Функции речи. Требования к речи воспитателя.




Предмет «Методика развития речи». Его цели и задачи.

МРР входит в состав педагогических наук. Предмет МРР – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед. воздействия. МРР призвана разрабатывать средства, методы и приемы развития речи. Перед МРР стоят фундаментальные и прикладные задачи. К числу фундаментальных задач относятся: А) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; Б) изучение закономерностей обучения родной речи; В) определение принципов и методов обуч. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:1)чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения); 2)как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);3)почему так, а не иначе (обоснование МРР). Изучение закономерностей процесса обуч. дает материал, который используется в 2 направлениях: - методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу; - использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов. Связь МРР с другими науками: 1)МРР связана с языкознанием – она опирается на данные таких разделов как языкознание, как фонетика и орфоэпия, морфология и синтаксис;2)МРР связана с психолингвистикой – помогает решить такой сложный вопрос, как различие и взаимосвязь понятий язык и речь.3)МРР использует данные анатомии о строении речевых органов детей;4)МРР связана с детской и педагогической психологией;5)МРР связана с дошкольной педагогикой;6)МРР связана с историей дошкольной педагогики;7)МРР связана с методикой обучения русскому языку в начальной школе.

Функции речи. Требования к речи воспитателя.

Главные функции речи коммуникативная и мыслительная. 1) Коммуникативная – основная для реб. функция речи. В этой функции реб. использует 1-ые слова. Потребность в общении с взрослыми и ровесниками стимулирует дальнейшее развитие его речи. Речевое развитие реб возможно только во взаимодействии со взрослыми, которые приобщают к языку своего общества. В семье, в д/у необходимо создать речевое окружение т.о, чтобы его развивающий потенциал был достаточно высоким для каждого реб в соответствии с возрастом.2) Мыслительная – являясь средством общения, речь одновременно явл и средством познания и мышления. Расширяя свои представления об окруж, отношениях между людьми, предметах, явлениях, реб усваивает новые слова, грамматические формы. Это происходит только при условии, когда развитие речи опирается на весь процесс познания окруж мира. Тогда речевая единица, форма усваивается реб адекватно содержанию окруж действительности. Речь явл средством всех психических процессов – ощущения, восприятия, представления. На ранних этапах развития реб преимущественное значение имеют непосредственные сигналы окружения. Но роль словесных сигналов постепенно возрастает 3) Регулятора поведения 1-ми словами – регуляторами поведениястановятся слова можно, надо, нельзя, гл. повелительного наклонения – дай, ешь, ходи. Слова, которые регулируют поведение реб, д.б мотивированными для него.

4) Функция планирования – на 1 этапе осуществляется планирование для др. (реб, обращаясь ко взрослому, называет свое будущее действие); затем возникает планирование для себя (проговаривает в голос, что он будет делать); наконец возникает внутреннее планирование своего поведения (высшая форма овладения речевой деятельностью).5) Социализирующая функция – родная речь, которой овладевают дети в общении с взрослыми, явл гл. средством усвоения ими культуры своего народа, формирования национального самосознания. С помощью родной речи осуществляется национально-культурная социализация человека. 6) Информативная функция. 7) Экспрессивная функция. 8) Побудительная функция. 9) Эстетическая функция.

Под культурой произношения понимается его правильность и выразительность, коммуникативная целесообразность. Типичные ошибки в речи воспитателей:--Нарушение орфоэпических норм: произношение звуков в соответствии с их письменным обозначением;--Использование непонятных для детей слов, слов иностранного происхождения;--Использование слов-паразитов, которые засоряют речь значит, вот, как бы и др.);--Быстрый темп речи и многословие, излишняя лаконичность, иногда грубость. Требования к речи воспитателя. Содержательность – воспитатель должен нести новую, правдивую информацию, раскрывать перед ними взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в окруж жизни, давать оценку поступкам детей и взрослых. Точность произношения – это умение из многих близких по содержанию слов выбрать то, которое наиболее точно и полно характеризует предмет или явление, их особенности. Выразительность произношения – это эмоциональность, ярко выраженное отношение к тому, о чем говорится, и к тем, кому адресовано высказывание. Выразительность достигается умением выбрать точное слово, построить фразу и использованием литературных художественных средств выразительности – эпитетов, метафор, гипербол и разнообразием интонаций. Определенные требования предъявляются к звуковой стороне слова воспитателя: чистое звукопроизношение, выразительная дикция, орфоэпическая правильность.Воспитателю необходимо владеть умением вести диалог, рассказывать, слушать других. Речь его должна быть немногословной, но понятной и логичной. Примером для детей должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жесты, отношение к собеседнику).

3. Задачи, содержание и формы по развитию речи.

Развитие речи детей, обучение их родному языку – одна из гл задач воспитания в д.c Научить реб пользоваться родной речью в живом непосредственном общении с людьми – общая задача речевого развития дош. Она складывается из частных задач:1Развитие диалогической (разговорной) речи;2Формир связной монологической речи;3Обогащение, закрепление и активизация словаря;4Усовершенствование грамматической речи;5Воспитание ЗКР;6Воспитание интереса и любви к худ слову;7Подготовка к обуч грамоте.1)Дош, усваивая родную речь, овладевают такой формой речевого общения, как устная речь. Поэтому реб необходимо учить слушать и понимать речь, адресованную ему, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, задавать вопросы самому. В результате обуч реб постепенно вступает со взрослыми в диалог. 2)Более сложным видом речевой деятельности явл монологическая речь – передача сложного развернутого содержания. Для достижения связной речи необходимо учить реб выбирать содержание высказывания, использовать необходимые средства общения: интонацию, логическое ударение. Необходимо науч детей строить сложные предложения, использовать различные речевые средства для связи предложений. 3) Расширение словарного запаса обеспечивает закрепление его знаний и представлений, развитие мышления. Поэтому словарная работа тесно связана с занятиями по ознакомлению с окруж. Важной явл и специальная работа над словом, как речевой единицей, его смысловым значением. Дети знакомятся с синонимическими и антонимическими отношениями между словами, многозначностью слов.4)Форми грамматического строя предусматривает работу в 3 направлениях:-развитие умений изменять слова по формам (сущ - по падежам, числам; прилаг – по родам, числам; глаголы по лицам, временам и т.д.);-развитие умений строить предложения разных типов;-усвоение способов создания новых слов (название профессий, дитенышей животных).5)Понятие «звук культура » включает культуру произношения и речевой слух. Задача обуч – развивать у детей умение выразительно и правильно произносить звуки и звукосочетания в словах родной речи соответственно нормам фонетики и орфоэпии, отличать при произношении и на слух близкие по звучанию группы звуков. Необходимо развивать артикуляционный аппарат детей, совершенствовать их дикцию, развивать фонематический слух.6) Воспитание интереса и любви к худ слову достигается через ознакомление детей с худ лит, развитие у них умений слушать и понимать лит произведения, анализировать их, воспроизводить.7)Целью подготовки детей к обуч грамоте явл формир у детей элементарного осмысления речевой деятельности, ориентировке в звуковой системе речи. Это достигается через обуч детей звуковому анализу слова, ознакомление со строением слова, словарным составом предложения. В содержание подготовки к обуч грамоте входит и подготовка к овладению чтением и письмом.Развитие речи детей в ДУ осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и специально организованных занятиях. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности реб в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Выделяются 2 пути развития речи:- подчинение содержания и формы общения потребностям регуляции поведения воспитанников в режимных процессах, во время прогулок, на неречевых занятиях и в других типичных ситуациях;-организация деятельности детей (игровой)с целью обеспечения неосмысленного усвоения необходимых речевых средств (закрепление правильного произношения того или иного звука идр.).Обуч родной речи на занятиях – планомерный целенаправленный процесс развития познавательных возможностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окруж, формир речевых умений и навыков. Выделяются занятия:- ознакомление с окруж,- ознакомление с худ лит,- занятия по РР,- занятия по обуч грамоте с детьми стр дош возраста.Наиболее распространенным видом занятий явл комплексные занятия, на которых осуществляется тесная взаимосвязь, взаимодействие разных задач развития речи.

 

4. Средства речевого развития дошкольников.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

· общение взрослых и детей;

· культурная языковая среда, речь воспитателя;

· обучение родной речи и языку на занятиях;

· художественная литература;

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей.

1) Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения.

2) Средством развития речи является культурная языковая среда.

Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета.

 

3) Одним из основных средств речевого развития является обучение.

Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Своеобразие занятий по родному языку. Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности. Виды занятий по родному языку.(…)

 

4) Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми.

5) Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей.

Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: