Тема 1.3 Виды способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика
Вопрос 1. Конкурентные способы определения поставщиков
Вопрос 2.Неконкурентные способы определения поставщиков
Список нормативно-правовых документов
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета - 25.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета – 12.08.1998 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета – 10.02.1996 г.
4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013 г., N 14, ст. 1652.
5. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 г. № 213-ФЗ // Российская газета – 04.01.1996 г.
6. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ // Российская газета – 27.07.2006 г.
Вопрос 1. Конкурентные способы определения поставщиков
Выбор способа закупки осуществляется заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ на основании следующих критериев:
1) предмет и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки;
2) начальная (максимальная) цена контракта;
3) критерии определения победителя;
4) требуемый срок удовлетворения потребности в объекте закупки.
Закон 44-ФЗ делит все способы определения поставщиков на две группы: конкурентные и неконкурентные.
К конкурентным в соответствии с нормами закона относятся: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений.
|
Закон дает следующее определение конкурсу. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Стоит обратить внимание, что двухэтапный переход закупочных процедур в электронную форму начался еще с 1 июля 2018 года. Как итог, с 1 января 2019 года это стало обязательным. Закупки будут проводиться в электронном виде в форме аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений. В ряде случаев будет разрешено проводить закупки в «бумажном виде». Но это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, перечень которых определен ФЗ-44: обеспечение деятельности заказчика на территории другого государства; оказание скорой медицинской помощи; оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера; проведение закрытых закупок; проведение закупок у единственного поставщика; проведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ.
Открытые конкурсы
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев прямо предусмотренных законом 44-ФЗ.
|
Проведение открытых конкурсов проводится по следующим правилам:
– размещение в ЕИС извещения о проведении конкурса. Принятие заказчиком эффективных мер для доведения до сведения потенциальных участников конкурса возможности участия в них, а также обеспечение заинтересованным фирмам достаточного времени для подготовки и представления своих конкурсных заявок;
– обеспечение равноправия всех участников конкурса, в частности установление нейтральных технических условий и стандартов, при котором на конкурентную борьбу не накладывались бы никакие излишние ограничения;
– установление четких и объективных критериев оценки конкурсных заявок, позволяющих претендентам решить, вступать ли вообще в конкурентную борьбу;
– выявление победителя конкурса и заключение с ним контракта в четком соответствии с порядком, установленном в конкурсной документации.
Процедуры проведения открытого конкурса регламентированы ст. 48–55 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
В отличие от других способов определения на конкурсе в качестве критерия выбора победителя используется как минимум два критерия:
1) цена контракта
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
|
Конкурс с ограниченным участием
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень инновационной и высокотехничной продукции устанавливается Правительством РФ;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью до-пуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
При проведении конкурса с ограниченным участием, используются те же процедуры, что и при открытом конкурсе, только в дополнение в течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, установленным заказчиком. Соответственно в процедуре рассмотрения и оценки конкурсных заявок участвуют заявки только тех поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.