Аварии на АЭС классифицируются по 2 признакам:
· По типовым (проектным) нарушениям нормальной эксплуатации АЭС
· По характеру радиационных последствий для персонала, населения, окружающей среды.
По типовым нарушениям нормальной эксплуатации АЭС выделяют следующие виды радиационных аварий:
· Проектная авария - это предвиденная ситуация на АЭС, возможность которой заложена в техническом проекте ядерной установки. Эта авария относительно легко устранима и не представляет большой опасности.
· Запроектная авария – возможность такой аварии в техническом проекте АЭС не предусмотрена, однако она может по разным причинам произойти.
· Гипотетическая ядерная авария – это предполагаемая авария, которую заранее трудно предсказать, но которая может возникнуть.
· Реальная авария – это состоявшаяся авария, которая может быть как проектная, так и запроектная. Не исключено, что реальная авария может быть также и гипотетической.
По характеру радиационных последствий аварии на АЭС подразделяются на:
7. Локальная авария – это авария, при которой радиоактивное загрязнение ограничено одним помещением или зданием АЭС. При этом возможно радиоактивное облучение персонала на месте возникновения аварии.
8. Местная авария- это авария, при которой радиоактивному загрязнению подвергается вся территория АЭС и территория санитарно-защитной зоны вокруг АЭС (30 км). При данной аварии возможно облучение персонала АЭС и населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны.
9. Общая авария – это авария, при которой радиоактивное загрязнение распространяется за пределы АЭС и санитарно-защитной зоны и радиоактивному облучению подвергается население, проживающее на большом расстоянии от АЭС. Общие аварии могут быть региональными и трансграничными.
|
116. Какие формирования составляют ВСМК Минздрава РФ.
Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения создана на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения Минздрава России (министры здравоохранения). Начальниками службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.
На федеральном уровне служба МК М3 представлена:
1. Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» с входящими в него формированиями.
2. Федеральным центром Госсанэпиднадзора министерства здравоохранения.
3. Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» министерства здравоохранения.
4. Клиническими базами федерального подчинения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
На региональном уровне служба представлена:
1. Филиалами Всероссийского центра медицины катастроф в Федеральных округах: центральный (Москва), северо-западный (Санкт-Петербург), южный (Ростов-на-Дону), приволжский (Нижний Новгород), уральский (Екатеринбург), западно-сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск).Филиалы ВЦМК пр. выполнении задач на территории региона подчиняются ВЦМК «Зашита».
|
2. Региональными центрами Госсанэпиднадзора в Федеральных округах.
3. Клиническими базами в региональных центрах, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
На территориальном уровне служба представлена:
1. Территориальными центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации.
2. Территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
3. Клиническими базами (лечебными учреждениями) субъекта РФ предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
На местном уровне служба представлена:
1. Центрами медицины катастроф местного уровня или станциями скорой медицинской помощи.
2. Центрами (филиалами) Госсанэпиднадзора местного уровня.
3. Лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для оказания медицинской помощи поражённым при ЧС.
На объектовом уровне служба представлена:
1. Медико-санитарными частями и поликлиниками объектов.
2. Должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта при ЧС.
3. Нештатными медицинскими формированиями объекта.
117.Задачи, принципы и режимы функционирования ВСМК.
Основными задачами Всероссийской службы медицины катастроф являются-
1. Оказание всех видов медицинской помощи и лечение пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях.
2. Координация и руководство силами других служб медицины катастроф, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3. Саниатрно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в зонах ЧС.
|
4. Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС.
5. Подготовка кадров для органов управления, формирований и учреждений службы.
6. Проведение медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации ЧС.
7. Создание запасов лекарственных препаратов, медицинского и специального имущества для службы.
8. Международное сотрудничество в области медицины катастроф.
В зависимости от складывающейся обстановки, деятельность службы осуществляется в 3-х режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
I. Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие основные мероприятия:
1. Комплектование формирований службы личным составом и его подготовка к работе в условиях ЧС.
2. Планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС.
3. Организация и обеспечение постоянного функционирования дежурно-диспетчерской службы МК.
4. Создание резервов медицинского имущества и лекарственных препаратов для службы.
5. Участие в медицинской подготовке личного состава аварийно- спасательных формирований ЕГС ЧС.
II. В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
· Оповещение личного состава формирований службы медицин катастроф о введении режима повышенной готовности и его сбор;
· Проведение внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии;
· Приведение в готовность сил и средств службы;
· Сбор и оперативный анализ данных о возникшей медико-тактической обстановке в зоне ЧС.
III. В режиме чрезвычайной ситуации служба проводит следующие мероприятия: •Оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима ЧС;
•Выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы;
•Оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация из зоны ЧС в лечебные учреждения;
•Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований службы, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие:
1. Государственный и приоритетный характер службы.
2. Территориально-производственный принцип организации службы.
3. Принцип централизованного и децентрализованного управления службой.
4. Плановый характер заблаговременной подготовки сил и средств ВСМК.
5. Принцип универсализма формирований и учреждений службы.
6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК,
7. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений службы к работе в ЧС.
8. Всеобщая подготовка населения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и правилам адекватного поведения при ЧС.
Принципы – см. вопрос №1.
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие:
1. Государственный и приоритетный характер службы.
2. Территориально-производственный принцип организации службы.
3. Принцип централизованного и децентрализованного управления службой.
4. Плановый характер заблаговременной подготовки сил и средств ВСМК.
5. Принцип универсализма формирований и учреждений службы.
6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК,
7. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений службы к работе в ЧС.
8. Всеобщая подготовка населения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и правилам адекватного поведения при ЧС.