Карта № 3. Измерение частоты вращения коленчатого вала дизеля.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подготовьте устройство к измерению, (карта № 2, пункты 1...5), при работе от преобразователя КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».
2. Пустите дизель.
ВНИМАНИЕ! При запуске основного или пускового двигателя электростартером во избежание вывода устройства из строя отключите его питание!
На цифровом табло устройства будут отображены значения частоты вращения коленчатого вала дизеля. Вращением ручки потенциометра «ВКЛ» установите удобное для Вас время индикации результатов измерения на цифровом табло.
Карта № 4. Измерение ускорений разгона и выбега и оценка эффективной мощности.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подготовьте трактор к измерениям (карта № 1).
А. Измерение ускорений разгона в области номинальной частоты вращения (оценка эффективной мощности)
2. Подготовьте устройство к работе (карта № 2 пункты 1…7). При работе от преобразователя КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».
3. Пустите дизель и прогрейте до температуры воды и масла 70 - 90°.
![]() |
4. Установите клавишу «Число цилиндров «в положение, соответствующее числу цилиндров дизеля.
При числе цилиндров 1 - 4 клавиша должна находиться в исходном
положении, а при числе 6 -12 нажата.
![]() |
5. Нажмите клавишу «».
6. Установите максимальную частоту вращения коленчатого
вала дизеля.
7. Резко выключите подачу топлива и по достижении минимальной частоты вращения резко переведите рычаг топливоподачи в положение максимальной подачи. Не меняя положения рычага топливоподачи, запишите показания цифрового табло.
8. Повторите операции 6 - 7 не менее трех раз и найдите среднее значение углового ускорения разгона. Если при измерениях тепловой режим дизеля отличался от паспортного значения (70 - 90°), произведите корректировку полученного значения по графику (рис. 4).
Пунктирными линиями показан пример определения поправки углового ускорения Δε при измеренном значении εизм.=170 с-2 и температуре воды 25° С. Приведенное значение углового ускорения в этом случае равно:
εпр. = εизм.+Δε= 170+7= 177 с-2.
9. Сравните полученное значение с допустимым (табл.3,графа7).
(При отклонении полученного значения углового ускорения от допустимого, дальнейший поиск неисправностей осуществляется в соответствии с рис.5).
10. Оцените с помощью графиков (рис. 5…7) эффективную мощность дизеля.
11. При диагностировании дизелей с газотурбинным наддувом проводят корректировку измеренных значений ускорения разгона εизм по давлению наддува. Для, этого перед диагностированием измеряют максимальное давление наддува. Дизель загружается разгоном трактора с минимальной скорости движения на высшей передаче до максимальной при резком увеличении подачи топлива. Манометр (0 - 1 кгс/см2) устанавливается в кабине трактора и с помощью резинового шланга присоединяется к штуцеру, устанавливаемому в верхней крышке блока дизеля СМД-62 или вместо технологической заглушки в полости левого впускного коллектора дизеля ЯМЗ-238НБ. Приведенное значение ускорения
εпр. вычисляют по формуле: εпр. = εизм. • К
Коэффициент корректировки К определяют по графику (рис.9). На графике по горизонтальной оси отложены отношения измеренных значений давлений наддува к номинальным, по вертикальной -значения корректировочного коэффициента К.
Рис. 4. Графики корректировки ускорений разгона по температуре двигателя.
Рис. 5. Структурная диагностическая схема.
Таблица 3. Справочные данные по дизелям и эталонные значения ускорений.
Рис. 9. График корректировки по давлению наддува.
Б. Измерение ускорений разгона при частоте
максимального крутящего момента.
12. Подготовьте устройство к работе (карта 2, пункт 1..7). При работе от преобразователя КИ-13941нажмите клавишу «ВОМ».
13. Выполните операции 4—8 настоящей карты.
14. Сравните полученное значение с табличным (табл.4, графа 8). (При отклонении полученного значения от допустимого, дальнейший поиск неисправностей осуществляется в соответствии с рис.5).
В. Измерение ускорений выбега в области номинальной частоты вращения.
15. Подготовьте устройство к работе (карта 2 операции 1 - 7)
При работе от преобразователя КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».
![]() |
16. Нажмите клавиши «» и «-ε».
17. Установите дизелю максимальную частоту вращения коленчатого вала.
18. Резко выключите подачу топлива. В момент появления показаний на цифровом табло устройства переведите рычаг топливоподачи в положение, соответствующее минимальным оборотам холостого хода. Запишите показания цифрового табло.
19. Повторите операции 17 - 18 не менее трех раз и найдите среднее значение.
Если при измерениях тепловой режим дизеля отличился от паспортных значений (70 - 90º) С произведите корректировку полученного значения по графику рис.10 (пунктирной линией показан пример определения приведенного значения ускорения выбега εпр. при температуре воды 40°С; приведенное значение в этом случае εпр.=77 с-2).
20. Сравните полученное значение с допустимым (табл.3 графа 9).
![]() |
Рис. 10. График корректировки ускорений выбега по температуре двигателя.
Карта № 5. Оценка равномерности работы цилиндров.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подготовьте трактор к измерениям (карта № 1).
2. Запустите и прогрейте дизель до температуры воды и
масла (70 - 90°) С.
3. Подготовьте устройство к измерениям (карта № 2, пункты 1…7).
При работе с преобразователем КИ-13941 нажмите клавишу «ВОМ».
4. Измерьте ускорение разгона при работе всех цилиндров
дизеля (карта № 4, пункты 4... 8).
5. Определите ускорение, характеризующее условную индикаторную мощность каждого цилиндра. Для этого:
- измерьте ускорение разгонадизеля при поочередном отключении цилиндров;
- подсчитайте разность между ускорением разгона дизеля на всех цилиндрах и ускорением, полученным при работе с отключенным цилиндром.
Подсчитанная разность характеризует условную индикаторную мощность отключенного цилиндра.
6. Выберите из подсчитанных значений максимальное εmax
и минимальное εmin значение ускорений.
7. Оцените по графику рис.11 равномерность работы цилиндров, используя для этого значения εmax и εmin.
Если точка А с координатами εmax и εmin располагается в заштри-хованной зоне - равномерность находится в допустимых пределах, если вне зоны, то это указывает на чрезмерную неравномерность распределения работы по цилиндрам, на необходимость выявить и устранить неисправности. (Дальнейший поиск неисправностей осуществляется в соответствии с рис.5).
Рис. 11. График оценки равномерности работы цилиндров.
Карта № 6. Измерение постоянного напряжения.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подключите шнур питания к розетке трактора.
2. Поворотом ручки «ВКЛ» по часовой стрелке включите
питание.
3. Нажмите клавишу «Измерение напряжения «U».
4. Соедините шнур ПрП (СЕ4.860.803) со шнурами измерительными (СЕ4.860.806) между собой.
5. Соедините шнуром устройство измерительное с измеряемым источником постоянного напряжения электрооборудования трактора.
Произведите отсчет показаний цифрового табло в вольтах, при отсутствии показаний поменяйте местами концы шнура на входе устройства измерительного.
Карта № 7. Проверка загрязненности воздухоочистителя.
Оборудование: приборы и инструмент, сигнализатор засоренности
воздухоочистителя ОР-9928.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подключите к впускному воздушному патрубку сигнализатор засоренности воздухоочистителя. У дизелей тракторов Т- 40, Т- 40А сигнализатор подсоедините на место факельного подогревателя, у дизелей тракторов МТЗ - 50 на место технологической заглушки впускного тракта, у тракторов Т-150К - к патрубку воздухоочистителя, сообщающемуся с компрессором.
У трактора МТЗ - 80(82) используется указатель засоренности, установленный в кабине трактора.
2. Установите максимальную частоту вращения коленчатого
вала дизеля.
3. Включите сигнализатор. Для этого нажмите пальцем на
выступающий стержень. Появление в смотровом окне сигнализатора красной полосы свидетельствует о предельном засорении воздухоочистителя и необходимости очистки и промывки фильтрующих элементов.
Карта № 8. Проверка герметичности впускного
воздушного тракта.
Оборудование и приборы:
устройство для проверки герметичности впускного воздушного тракта КИ-4870.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Запустите дизель и установите номинальную частоту вращения коленчатого вала.
2. Прикладывая резиновый наконечник устройства к местам
возможного нарушения герметичности воздушного тракта (к местам крепления воздуховодов, фильтров и т. д.), наблюдайте за уровнем жидкости в окне. При проверке наконечники устройства меняйте всоответствии с конфигурацией проверяемых мест.
Опускание уровня жидкости в окне означает подсос воздуха. Места нарушения герметичности отметьте, а затем загерметизируйте.
Карта № 9. Проверка функционирования системы топливоподачи низкого давления.
Приборы и инструмент:
устройство ИМД-ЦМ, ключи гаечные.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Пустите дизель и установите максимальный скоростной режим.
2. Загрузите дизель до достижения номинальной частоты вращения. Частоту вращения контролируйте по тахометру трактора или устройством ИМД-ЦМ. Нагрузку имитируйте дросселированием воздуха во впускной системе. Для этого снимите воздушный фильтр и плавно прикрывайте впускную трубу воздухоочистителя заслонкой.
3. Откройте сливной вентиль (как при удалении воздуха из системы топливоподачи) и наблюдайте за струей вытекающего топлива. Струя должна быть непрерывной и не содержать пузырьков воздуха. При слабом напоре и наличии воздуха в струе топлива проверяют состояние фильтра тонкой очистки топлива, перепускного клапана и подкачивающего насоса.
Карта № 10. Проверка и регулировка форсунок.
Оборудование, приборы и инструмент:
приспособление для проверки технического состояния форсунок КИ-9917, автостетоскоп, ключи гаечные.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Подключите приспособление к проверяемой форсунке.
2. Оцените подвижность иглы распылителя. Для этого совершите несколько качков рычагом приспособления, одновременно наблюдая за показанием манометра. Если после 8-10 качков рычагом стрелка манометра остается неподвижной или переместится на величину, не более чем 5—10 кгс/см2, то это указывает на зависание иглы в корпусе распылителя.
3. Определите давление начала впрыска. Давление определяют по максимальному отклонению стрелки манометра приспособления, делая 35-40 перемещений рычага в минуту. Номинальное давление впрыска составляет у дизеля ЯМЗ-240Б-165-170 кгс/см2, у дизелей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-41-150, у дизелей СМД-62, Д-240, Д-240Л-175…180, у дизелей Д-65Н-170…175. Отклонение давления от приведенных значений допускается на ±5 кгс/см2.
При необходимости отрегулируйте форсунку, не снимая с дизеля.
4. Проверьте качество распыления топлива.
Для этого, нагнетая топливо с помощью рычага приспособления со скоростью 70...80 качков в минуту, приставьте наконечник автостетоскопа к корпусу форсунки и прослушивайте звук впрыска.
Впрыск должен сопровождаться четким, хорошо прослушиваемым прерывистым звуком.
Карта № 11. Проверка момента начала подачи топлива.
Приборы, оборудование и инструмент:
моментоскоп КИ-4941, угломер КИ-13926.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Отсоедините от первого (у трактора К-701 от 12-го) насосного элемента топливопровод высокого давления.
2. Удалите из насосного элемента пружину нагнетательного клапана и установите вместо нее технологическую пружину. Если плунжерные пары использовались менее 1000 моточасов, технологическая пружина не устанавливается.
3. Установите моментоскоп на первый насосный элемент
(у трактора К-701 на 12-й).
4. Включите подачу топлива и прокрутите коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки моментоскопа топливом.
5. Наблюдая за уровнем топлива в трубке моментоскопа, медленно прокрутите коленчатый вал до момента начала подъема топлива.
6. Закрепите нa шкиве коленчатого вала угломер КИ-13926. Откройте смотровой люк в кожухе маховика на тракторах К-700,
Т-150К, откройте крышку люка гасителя крутильных колебаний на тракторе К-701.
7. Установите угломер КИ-13926 в нулевое положение.
8. Продолжая медленно прокручивать коленчатый вал, установите поршень первого цилиндра в ВМТ. У тракторов К-700, «Беларусь», Т-40М коленчатый вал устанавливается в положение, соответствующее установочному углу опережения подачи.
9. По показанию угломера, определите угол опережения по
дачи топлива (табл. 4).
Таблица 4. Данные для определения угла опережения подачи топлива.
Тракторы | Способ отметки ВМТ поршня или положение коленчатого вала, соответствующее углу опережения подачи топлива | Угол опережения подачи топлива, град до ВМТ | |
номинальн. | допустим. | ||
' 4 | |||
К-701 | Риски на корпусе гасителя крутильных колебаний, указатель на маховике. | 18—20 | |
К-700 К-700А | Цифра на маховике, соответствующая цифре на торце муфты опережения подачи топлива. | 17—19 | |
Т-150К | Указатель ВМТ, углубление на маховике | 26—29 | 25—30 |
Т- 4А | Установочная шпилька, углубление на маховике | 26—28 | 25—29 |
ДТ-75М | Установочная шпилька, углубление на маховике | 28—30 | 27—31 |
МТЗ-80, МТЗ-80Л | Установочная шпилька, углубление на маховике | 25—27 | 24—28 |
МТЗ-82 МТЗ-82Л | Установочная шпилька, углубление на маховике | 25—27 | 24—28 |
МТЗ-50, МТЗ-50Л | Установочная шпилька, углубление на маховике | 17—19 | 16 -20 |
МТЗ-52, МТЗ-52Л | Установочная шпилька, углубление на маховике | 17—19 | 16 -20 |
ЮМЗ-6Л | Установочная шпилька, углубление на маховике | 21—23 | 20 - 24 |
Т-40М | Метка «Т» на шкиве коленчатого вала, стрелка указателя на крышке шестерен распределителя | 28—30 | 27 - 31 |
Таблица 5. Давление масла в магистрали при номинальной скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Двигатель | Номинальная скорость вращения двигателя, об/мин | Давление масла в магистрали, кгс/см2 | ||
номинальное | допустимое | предельное | ||
ЯМЗ-240Б | 4,0-7,0 | 2,0 | 1,5 | |
ЯМЗ-238НБ | 4,0—7,0 | 2,0 | 1,5 | |
СМД-62 | 2,5—4,5 | 2,0 | 1,5 | |
Д-240, Д-240Л | 2,0—3,0 | 2,0 | 1,0 | |
Д-65Н, Д-65М | 2,0—3,5 | 1,5 | 1,0 | |
Д-50, Д-50Л | 2,5-3,5 | ' 1,5 | 1,0 | |
Д-37Е | 1,5—3,5 | 1,5 | 1,0 | |
Д-21 | 1,5—3,5 | 1,5 | 1,0 |
Карта № 12. Оценка общего состояния кривошипно - шатунной группы.
Оборудование, приборы и инструменты:
автостетоскоп, устройство ИМД-ЦМ.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Присоедините к главной масляной магистрали дизеля устройство КИ-5472.
2. Запустите и прогрейте дизель до нормального теплового режима.
3. Измерьте давление в масляной магистрали при номинальной частоте вращения. Допустимые значения приведены в табл.5.
4. Определите с помощью автостетоскопа характер и силу стуков и шумов в сопряжениях кривошипно-шатунной группы (табл.6).
Таблица 6. Данные для прослушивания кривошипно-шатунной группы.
Неисправность | Характер стука | Зона прослушивания | Режим работы двигателя |
Увеличенный зазор в коренных подшипниках | Глухой, сильный, низкого тона, усиливающий в момент резкого изменения частоты вращения | Против коренных опор со стороны противоположной механизму газораспределения | Частота вращения коленчатого вала ниже номинальной с резким изменением до максимального значения |
Увеличенный зазор в шатунных подшипниках | Глухой, сильный, среднего тона, хорошо прослушиваемый при резком отключении подачи топлива | Против ВМТ шатунного подшипника со стороны противоположной механизму газораспределения | Номинальная частота вращения коленчатого вала с резким уменьшением путем отключения подачи топлива |
Увеличенный зазор в сопряжениях «втулка верхней головки шатуна» и «поршневой палец - бобышка поршня» | Четкий металлический, высокого тона, усиливающийся в момент резкого изменения оборотов колен-чатого вала и прекращаю-щийся после выключения подачи топлива в проверяемый цилиндр. | Со стороны противоположной механизму газораспределения, на уровне ВМТ поршневого пальца | Частота вращения коленчатого вала ниже средней с резким переходом на повышенную частоту вращения |
Карта №13. Определение разрежения в цилиндрах.
Оборудование, приспособления, инструмент:
вакуум-анализаторКИ-5315, приспособление для снятия форсунок, ключи гаечные.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Прогрейте двигатель до температуры смазки не ниже 70°С.
2. Снимите форсунки и очистите форсуночные отверстия головки цилиндра. Выключите подачу топлива.
3. Измерьте разрежение в каждом цилиндре двигателя, прокручивая его стартером или пусковым двигателем и поочередно подключая вакуум-анализатор к каждому цилиндру до достижения устойчивых показаний вакуум-анализатора.
Номинальное разрежение должно быть 0,88 кгс/см2, допусти- мое - 0,7 кгс/см2, предельное - 0,58 кгс/см2. Если разница между значением разрежения отдельного цилиндра и средним значением разрежения остальных цилиндров составляет более 0,1 - 0,2 кгс/см2, это свидетельствует о неисправности данного цилиндра. Если среднее значение разрежения всех цилиндров меньше 0,6 кгс/см2, двигатель подлежит капитальному ремонту.
4. Если разрежение меньше допустимого 0,7 кгс/см2, определите
остаточный ресурс гильзо-поршневой группы (например, по значению
расхода картерных газов). Установите снятые форсунки на место.
Карта № 14. Проверка зазоров в клапанном и декомпрессорных механизмах, проверка фаз газораспределения.
Оборудование, приборы и инструмент:
приспособление для определения величины зазора КИ-9918 (или щупы - набор № 2), рукоятка для прокручивания коленчатого вала, определитель фаз газораспределения КИ-13902.
Содержание работ, технические требования и указания.
1. Снимите колпаки головок клапанного механизма.
2. Проверьте и при необходимости подтяните крепления стоек валика коромысел клапанного механизма и головки цилиндров к блоку.
![]() | |||
![]() |
Рис. 13. Проверка затяжки гаек головки блока цилиндров динамометрическим ключом.
Рис. 14. Общий вид динамометрического ключа.
1 - головка с квадратом под торцевой ключ; 2 - указательная стрелка; 3 - пружинящий стержень;
4 - рукоятка; 5 - шкала.
3. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
4. Проверьте зазоры в клапанном механизме первого цилиндра.
Допустимые значения зазоров приведены в табл.7.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||


![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
5. Проверьте зазоры в остальных клапанах.
6. У тракторов Т- 4А, ЮМЗ - 6Л, ДТ- 75М проверьте и если необходимо отрегулируйте зазоры в декомпрессионном механизме. Регулировка и проверка декомпрессионного механизма цилиндра производятся при включенной компрессии. Зазор между наконечником штанги декомпрессора и коромыслом впускного клапана должен быть равен 0,5 - 0,6 мм.
7. Проверьте фазы газораспределения:
- прокрутите коленчатый вал двигателя до момента начала открытия впускного клапана 1-го цилиндра;
- закрепите указатель комплекта КИ-13902 около гладкой цилиндрической поверхности шкива (табл.8) и прочертите риску на нем напротив указателя;
- установите поршень первого цилиндра в ВМТ (табл.8) и прочертите вторую риску на шкиве напротив указателя. У тракторов МТЗ всех моделей поршень первого цилиндра устанавливают в положение 5° до ВМТ, а вторую риску делают не напротив указателя, а на расстоянии 25,5 мм по дуге цилиндрической поверхности шкива водяного насоса;
- измерьте угол или длину дуги между рисками. Если измеренные значения превышают предельные отклонения, указанные в табл.8, то механизм газораспределения нуждается в регулировке угла зацепления шестерен или в ремонте.
Таблица 7. Зазоры в клапанном механизме газораспределения.
Трактор | Момент затяжки шпилек крепления головки цилиндров, кГм*м | Состоя-ние Двига-теля для проверки зазоров | Зазоры в клапанах, мм | ||||
номинальные | допустимые | ||||||
впускном | выпускном | впускном | выпуск-ном | ||||
«Кировец» | 22—24 | Холодный | 0,25 - 0,30 | 0,25 - 0,30 | 0,20 – 0,40 | 0,20 - 0,40 | |
Т-150К | 22—24 | Холодный | 0,46 - 0,50 | 0,46 - 0,50 | 0,41 - 0,55 | 0,41 -0,55 | |
МТЗ-80, МТЗ-82 | 16—18 | Прогретый | 0,40 - 0,45 | 0,40 - 0,45 | 0,35 - 0,50 | 0,35 - 0,50 | |
ЮМЗ-6М | 16—18 | Любое | 0,25 | 0,25 | 0,20 - 0,45 | 0,20 - 0,45 | |
МТЗ-50, МТЗ-52 | 16—18 | Прогретый | 0,25 | 0,25 | 0,15 - 0,30 | 0,15 - 0,30 | |
Т-40М и его модификация | 14—16 | Холодный | 0,30 | 0,30 | 0,25 - 0,35 | 0,25 - 0,35 | |
Т-25А1 | 22—26 | Прогретый | 0,30 | 0,30 | 0,25 - 0,35 | 0,25 - 0,35 | |
ДТ-75М | 16—18 | Холодный | 0,25 - 0,30 | 0,25 - 0,30 | 0,20 - 0,45 | 0,20 - 0,45 | |
Т-4А | 16—18 | Холодный | 0,25 - 0,30 | 0,25 - 0,30 | 0,20 - 0,45 | 0,20 - 0,45 |
Таблица 8. Данные для диагностирования газораспределительного механизма тракторных двигателей.
Показатель или операция диагностирования | Тракторы | |||||
К - 700 К - 701 К - 700Л | Т-150К | ДТ- 75М | Т- 4А | МТЗ - 50 МТЗ - 52 МТЗ - 80 МТЗ - 82 | Т- 40 Т- 40Л | |
Порядок работы цилиндров двигателя | 1-5-4-2- -6-3-7-8 | 1-4-2- -5-3-6 | 1-3-4--2 | 1-5-3-6--2-4 | 1-3-4-2 | 1-3-4--2 |
Место определения длины дуги, соответствующей углу открытия впускного клапана. | Маховик | Шкив коленчатого вала | Буртик муфты топливного насоса | Шкив водяного насоса | Шкив коленчатого вала | |
Предельная длина дуги при определении угла начала открытия впускного клапана: - номинальная - максимальная | 15º 25º | 11º 29º | 0,5º 17,5º | 2,5º 25,0º |
Примечания:
1. Для К-701 порядок работы цилиндров следующий:
1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9.
2. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ:
- на тракторах «Беларусь» - 15° до ВМТ; на К-701;
- К-700А стрелка указателя на картере маховика должна совпадать с цифрой 20 (20° до ВМТ) или меткой 0 (ВМТ) на маховике;
- на тракторах Т-150К стержень указателя ВМТ должен попасть в углубление маховика;
- на ДТ-75М, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82 установочная шпилька должна попасть в углубление маховика;
- на тракторах Т-40, Т-40А метка ВМТ на шкиве коленчатого вала должна совпадать со стрелкой на крышке распределительных шестерен.