ПАМЯТКА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ




1. Осознайте светоносную и осознающую природу ума, свободную от мыслей.

2. Вновь и вновь исследуйте глубинную природу ума. Попытайтесь обнаружить отсутствие у него собствен­ного существования, его пустотность, посредством размышлений над зависимостью ума от причин и обстоятельств, а также своих составляющих, — вклю­чая тот факт, что любой отрезок времени, который

169

проходит в уме, обусловлен предшествовавшими ему периодами и последовавшими за ним.

3. Попробуйте осознать совместимость проявления ума с отсутствием у него собственного существования; про­следите за тем, как эти два аспекта поддерживают друг друга.

 

v

ТАНТРА


ЙОГА БОЖЕСТВА

В буддизме существуют два основных типа практик — Сутра и Тантра. До сих пор мы обсуждали практику Сутры. Особая же роль Тантры — в том, чтобы открыть путь, быстрее приводящий к цели, что позволит опытным практикующим скорее обрести способность помогать дру­гим. В тантрической медитации используется сила вообра­жения: такая практика называется йогой божества. В рамках этой практики вы представляете себе:

1) замещение вашего ума, в его обычном, полном меша­ющих эмоций проявлении, умом чистой мудрости, движимой состраданием;

2) замену вашего тела в обычном проявлении (т. е. слагающегося из плоти, крови и костей) телом, сот­канным из движимой состраданием мудрости;

* Строго говоря, речь здесь идет о (шдамих — бесчисленных формах, которые способен принимать Будда, или, иначе говоря, телесных воплощениях различных его аспектов. Термин «божество» примени­тельно к описанным ниже практикам не вполне верен, но всё же достаточно распространен, и мы, вслед за переводчиком английского издания, сохраняем его, при этом считая необходимым предостеречь читателя от скоропалительного вывода о политеистичности буддиз­ма. — Прим. ред.

ЙОГА БОЖЕСТВА 173

3) развитие в себе ощущения незапятнанной самости, обусловленной чисто воображаемыми умом и телом в идеальной среде, полностью вовлеченными в помощь другим существам. Поскольку эта особая тантрическая практика требует от вас представления самого себя обладающим телом и возможностями Будды, соверша­ющим его деятельность и погруженным в присущее ему окружение, ее называют «использованием пред­ставления в качестве духовного пути».

Но не является ли подобная практика в чем-то сомнитель­ной? Вы рассматриваете себя как существо, обладающее качествами Будды, хотя в настоящее время они вам не присущи. Тогда верно ли такое медитативное осознание? Да. Ваш ум вовлечен в постижение реальности, из которой вы появляетесь как божество. Следовательно, с этой точки зрения ваш ум не ошибается. Кроме того, вы намеренно представляете себя обладателем чудесного тела, не будучи пока что таковым. Это умозрительная медитация; в глу­бине своего естества вы не убеждены в том, что ваши ум, тело и самость действительно чисты. Напротив, основы­ваясь на чистом представлении совершенного ума и тела, вы развиваете в себе ощущение того, что являетесь бо­жеством, которое из сострадания помогает другим.

Чтобы стать избранным учеником Тантры (то есть тем, для кого, собственно. Будда изложил практику Тан­тры), необходимо обладать выдающимися способностями и уже достичь непоколебимой мудрости понимания пусто­ты и быть готовым быстро привести эту мудрость в


174

действие. Требования для обычных практикующих Тантру не столь жестки; тем не менее эта практика на любом из своих уровней требует четко выраженного намерения до­стичь Просветления ради блага других и столь же силь­ного желания добиться этого как можно скорее.

В самом начале практики Тантры основной путь до­стижения непоколебимого спокойствия состоит в том, что­бы медитировать на свое тело так, как будто оно является телом божества. Созерцая божественное тело, вы сначала медитируете на пустоту, обретая как можно более полное осознание отсутствия собственного существования. Когда такое состояние станет для вас вполне привычным, следует использовать свой ум как некую основу, из которой появ­ляется божество. Постигая пустоту, ум выступает таким божеством и всем тем, что его окружает. Итак, сначала вы медитируете на пустоту, затем из нее появляется бо­жество и, наконец, вы сосредоточиваетесь на этом бо­жестве.

Таким образом, йога божества сочетает в себе муд­рость и сострадательную мотивацию; одно и то же созна­ние осознает пустотность и, движимое состраданием, при­нимает форму альтруистического божества. Единство муд­рости и сострадательной мотивации имеет место и в Сутре, но там практика мудрости только лишь подвержена дейс­твию силы практики мотивации, а последняя, в свою очередь, только лишь подвержена действию силы практи­ки мудрости; они не сосуществуют в пределах одного сознания. Отличительная черта Тантры — в том, что здесь происходит именно это. Включение мотивации и

175

мудрости в одно сознание как раз и делает тантрический прогресс столь быстрым.

В детстве Тантра была для меня всего лишь объектом слепой веры. В возрасте двадцати четырех лет я лишился своей собственной страны и, переехав в Индию, начал по-настоящему читать разъяснения Цзонхавы о пустоте. Затем, перебравшись в Дхармасалу, я стал более усердно изучать стадии пути, пустоту, Тантру и выполнять соот­ветствующие практики. Таким образом, только к тридцати годам, после того как я получил определенный опыт осо­знания пустоты, йога божества обрела для меня смысл.

Однажды в главном храме Дхармасалы я выполнял ритуал, при котором представлял себя в облике Гухьяса-маджи — божества Высшей Иога-тантры. Мой ум был постоянно сосредоточен на произнесении ритуального тек­ста, и когда я дошел до слов «я сам», то совершенно забыл о своей обычной самости, связанной с моим телом и умом. Вместо этого у меня возникло очень ясное ощущение собственного «я», связанного с новым, чистым сочетанием ума и тела Гухьясамаджи, которое я себе представлял. А поскольку такое самоотождествление и составляет суть тантрической йоги, этот опыт привел меня к убеждению, что, имей я в своем распоряжении достаточно времени, я определенно мог бы достичь особых, глубоких состояний, описанных в текстах.


176

ПОСВЯЩЕНИЕ

Чтобы практиковать Тантру, особенно важно получить доступ к передаче благословения от предыдущих великих учителей. Благословение фигурирует и в практике Сутры, но для Тантры оно имеет решающее значение. Первый способ получить это благословение — воспользоваться дверью посвящения. Существуют четыре класса Тант­ры — Тантра Действия, Тантра Исполнения, Иога-тантра и Высшая Иога-тантра, при этом в каждом из них имеются свои посвящения, которые должны подготовить сознание к практике, и свои разновидности медитаций.

Где получают посвящение? В мандале, состоящей из идеальных окружений и их божественных обитателей, яв­ляющихся воплощениями сострадания и мудрости. Для всех четырех Тантр существуют мандалы различной слож­ности. Одни из них нарисованы, другие сооружены из разноцветного песка; также бывают специальные мандалы сосредоточения.

Чтобы получить посвящение и принять обеты мандалы Иога-тантры или Высшей Иога-тантры, нужно пройти обряд, совершаемый наделенным соответствующими пол­номочиями ламой. В Тантрах всех четырех классов на атрибуты ламы обращается особое внимание — в соответ­ствии с подробными указаниями Будды относительно ка­честв учителя на различных этапах пути. Вспомним также указания Будды опираться не на личность, а на учение. Вы не должны быть подавлены репутацией учителя. Важ­нее всего, чтобы он хорошо знал учение и практики.

ОБЕТЫИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

В двух низших классах Тантры — Тантрах Действия и Исполнения — нет явных указаний на то, что после посвящения адепт должен принять обеты; существует, однако, множество обязательств, которых следует придер­живаться. В двух же высших классах Тантры после получения полного посвящения кроме обязательств принима­ются- тантрические обеты. В Иога-тантре и Высшей Иога-тантре существует четырнадцать основных обетов, а также списки тех нарушений, которых не следует допус­кать, но они различны для разных путей, и даже основные обеты несколько отличаются. Поскольку практика Тантры сосредоточена главным образом на преодолении обыден­ности наружности практикующего и его окружения (с тем чтобы преодолеть представление о них как о чем-то обыденном), практикующий представляет себя имеющим тело Будды, вовлеченным в его сострадательную деятель­ность, обладающим его качествами и его обиталищем. Соответственно, большинство принимаемых обязательств оказываются связаны с замещением обыденных проявле­ний идеальными и воздержанием от оценки себя, своих друзей, окружения и деятельности как чего-то обыденного.

За исключением одного особого обета личного осво­бождения, действующего в течение всего двадцати четырех часов, все другие обеты личного освобождения принима­ются на срок всей текущей жизни (хотя возможность взять свои обеты назад и отказаться от монашества допус­кается). В отличие от них, обеты Бодхисаттв и тантричес-

7 Буддийская практика: путь к жизни. полной смысла


178

кие обеты распространяются на все время вплоть до до­стижения высшего Просветления, если только до тех пор они не будут грубо нарушены.

Сначала адепт принимает нравственность личного ос­вобождения, затем нравственность Бодхисаттв и, нако­нец, — нравственность Тантры. Миряне, которые приня­ли обеты Бодхисаттвы и Тантры, принимают мирской вариант обетов личного освобождения. В Калачакра-тантре, весьма почитавшейся в Индии XI века и послужив­шей ключевой Тантрой для тибетских школ Новых Пере­водов, говорится, что из трех тантрических учителей — принявшего мирские обеты, — обеты монаха-послушника и полные монашеские обеты выше прочих следует ставить последнего. Это указывает на особое значение, которое даже эта тантрическая система придаёт монашеской нрав­ственности. Гухьясамаджа-тантра учит, что внешне сле­дует соблюдать дисциплину практики личного освобожде­ния, а внутренне поддерживать склонность к тантрической практике. В этом отношении практики Сутры и Тантры не расходятся.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ НА ПУТИ

Рассмотрим роль сексуального влечения на тантрическом пути. Начнем с запретов, которые нравственность личного освобождения, полностью основанная на принци­пе воздержания от причинения вреда, налагает на непра­вильное сексуальное поведение. Конкретные разновидное -

179

ти сексуального вреда подробно описаны в «Сокровиш,нице явного знания» Васубандху. Для мужчины это сожи­тельство с чужой женой или с кем-то, кто находится под защитой ее семейства. То же самое относится и к женщи­не: ей запрещено сожительство с чужим мужем или с кем-то из иждивенцев его семьи. Кое-кто наивно полагает, что коль скоро Васубандху при описании десяти пагубных действий говорит о мужчинах, то нет ничего зазорного, если их будет совершать женщина, ведь о запретах для женщин ничего не сказано!

С точки зрения буддистов, половой акт может исполь­зоваться на духовном пути, так как он способствует мощ­ной концентрации сознания, если только практикующему свойственно непоколебимое сострадание и мудрость. Роль полового акта заключается в том, чтобы выявить глубокие состояния сознания (описанные ранее в связи с процессом умирания) и продлить пребывание ума в таких состояниях, с тем чтобы направить их силу на углубление осознания пустоты. Простой же половой акт не имеет с духовным развитием ничего общего. Если человек достиг высокого уровня практики мотивации и мудрости, то соединение двух половых органов не способно отвлечь его от соблю­дения такой чистоты поведения. Йоги, достигшие высоких стадий пути и наделенные всеми должными качествами, могут проявлять сексуальную активность и при этом стро­го следовать всем монашеским предписаниям.

Один тибетский йог на упреки другого отвечал, что он ел мясо и пил пиво в качестве подношений божествам мандалы. Такие тантристы визуализируют себя как бо-


180

жество в совершенной мандале, при этом полностью осо­знавая, что высшее из божеств — это высшее блажен­ство, единство блаженства и пустоты. Тот йог сказал также, что его половая связь с супругой имела целью обретение подлинного знания. И в подобных случаях это действительно так. Практикующий способен извлечь ду­ховную пользу не только из вкусной еды и питья, но и из человеческих экскрементов и мочи. Иогическая медитация превращает последнее в подлинную амброзию. Но для таких людей, как мы, это недостижимо. Пока вы не сможете превращать мочу и кал в амброзию, не занимай­тесь и всем остальным, что здесь описано!

Именно поэтому Будда четко определил последова­тельность этапов пути. На подготовительной стадии вы учитесь соблюдать обеты личного освобождения. Если вы монах, ваше поведение имеет более прочную основу, и опасность чрезмерного отвлечения невелика. Но даже если вы не можете строго следовать каким-то обетам, тут нет большого риска. В этом случае просто практикуйте, прак­тикуйте и практикуйте. Развив в себе внутреннюю силу, вы сможете контролировать четыре внутренних элемен­та — землю, воду, огонь и ветер (или пять элементов, если учитывать также внутреннее пространство). Как только вы почувствуете, что можете полностью ими уп­равлять, значит, вам теперь под силу контролировать пять внешних элементов. После этого вы сможете извлекать пользу из чего угодно.

Как же может половой акт помочь на пути? Сущест­вует много различных уровней сознания. Потенциал низ-

181

ких уровней весьма ограничен, но более глубокие и тонкие уровни наделены поистине огромной силой. Нужно до­стичь этих тонких уровней. Но для этого придется осла­бить и на время остановить работу сознания на более низком уровне. Чтобы добиться этого, нужно существенно изменить потоки внутренних энергий. В какой-то степени глубокие уровни сознания проявляются, когда мы чихаем или зеваем, но заставить ум находиться в них дольше нам, очевидно, не под силу. Также большой предварительный опыт требуется для того, чтобы извлечь пользу из таких состояний, когда они проявляются во время сна. Тут-то на помощь и приходит секс. Благодаря специальным техни­кам концентрации в процессе полового акта опытные прак­тикующие могут продлить эти весьма глубокие, тонкие и сильные состояния сознания, чтобы затем использовать их для постижения пустоты. Однако если вы будете просто заниматься сексом в рамках обычного ментального воспри­ятия, никакой пользы вам это не принесет.

Будды в сексуальном контакте не нуждаются. Божес­тва мандалы часто изображены в союзе с супругой, но это не значит, что Будды не могут обрести блаженства без телесной любви. Они обладают полным блаженством сами по себе. Божества, пребывающие в брачном союзе, доб­ровольно появляются в мандалах для пользы особо ода­ренных людей, которые способны использовать партнера и блаженство плотского единения в практике быстрого пути Тантры. Ведь и тантрический Будда Ваджрадхара предстает в миролюбивых и гневных обличьях, но это не значит, что его сущность двойственна. Ваджрадхара всег-


182

да абсолютно сострадателен, но добровольно является в различных образах ради блага своих учеников. Явление Ваджрадхары вполне подобно медитации ученика, когда он в процессе движения по пути извлекает пользу из пагубных эмоций, например из привязанности и гнева. Чтобы подчинить себе эти сильные чувства, трансформи­ровать их в силу, помогающую на пути духовного совер­шенствования, ученики не должны визуализировать в практиках мирное тело Будды Шакьямуни. Здесь нужна йога божества. Поскольку в отношении, например, гнева следует медитировать на свое тело в свирепом облике, Ваджрадхара принимает соответствующее обличье, чтобы показать ученику, как именно это нужно делать. То же самое верно и в отношении сексуальной йоги. Ученики, способные использовать блаженство, которое проистекает из желания, проявляющегося во взглядах, улыбках, каса­ниях рук и плотском союзе, должны практиковать соот­ветствующую йогу божества. Они не могут представить себя монахом Шакьямуни. Ваджрадхара является в раз­ных обличьях не с тем, чтобы напугать учеников или пробудить в них желание, но чтобы показать им, как медитировать, визуализируя эти формы, и в конце концов преодолеть пагубные эмоции.

Будды способны самопроизвольно и без усилий яв­ляться в любом уместном обличье. Эти обличья обуслов­лены потребностями не самого Будды, а других людей. С его собственной точки зрения, он достиг полного вопло­щения в себе Тела Истины, в котором будет находиться всегда.

183

Помните, что нравственность Тантры основывается на нравственности личного освобождения и нравственности сострадания. Цель Тантры — достичь состояния Будды более быстрым путем, чтобы скорее стать способным помогать другим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: