Расчет винтореечного механизма




Модуль зацепления сектора и рейки определяют по общеизвестной методике из условия изгибной прочности, используя формулу:

,

где -- сила, действующая на зуб сектора и рейки; -- ширина сектора; -- коэффициент нагрузки между зубьями (неравномерность распределения по длине контактной линии зубьев); -- коэффициент формы зуба.

Допускаемое напряжение может быть принято МПа, или найдено по выражению -- , МПа.

Величина контактного напряжения в зацеплении зубьев определяется по известной формуле Герца – Беляева.

Значение шага винта (р) определяют по заданному передаточному числу из формулы, приведенной выше -- , задавшись значением .

По величине шага выбирают предварительное значение диаметра шарика: . И затем. Полученное значение округляют до величины, предусмотренной ГОСТ 3722 на сортамент шариков.

Затем выбирают профиль канавок винта и гайки в нормальном сечении. Наиболее часто используют полукруговой профиль, который позволяет иметь под шариками пространство для смазывания и сбора продуктов износа. Радиус желоба () (см. рис219) у винта и гайки должен быть больше, чем у шарика, для уменьшения трения. Можно принять: .

Внутренний и внешний диаметры канавок винта ( и ) и гайки ( и ) определяются:

; ;

; ,

где h -- глубина канавки; обычно .

Смещение х центров профилей канавок относительно центров шариков и среднего диаметра винтового канала :

; .

Минимальное целое число шариков в одном витке и необходимое общее число рабочих шариков:

;

,

где -- угол подъема винтовой линии, ; -- угол контакта шариков с канавками, ; -- коэффициент неравномерности распределения осевой нагрузки между шариками, ; -- допускаемая нагрузка, действующая на один шарик по нормали к поверхности контакта, при которой обеспечивается длительный срок службы винтошариковой передачи. Ее определяют из условия контактной прочности шарика и винта:

,

где -- К – коэффициент, который можно определить по графику на рис. 9 в зависимости от отношения главных приведенных кривизн:

;

Рис. 9. График для определения коэффициента

-- -- допускаемое контактное напряжение, которое при HRC 58…64 изменяется в пределах 2500…3500 МПа.

Число витков винта (гайки) равно: .

Для достижения благоприятного распределения нагрузки между витками обычно предусматривают 1,5…2,5 витка. Если требуемое число витков более 2,5, то для сохранения высокого кпд применяют два самостоятельных круга циркуляции с равными числами витков и шариков. По той же причине общее число шариков не должно быть больше 60. В противном случае принимают шарики большего диаметра и повторяют расчет.

Радиальный зазор (рис. 8) не должен быть больше 0,02…0,03. величина этого зазора моет быть найдена по выражению:

.

Осевой и радиальный зазоры связаны выражением:

.

После компоновки винтореечного механизма проверяют прочность и жесткость винта. Винт находится в сложном напряженном состоянии. В его опасном сечении (рис. 7) действуют напряжения растяжения от осевой нагрузки (силы FОС), изгибающего момента:

;

и крутящего момента:

,

где n -- расстояние от оси винта до полюса зацепления; l – расстояние между опорами винта; -- угол зацепления; -- угол контакта шарика с канавками; -- приведенный угол трения; f – коэффициент трения качения, f =0,008…0,01.

При этом должно выполняться условие:

,

где , и -- площадь и моменты сопротивления сечения винта по внутреннему диаметру d1 канавки изгибу и кручению; -- допускаемое напряжение, причем , где -- предел текучести материала винта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: