высшая из букв.

Из четырех разновидностей значений, которые я пере­числил выше, вычленим общее значение рассматриваемого тезиса. Буква А в санскрите является частицей отрицания. Она означает пустоту, которая, в свою очередь, представ­ляет собой отсутствие, или отрицание, собственного су­ществования. Слова «Совершенные Будды возникают из А» означают, что Будды возникают из умопостигаемой сферы пустоты, или, иными словами, благодаря медитации об отсутствии собственного существования. Медитация уничтожает загрязнения, погружая их в умопостигаемую сферу реальности (отсутствия собственного существова­ния). Символизируемая буквой А пустота является выс­шей из тем, поэтому в Тантре чудесного одеяния гово­рится, что «А — высшая из букв».

163

Кроме того, с точки зрения Высшей Иога-тантры, буква А связана с неразрушимой каплей, внутри которой обретается тело Будды. В Высшей Иога-тантре состояние Будды достигается путем концентрации на неразрушимой капле в центре сердца. Совершенное тело Будды как раз и имеет природу неразрушимой капли. Таким образом, наше понимание вышеприведенного утверждения о том, что совершенные Будды возникают из буквы А, становит­ся еще более глубоким.

Что же это такое — неразрушимая капля? Это соеди­нение сверхтонкого ветра и сверхтонкого ума. Ум познаёт вещи, в то время как ветер, или внутренняя энергия, позволяет сознанию охватывать вещи. А поскольку это так, то изменения в сознании происходят в результате единения ветра и ума.

БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ УМА

Сознание бестелесно. У него нет свойственных пред­метам физического мира формы, цвета и способности служить преградой. Его сущность — чистая светоносность и познающая способность, и когда оно сталкивается с соответствующими обстоятельствами, как, например, в случае, когда в наличии имеется объект и чувства функ­ционируют должным образом, они этот объект отражают. Тот факт, что ум меняется в различные моменты времени и проявляется в различных аспектах, указывает, что он действует под внешним воздействием причин и обстоя­тельств.


164

Возникновение ума обусловливается предшествующим умом подобного типа, что предполагает наличие безна­чальной непрерывной преемственности ума. Если бы воз­никновение ума не требовало зависимости от предшеству­ющих его мгновений, а происходило беспричинно, ум мог бы возникнуть в любом месте и в любое время, что абсурдно. Точно так же, если бы сознание не возникало как продолжение своего предшествующего существования, а происходило из чего-то физического, то оно либо возни­кало бы постоянно, либо не возникало бы никогда, что абсурдно в равной степени. Таким образом, сознание является продолжением прошлого существования со­знания.

Так как в основе сознания лежат его прошлые момен­ты, непрерывная преемственность сознания безначальна. Нет начала сознания и нет его конца. Такой континуум делает возможным преображение ума к более совершен­ным состояниям. Когда умственная преемственность ока­зывается связана с загрязненными состояниями, наш опыт ограничивается пределами круговорота существования. Но когда эта преемственность освобождается от таких состо­яний, мы получаем возможность достичь нирваны. В этом смысле все явления — порождения ума или же его игра. Несовершенные явления круговорота существования суть игра неочищенного ума, тогда как чистые явления нирва­ны — игра ума просветленного.

165



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: