Широкий тембральный диапазон.




Конспект лекции № 6

Тема: Языковое мастерство юриста

План:

1. Произносительный аппарат человека: общее представление. Респирация, артикуляция, фонация.

2. Интонационно-выразительные средства: риторические свойства голоса, дикция, темп речи, мелодический рисунок речи.

3. Техника речи: логические ударения, паузация в судебной речи.

Произносительный аппарат человека: общее представление

 

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

В речеобразовании выделяют три функциональные области:

1) респирацию (организация дыхания);

2) фонацию (образование голоса);

3) артикуляцию (производство звуков).

Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов, дыхательного горла (трахеи). Правильное дыхание имеет большое значение для устной речи. Неправильная организация дыхания рождает прерывающуюся, захлебывающуюся речь, которая не производит благоприятного впечатления и раздражает слушателя.

Фонация организуется с помощью произносительного аппарата, состоящего из гортани, глотки, полостей рта и носа.

Артикуляция осуществляется артикуляционными органами. Активными органами являются губы, мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки. Пассивными – зубы, альвеолы, твердое небо.

2. Интонационно-выразительные средства: дикция, темп речи, мелодический рисунок речи.

 

Голос оратора является основным средством воздействия на слушателей, усилением восприятия речи судьи, прокурора, адвоката и любого другого адресанта высказывания.

Голоссовокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре.

Риторические свойства голоса

1) Большой запас громкости. Громкость – субъективная сторона силы звука.

При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе, то высокий звук воспринимается как более громкий.

2) Богатый силовой диапазон.

Сила звука – интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.

Разные по силе звуки составляют громкостную гамму.

3) Широкий звуковысотный диапазон.

Высота звука (высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок.

Широкий тембральный диапазон.

Тембр – это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон.

5) Гибкость голоса – способность менять силу голоса незаметно для слушателей.

6) Благозвучие – чистота и ясность звуков, отсутствие неприятных звуков в тембре голоса.

7) Помехоустойчивость – способность четко, достаточно громко, внятно произносить речь (поток звуков), независимо от внешних помех (шума).

8) Полётность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии.

9) Выносливость – работоспособность голоса.

10) Суггестивность – особая эмоциональная окраска голоса, не зависящая от содержания речи, способность с помощью голоса воздействовать на эмоционально-чувственную сферу слушателя. Достигается с помощью различной вибрации голоса.

11) Адаптивность – способность голоса приспосабливаться к особенностям помещения, в котором произносится устная речь.

Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.

Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного эффективного общения. Ее можно сравнить с красивым почерком в письменной речи. Дикция имеет эстетическую ценность, т. К. Является внешним показателем культуры устной звучащей речи.

Правильная артикуляция свидетельствует о движениях органов артикуляции, соответствующих месту и способу образования звуков.

Картавость, шепелявость и другие недостатки дикции корректируются большим комплексом упражнений, которые приемлемы для людей, не имеющих явных дефектов речи, но желающих усовершенствовать навыки произношения, достичь успеха в освоении необходимых артикуляционных движений.

Темп речискорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).

В конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале. Наиболее важные слова и части высказывания произносятся обычно с замедлением темпа речи. То, что необходимо выделить в речи, что является наиболее важным для говорящего, он произносит более медленно.

Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Чаще всего судебные ораторы произносят речь с внутренним подъемом, в состоянии эмоционального напряжения, что проявляется в несколько убыстренном темпе выступления. Однако следует помнить, что слишком быстрый темпе не позволяет усвоить всю выдаваемую информацию. А слишком медленная речь утомляет суд; при слишком медленном темпе создается впечатление, что речь оратора затруднена из-за слабого знания материалов дела, из-за отсутствия доказательств. Медленная речь, как правило, оставляет судей равнодушными к предмету обсуждения.

Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, утверждает, опровергает, делает выводы. Естественно, что данные структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, т. К. замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений делается также в несколько убыстренном темпе.

Судебному оратору необходимо владеть и замедленным, авторитетным словом, и четкой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно для юристов вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать ее. Это позволяет чувствовать темп и управлять им, а значит, помогает суду легко понять мысли оратора.

Мелодика (мелодический рисунок речи)это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является важным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией.

Типы мелодики:

· Мелодика завершенности характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственным повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом.

· Вопросительная мелодика предполагает повышение высоты тона и характерна для вопросительных предложений без вопросительного слова (общий вопрос).

· Мелодика незавершенности близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания.

Желательно, чтобы судебный оратор умел придавать речи мелодическое разнообразие. Богатыми интонационными рисунками отличались защитительные речи Ф. Н. Плевако, и это в значительной степени повышало воздействие его речей на присяжных. “Гармоническим”, по словам А. Ф. Кони, голосом обладал С. А. Андреевский, который говорил “нередко с тонкой и всегда уместной” иронией. Сам А. Ф. Кони умел посредством интонации передать тончайшие оттенки мысли и чувства.

Каждому современному выступающему полезно мысленно ставить себя на место судей, которым приходится из процесса в процесс выслушивать монотонные, невыразительные речи. Равнодушный прокурор или адвокат не учитывают того, что модуляция голоса, тембрирование, тон являются важными, с точки зрения психологии, коммуникативными средствами: с их помощью можно выразить разную степень утверждения, разные оттенки вопроса. Учеными выявлено, что интонация может нести до 40% информации. Например, оратор, говорящий внушительным тоном, демонстрирует свою напористость, психологически давит на аудиторию. Это одна из уловок в споре. Самоуверенный, решительный, безапелляционный тон способствует внушению. Рассудительные, убеждающие интонации, эмоциональные реакции обвинителя или защитника помогают судьям обратить внимание на те или иные вопросы, освещаемые оратором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: