Порядок работы с прибором ИМД-ЦМ.




Карта № 3. Измерение частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подготовьте устройство к измерению, (карта № 2, пунк­ты 1...5), при работе от преобразователя КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».

2. Пустите дизель.

ВНИМАНИЕ! При запуске основного или пускового дви­гателя электростартером во избежание вывода устройства из строя отключите его питание!

На цифровом табло устройства будут отображены значе­ния частоты вращения коленчатого вала дизеля. Вращением ручки потенциометра «ВКЛ» установите удоб­ное для Вас время индикации результатов измерения на цифровом табло.

 

Карта № 4. Измерение ускорений разгона и выбега и оценка эффективной мощности.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подготовьте трактор к измерениям (карта № 1).

 

А. Измерение ускорений разгона в области номинальной частоты вращения (оценка эффективной мощности)

2. Подготовьте устройство к работе (карта № 2 пункты 1…7). При работе от преобразователя КИ-13941 на­жмите клавишу «ВОМ».

3. Пустите дизель и прогрейте до температуры воды и масла 70 - 90°.

 
 


4. Установите клавишу «Число цилиндров «в положение, соответствующее числу цилиндров дизеля.

При числе цилиндров 1 - 4 клавиша должна находиться в ис­ходном

положении, а при числе 6 -12 нажата.

 
 


5. Нажмите клавишу «».

 

6. Установите максимальную частоту вращения коленчатого
вала дизеля.

7. Резко выключите подачу топлива и по достижении мини­мальной частоты вращения резко переведите рычаг топливоподачи в положение максимальной подачи. Не меняя положения рычага топливоподачи, запишите показания цифрового табло.

8. Повторите операции 6 - 7 не менее трех раз и найдите среднее значение углового ускорения разгона. Если при измерениях тепловой режим дизеля отличался от паспорт­ного значения (70 - 90°), произведите корректировку по­лученного значения по графику (рис. 4).

Пунктирными линиями показан пример определения поправки углового ускорения Δε при измеренном значении εизм.=170 с-2 и температуре воды 25° С. Приведенное значение углового ускорения в этом случае равно:

εпр. = εизм.+Δε= 170+7= 177 с-2.

9. Сравните полученное значение с допустимым (табл.3,графа7).

(При отклонении полученного значения углово­го ускорения от допустимого, дальнейший поиск неисправ­ностей осуществляется в соответствии с рис.5).

10. Оцените с помощью графиков (рис. 5…7) эффективную мощность дизеля.

11. При диагностировании дизелей с газотурбинным надду­вом проводят корректировку измеренных значений уско­рения разгона εизм по давлению наддува. Для, этого перед диагностированием измеряют максимальное давление наддува. Дизель загружается разгоном трактора с минимальной скорости движения на высшей передаче до максимальной при резком увеличе­нии подачи топлива. Манометр (0 - 1 кгс/см2) устанавли­вается в кабине трактора и с помощью резинового шлан­га присоединяется к штуцеру, устанавливаемому в верх­ней крышке блока дизеля СМД-62 или вместо технологи­ческой заглушки в полости левого впускного коллектора дизеля ЯМЗ-238НБ. Приведенное значение ускорения

εпр. вычисляют по фор­муле: εпр. = εизм. • К

Коэффициент корректировки К определяют по графику (рис.9). На графике по горизонтальной оси отложены отношения измеренных значений давлений наддува к но­минальным, по вертикальной -значения корректиро­вочного коэффициента К.

 

Рис. 4. Графики корректировки ускорений разгона по температуре двигателя.

Рис. 5. Структурная диагностическая схема.

 

Таблица 3. Справочные данные по дизелям и эталонные значения ускорений.

 


 

 

 

 


Рис. 9. График корректировки по давлению наддува.

Б. Измерение ускорений разгона при частоте

максимального крутящего момента.

12. Подготовьте устройство к работе (карта 2, пункт 1..7). При работе от преобразователя КИ-13941нажмите клавишу «ВОМ».

13. Выполните операции 4—8 настоящей карты.

14. Сравните полученное значение с табличным (табл.4, графа 8). (При отклонении полученного значения от до­пустимого, дальнейший поиск неисправностей осущест­вляется в соответствии с рис.5).

 

В. Измерение ускорений выбега в области номинальной частоты вращения.

15. Подготовьте устройство к работе (карта 2 операции 1 - 7)
При работе от преобразователя КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».

 
 


16. Нажмите клавиши «» и «-ε».

 

17. Установите дизелю максимальную частоту вращения коленчатого вала.

18. Резко выключите подачу топлива. В момент появления показаний на цифровом табло устройства переведите рычаг топливоподачи в положение, соответствующее мини­мальным оборотам холостого хода. Запишите показания цифрового табло.

 

 

19. Повторите операции 17 - 18 не менее трех раз и найдите среднее значение.

Если при измерениях тепловой режим дизеля отличился от паспортных значений (70 - 90º) С произведите корректировку полученного значения по графику рис.10 (пунктирной линией показан пример определения приведенного значения ускорения выбега εпр. при температуре воды 40°С; приведенное значение в этом случае εпр.=77 с-2).

20. Сравните полученное значение с допустимым (табл.3 графа 9).

 

 
 


Рис. 10. График корректировки ускорений выбега по температуре двигателя.

Карта № 5. Оценка равномерности работы цилиндров.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подготовьте трактор к измерениям (карта № 1).

2. Запустите и прогрейте дизель до температуры воды и
масла (70 - 90°) С.

3. Подготовьте устройство к измерениям (карта № 2, пунк­ты 1…7).

При работе с преобразователем КИ-13941 нажмите кла­вишу «ВОМ».

4. Измерьте ускорение разгона при работе всех цилиндров
дизеля (карта № 4, пункты 4... 8).

5. Определите ускорение, характеризующее условную инди­каторную мощность каждого цилиндра. Для этого:

- из­мерьте ускорение разгонадизеля при поочередном отключении цилиндров;

- подсчитайте разность между ускорением разгона дизеля на всех цилиндрах и ускорением, полученным при работе с отключенным цилиндром.

Подсчитанная разность характеризует условную индика­торную мощность отключенного цилиндра.

6. Выберите из подсчитанных значений максимальное εmax
и минимальное εmin значение ускорений.

7. Оцените по графику рис.11 равномерность работы цилинд­ров, используя для этого значения εmax и εmin.

Если точка А с координатами εmax и εmin располагается в заштри-хованной зоне - равномерность находится в допустимых пределах, если вне зоны, то это указывает на чрезмерную неравномерность распределения работы по цилиндрам, на необходимость выявить и устранить неис­правности. (Дальнейший поиск неисправностей осуществляется в со­ответствии с рис.5).

Рис. 11. График оценки равномерности работы цилиндров.

Карта № 6. Измерение постоянного напряжения.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подключите шнур питания к розетке трактора.

2. Поворотом ручки «ВКЛ» по часовой стрелке включите
питание.

3. Нажмите клавишу «Измерение напряжения «U».

4. Соедините шнур ПрП (СЕ4.860.803) со шнурами измери­тельными (СЕ4.860.806) между собой.

5. Соедините шнуром устройство измерительное с измеря­емым источником постоянного напряжения электрообору­дования трактора.

Произведите отсчет показаний цифрового табло в вольтах, при отсутствии показаний поменяйте местами концы шнура на входе устройства измерительного.

 

Карта № 7. Проверка загрязненности воздухоочистителя.

Оборудование: приборы и инструмент, сигнализатор засоренности

воздухоочистителя ОР-9928.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подключите к впускному воздушному патрубку сигнали­затор засоренности воздухоочистителя. У дизелей тракто­ров Т- 40, Т- 40А сигнализатор подсоедините на место фа­кельного подогревателя, у дизелей тракторов МТЗ - 50 на место технологической заглушки впускного тракта, у тракторов Т-150К - к патрубку воздухоочистителя, сообщающемуся с компрессором.

У трактора МТЗ - 80(82) используется указатель засорен­ности, установленный в кабине трактора.

2. Установите максимальную частоту вращения коленчатого
вала дизеля.

3. Включите сигнализатор. Для этого нажмите пальцем на

выступающий стержень. Появление в смотровом окне сиг­нализатора красной полосы свидетельствует о предельном засорении воздухоочистителя и необходимости очистки и промывки фильтрующих элементов.

 

Карта № 8. Проверка герметичности впускного

воздушного тракта.

Оборудование и приборы:

устройство для проверки герме­тичности впускного воздушного тракта КИ-4870.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Запустите дизель и установите номинальную частоту вра­щения коленчатого вала.

2. Прикладывая резиновый наконечник устройства к местам

возможного нарушения герметичности воздушного тракта (к местам крепления воздуховодов, фильтров и т. д.), наблюдайте за уровнем жидкости в окне. При проверке наконечники устройства меняйте всоответствии с конфи­гурацией проверяемых мест.

Опускание уровня жидкости в окне означает подсос воз­духа. Места нарушения герметичности отметьте, а затем загерметизируйте.

 

Карта № 9. Проверка функционирования системы топливоподачи низкого давления.

Приборы и инструмент:

устройство ИМД-ЦМ, ключи гаеч­ные.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Пустите дизель и установите максимальный скоростной режим.

2. Загрузите дизель до достижения номинальной частоты вращения. Частоту вращения контролируйте по тахометру трактора или устройством ИМД-ЦМ. Нагрузку имитируйте дросселированием воздуха во впускной системе. Для это­го снимите воздушный фильтр и плавно прикрывайте впускную трубу воздухоочистителя заслонкой.

3. Откройте сливной вентиль (как при удалении воздуха из системы топливоподачи) и наблюдайте за струей вытека­ющего топлива. Струя должна быть непрерывной и не со­держать пузырьков воздуха. При слабом напоре и нали­чии воздуха в струе топлива проверяют состояние фильт­ра тонкой очистки топлива, перепускного клапана и под­качивающего насоса.

 

Карта № 10. Проверка и регулировка форсунок.

Оборудование, приборы и инструмент:

приспособление для проверки технического состояния форсунок КИ-9917, автосте­тоскоп, ключи гаечные.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Подключите приспособление к проверяемой форсунке.

2. Оцените подвижность иглы распылителя. Для этого со­вершите несколько качков рычагом приспособления, од­новременно наблюдая за показанием манометра. Если после 8-10 качков рычагом стрелка манометра остается неподвижной или переместится на величину, не более чем 5—10 кгс/см2, то это указывает на зависание иглы в кор­пусе распылителя.

3. Определите давление начала впрыска. Давление определяют по максимальному отклонению стрелки манометра приспособления, делая 35-40 переме­щений рычага в минуту. Номинальное давление впрыска составляет у дизеля ЯМЗ-240Б-165-170 кгс/см2, у дизелей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-41-150, у дизелей СМД-62, Д-240, Д-240Л-175…180, у дизелей Д-65Н-170…175. От­клонение давления от приведенных значений допускается на ±5 кгс/см2.

При необходимости отрегулируйте форсунку, не снимая с дизеля.

4. Проверьте качество распыления топлива.

Для этого, нагнетая топливо с помощью рычага приспо­собления со скоростью 70...80 качков в минуту, при­ставьте наконечник автостетоскопа к корпусу форсунки и прослушивайте звук впрыска.

Впрыск должен сопровождаться четким, хорошо прослу­шиваемым прерывистым звуком.

 

Карта № 11. Проверка момента начала подачи топлива.

Приборы, оборудование и инструмент:

моментоскоп КИ-4941, угломер КИ-13926.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Отсоедините от первого (у трактора К-701 от 12-го) на­сосного элемента топливопровод высокого давления.

2. Удалите из насосного элемента пружину нагнетательного клапана и установите вместо нее технологическую пружи­ну. Если плунжерные пары использовались менее 1000 моточасов, технологическая пружина не устанавливается.

3. Установите моментоскоп на первый насосный элемент

(у трактора К-701 на 12-й).

4. Включите подачу топлива и прокрутите коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки моментоскопа топливом.

5. Наблюдая за уровнем топлива в трубке моментоскопа, медленно прокрутите коленчатый вал до момента начала подъема топлива.

6. Закрепите нa шкиве коленчатого вала угломер КИ-13926. Откройте смотровой люк в кожухе маховика на тракторах К-700,

Т-150К, откройте крышку люка гасителя крутиль­ных колебаний на тракторе К-701.

7. Установите угломер КИ-13926 в нулевое положение.

8. Продолжая медленно прокручивать коленчатый вал, уста­новите поршень первого цилиндра в ВМТ. У тракторов К-700, «Беларусь», Т-40М коленчатый вал устанавливает­ся в положение, соответствующее установочному углу опе­режения подачи.

9. По показанию угломера, определите угол опережения по­
дачи топлива (табл. 4).

Таблица 4. Данные для определения угла опережения подачи топлива.

 

 

Тракторы Способ отметки ВМТ поршня или положение коленчатого вала, соответствующее углу опережения подачи топлива Угол опережения подачи топлива, град до ВМТ
номинальн. допустим.
      ' 4
К-701   Риски на корпусе гасителя кру­тильных колебаний, указатель на маховике.   18—20  
К-700 К-700А   Цифра на маховике, соответст­вующая цифре на торце муф­ты опережения подачи топлива.     17—19  
Т-150К   Указатель ВМТ, углубление на маховике   26—29   25—30  
Т- 4А   Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   26—28   25—29  
ДТ-75М   Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   28—30   27—31  
МТЗ-80, МТЗ-80Л Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   25—27 24—28
МТЗ-82 МТЗ-82Л Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   25—27 24—28
МТЗ-50, МТЗ-50Л Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   17—19 16 -20
МТЗ-52, МТЗ-52Л Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   17—19 16 -20
ЮМЗ-6Л Установочная шпилька, углуб­ление на маховике   21—23 20 - 24
Т-40М Метка «Т» на шкиве коленчатого вала, стрелка указателя на крышке шестерен распределителя 28—30 27 - 31

 

Таблица 5. Давление масла в магистрали при номинальной скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Двигатель Номиналь­ная скорость вращения двигателя, об/мин Давление масла в магистрали, кгс/см2
номинальное допустимое предельное
         
ЯМЗ-240Б   4,0-7,0 2,0 1,5
         
ЯМЗ-238НБ   4,0—7,0 2,0 1,5
СМД-62   2,5—4,5 2,0 1,5
Д-240, Д-240Л   2,0—3,0 2,0 1,0
Д-65Н, Д-65М   2,0—3,5 1,5 1,0
         
Д-50, Д-50Л   2,5-3,5 ' 1,5 1,0
Д-37Е   1,5—3,5 1,5 1,0
Д-21   1,5—3,5 1,5 1,0

 

 

Карта № 12. Оценка общего состояния кривошипно - шатунной группы.

Оборудование, приборы и инструменты:

автостетоскоп, устройство ИМД-ЦМ.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Присоедините к главной масляной магистрали дизеля устройство КИ-5472.

2. Запустите и прогрейте дизель до нормального теплового режима.

3. Измерьте давление в масляной магистрали при номиналь­ной частоте вращения. Допустимые значения приведены в табл.5.

4. Определите с помощью автостетоскопа характер и силу стуков и шумов в сопряжениях кривошипно-шатунной группы (табл.6).

Таблица 6. Данные для прослушивания кривошипно-шатунной группы.

Неисправность Характер стука Зона прослушивания Режим работы двигателя
       
Увеличенный зазор в коренных подшипниках Глухой, сильный, низкого тона, уси­ливающий в мо­мент резкого из­менения частоты вращения Против коренных опор со стороны противоположной механизму газо­распределения Частота враще­ния коленчатого вала ниже номи­нальной с резким изменением до максимального значения
Увеличенный зазор в ша­тунных под­шипниках Глухой, сильный, среднего тона, хо­рошо прослушива­емый при резком отключении пода­чи топлива   Против ВМТ ша­тунного подшип­ника со стороны противоположной механизму газо­распределения   Номинальная ча­стота вращения коленчатого вала с резким умень­шением путем от­ключения подачи топлива  
Увеличенный зазор в сопряжениях «втулка верхней го­ловки шатуна» и «поршневой палец - бобышка поршня»   Четкий металли­ческий, высокого тона, усиливаю­щийся в момент резкого изменения оборотов колен-ча­того вала и прекращаю-щийся после выключения подачи топлива в проверяемый ци­линдр.   Со стороны про­тивоположной ме­ханизму газорас­пределения, на уровне ВМТ порш­невого пальца Частота враще­ния коленчатого вала ниже сред­ней с резким переходом на повы­шенную частоту вращения  

 

Карта №13. Определение разрежения в цилиндрах.

Оборудование, приспособления, инструмент:

вакуум-анализаторКИ-5315, приспособление для снятия форсунок, ключи гаечные.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Прогрейте двигатель до температуры смазки не ниже 70°С.

2. Снимите форсунки и очистите форсуночные отверстия го­ловки цилиндра. Выключите подачу топлива.

 

 

3. Измерьте разрежение в каждом цилиндре двигателя, про­кручивая его стартером или пусковым двигателем и по­очередно подключая вакуум-анализатор к каждому ци­линдру до достижения устойчивых показаний вакуум-ана­лизатора.

Номинальное разрежение должно быть 0,88 кгс/см2, до­пусти- мое - 0,7 кгс/см2, предельное - 0,58 кгс/см2. Если разница между значением разрежения отдельного цилиндра и средним значением разрежения остальных цилиндров составляет более 0,1 - 0,2 кгс/см2, это свиде­тельствует о неисправности данного цилиндра. Если среднее значение разрежения всех цилиндров мень­ше 0,6 кгс/см2, двигатель подлежит капитальному ремонту.

4. Если разрежение меньше допустимого 0,7 кгс/см2, опреде­лите

остаточный ресурс гильзо-поршневой группы (например, по значению

расхода картерных газов). Установите снятые форсунки на место.

 

Карта № 14. Проверка зазоров в клапанном и декомпрессорных механизмах, проверка фаз газораспределения.

 

Оборудование, приборы и инструмент:

приспособление для определения величины зазора КИ-9918 (или щупы - набор № 2), рукоятка для прокручивания коленчатого вала, определитель фаз газораспределения КИ-13902.

Содержание работ, технические требования и указания.

1. Снимите колпаки головок клапанного механизма.

2. Проверьте и при необходимости подтяните крепления стоек валика коромысел клапанного механизма и головки цилиндров к блоку.

       
 
 
   

 

 


Рис. 13. Проверка затяжки гаек головки блока цилиндров динамометрическим ключом.

 

 

Рис. 14. Общий вид динамометрического ключа.

1 - головка с квадратом под торцевой ключ; 2 - указательная стрелка; 3 - пружинящий стержень;

4 - рукоятка; 5 - шкала.

 

 

3. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.

4. Проверьте зазоры в клапанном механизме первого ци­линдра.

Допустимые значения зазоров приведены в табл.7.

 

 

           
 
   
     
 
 
               
   
 
   
     
 
 
 

 

 


5. Проверьте зазоры в остальных клапанах.

6. У тракторов Т- 4А, ЮМЗ - 6Л, ДТ- 75М проверьте и если не­обходимо отрегулируйте зазоры в декомпрессионном ме­ханизме. Регулировка и проверка декомпрессионного ме­ханизма цилиндра производятся при включенной комп­рессии. Зазор между наконечником штанги декомпрессора и коромыслом впускного клапана должен быть равен 0,5 - 0,6 мм.

7. Проверьте фазы газораспределения:

- прокрутите коленчатый вал двигателя до момента на­чала открытия впускного клапана 1-го цилиндра;

- закрепите указатель комплекта КИ-13902 около глад­кой цилиндрической поверхности шкива (табл.8) и прочертите риску на нем напротив указателя;

- установите поршень первого цилиндра в ВМТ (табл.8) и прочертите вторую риску на шкиве напротив указа­теля. У тракторов МТЗ всех моделей поршень первого цилиндра устанавливают в положение 5° до ВМТ, а вторую риску делают не напротив указателя, а на расстоянии 25,5 мм по дуге цилиндрической поверхности шкива водяного насоса;

- измерьте угол или длину дуги между рисками. Если измеренные значения превышают предельные отклоне­ния, указанные в табл.8, то механизм газораспределе­ния нуждается в регулировке угла зацепления шесте­рен или в ремонте.

 

Таблица 7. Зазоры в клапанном механизме газораспределения.

Трактор Момент затяжки шпилек крепления головки цилиндров, кГм*м Состоя-ние Двига-теля для проверки зазоров Зазоры в клапанах, мм  
номинальные допустимые  
впускном выпускном впускном выпуск-ном  
   
               
«Кировец» 22—24 Холодный 0,25 - 0,30 0,25 - 0,30 0,20 – 0,40 0,20 - 0,40  
     
Т-150К 22—24 Холодный 0,46 - 0,50 0,46 - 0,50 0,41 - 0,55 0,41 -0,55  
МТЗ-80, МТЗ-82 16—18 Прогретый 0,40 - 0,45 0,40 - 0,45 0,35 - 0,50 0,35 - 0,50  
ЮМЗ-6М   16—18 Любое 0,25 0,25 0,20 - 0,45 0,20 - 0,45  
МТЗ-50, МТЗ-52 16—18 Прогретый 0,25 0,25 0,15 - 0,30 0,15 - 0,30  
Т-40М и его модификация 14—16 Холодный 0,30 0,30 0,25 - 0,35 0,25 - 0,35  
Т-25А1 22—26 Прогретый 0,30 0,30 0,25 - 0,35 0,25 - 0,35  
ДТ-75М 16—18 Холодный 0,25 - 0,30 0,25 - 0,30 0,20 - 0,45 0,20 - 0,45  
Т-4А 16—18 Холодный 0,25 - 0,30 0,25 - 0,30 0,20 - 0,45 0,20 - 0,45  

 

Таблица 8. Данные для диагностирования газораспределительного механизма тракторных двигателей.

 

Показатель или операция диагности­рования Тракторы
К - 700 К - 701 К - 700Л Т-150К ДТ- 75М Т- 4А МТЗ - 50 МТЗ - 52 МТЗ - 80 МТЗ - 82 Т- 40 Т- 40Л
Порядок работы цилинд­ров двигателя     1-5-4-2- -6-3-7-8   1-4-2- -5-3-6   1-3-4--2       1-5-3-6--2-4       1-3-4-2       1-3-4--2    
Место определения дли­ны дуги, соответствую­щей углу открытия впускного клапана.     Маховик       Шкив коленчатого ва­ла Буртик муфты топлив­ного насоса   Шкив водяно­го насоса       Шкив коленчатого вала  
Предельная длина дуги при определении угла начала открытия впуск­ного клапана: - номинальная - максимальная   15º 25º       11º 29º   0,5º 17,5º   2,5º 25,0º

Примечания:

1. Для К-701 порядок работы цилиндров следующий:

1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9.

2. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ:

- на тракторах «Бела­русь» - 15° до ВМТ; на К-701;

- К-700А стрелка указателя на картере ма­ховика должна совпадать с цифрой 20 (20° до ВМТ) или меткой 0 (ВМТ) на маховике;

- на тракторах Т-150К стержень указателя ВМТ должен по­пасть в углубление маховика;

- на ДТ-75М, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82 установочная шпилька должна попасть в углубление маховика;

- на тракторах Т-40, Т-40А метка ВМТ на шкиве коленчатого вала должна совпадать со стрелкой на крышке распределительных шестерен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: