Финансы - совокупность ден. отношений возникающих в процессе формирования, распределения, использования централиз. и децентрализ. фондов ден. средств, в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Термин появился в 13-15 в. в торговых регалиях (с лат. – ден. платежи). Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по функциям.
Деньги - всеобщий эквивалент, с помощью кот измеряются затраты труда
Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД.
Отличительные признаки финансов:
1. материальная основа фин отношений – деньги; финансовые отношения возникают в момент движения денге, когда происходит их передача, перечисление и т.д.
2. финансы носят фондовый характер. Источник фондов – ВВП
3. наличие двух субъектов, один из кот наделен особыми полномочиями – гос-ва
4. регулирование с помощью фискального аппарата
Финансовые отношения возникают между предприятием и работником по поводу з/п, дивидендов, пособий и т.д.; Между предп-ем и его филиалами (перераспределение оборотных сред-в, финансовых и трудовых ресурсов); между предприятиями (оплата счетов, продукции, осущ-е инвестиций инновационных проектов, санкции и нарушения); между предп-ем и гос-вом (налоги, обязательные платежи, финансирование из гос. бюджета, гос. заказ); между предп-ем и банками (кредиты, займы, расчет, счета, хранение средств); между гос-вом и населением (налоги трансферты); между банком и населением (займы, вклады. кредитные карты).
Материальная основа финансовых отношений – финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Главным материальным источником всех ден фондов выступает НД страны, а фин ресурсы складываются из следующих источников:
1. средства, аккумулирующие госбюджетные системы
2. ср-ва внебюдж. фондов
3. ресурсы, полученные самим предприятием.
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государство) и децентрализ-ми (ресурсы хоз. субъектов ден. средств самих предприятий)
Финансовые отношения – это ден. отношения, но лишь те кот. связаны с формированием и исполнением централизованных и децентрализованных средств.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в вопросе: «за счет кого и где получить финансовые ресурсы и в чьих интересах их использовать». Сущность финансов проявляется в их функциях.
В основном выделяют 2 функции:
1. распределительная
2. контрольная.
Эти 2 функции параллельны во времени т.к. каждая финансовая операция включает с одной стороны распределение общего продукта и НД, а с другой стороны контроль за ними.
Распределительная функция заключается:
1. в создании основных доходов и первичных доходов путем распределения НД среди участников материального производства.
2. в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения НД между производственной и не производственной сферами.
Без участия финансовых отношений не могло бы быть перераспределения.
Основная цель распределительной функции – это мобилизация необходимых фин. ресурсов и распределение их по целевому назначению.
4 принципа основы распределительных отношений:
1. распределительные отношения носят исторический характер.
2. заключ. в самом процессе воспроизводства (производства –распределение –обмен -потребление)
3. явл. производными от форм собственности
4. характер и принципы распределения подчинены определенным целям.
Стадии процесса распределения подраздел на 2:
1. образуются фонды для размещения материальных затрат предприятий.
2. образуются фонды потребления и накопления не производственной сферы.
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованию по целевому назначению, по средствам регламентации фин информации и стимулирование процесса расширенного воспроизводства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом.
Основными подконтрольными показателями или объектом контроля является: прибыль, себестоимость, выручка от реализации.
Цель контроля состоит в обеспечении проведения единой финансовой и денежной политики, законченности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов. Защита финансовых интересов, недопущение целевого использования государственных ресурсов и их хищения. Контроль направлен на увеличение эф-ти в хоз. дея-ти, увеличение дохода, более рациональное и бережное расходование средств и материальных ценностей.
В зависимости от субъектов осущ-их финансовый контроль выделяют следующие виды финансового контроля:
· государственный,
· ведомственный,
· внутрихозяйственный,
· независимый.
Гос фин контроль осущ-ся органами гос власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством
Ведомственный – проводит контрольно-ревизионное управление министерств и ведомств внутри сферы деятельности.
Внутрихоз-ые – проводятся финансово-экономическими службами самих предприятий.
Независимый – проводится аудиторскими фирмами
По формам фин контроль разделяется на:
-предварительный
-текущий
-последующий
Предварительный проводится на стадии составления финансовых планов и в его задачу входит предотвращение не рационального использования финансовых ресурсов.
Текущий проводится в процессе исполнения фин планов для исключения нарушения фин дисциплины.
Последующий проводится по итогам фин периода и направлен на выявление целесообразности расходования определенных фин ресурсов при выполнении фин планов.
По широте обхвата контроль бывает: полный или частичный;
· комплексный или тематический;
· сплошной или выборочный.
По характеру проверяемых материалов: контроль документативный или фактический.
Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.