Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде




Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой

ВСТУПЛЕНИЕ

«Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» относится к периоду польско-литовской интервенции, когда патриотическое воодушевление охватило все слои русского общества. Случившееся «видение» в повести датируется 26 мая 1611 г., сама повесть написана не позднее лета этого же года, до того времени, как по Руси распространилась весть о захвате шведскими войсками Новгорода Великого. Как сообщает «Новый летописец», список нижегородского видения появился под Москвой и в войсках Первого ополчения в 1611—1612 гг., однако «в Нижнем... мужа Григория такова не знаху» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 14. С. 116). В отписке сольвычегодцев пермичам (октябрь 1611 г.), к которой приложен один из списков повести (РГБ, Эрм. собр., № 358, список XIX в.), значится, что повесть распространялась «из Ярославля и из иных городов», Нижний Новгород не назван. Тем не менее то, что описываемое видение случилось в Нижнем Новгороде, очевидно, не случайно; именно Нижний принял активное участие в создании Первого ополчения. По мнению исследователя повести Я. Г. Солодкина, «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» нужно рассматривать не только как свидетельство стремления русского общества избавиться от нашедших на Россию бед путем нравственного очищения и покаяния (см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания... С. 158), но и как агитационное произведение, основная цель которого — предотвратить самовольное избрание нежелательного царя ( см.: Солодкин Я. Г. Григорий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 234; такая же точка зрения высказана в работе: Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени XVII века // Уч. зап. Саратовского гос. ун-та. Т. 5. Саратов, 1926. С. 43 ). Успешными действиями Первого ополчения объясняется, как считает Я. Г. Солодкин, оптимистический характер повести: предвидя скорое освобождение Москвы, автор ее стремился призвать к всенародному избранию нового царя.

Повесть сохранилась в трех списках, представляющих две редакции текста. По мнению Я. Г. Солодкина, первоначальную редакцию содержит список, присоединенный к отписке сольвычегодцев пермичам (Эрм. собр., № 358). Список дефектный, его части в сборнике настолько перемешаны, что С. Ф. Платонов, впервые опубликовавший Эрм. список (РИБ, 13, стлб. 235—240), высказывал сомнения в верном прочтении текста. Эту редакцию повести Я. Г. Солодкин, основываясь на заключительных словах «Аз я, многогрешный Григорий, виде видение се в Нижнем Новеграде» и на том, что повествование в ней ведется от первого лица, считает принадлежавшей самому Григорию. Другой точки зрения придерживается Е. Н. Кушева, считая первоначальной редакцию, представленную двумя списками ( в том числе самым ранним СПб ФИРИ, собр. Н. П. Лихачева (колл. 238), оп. 1,№ 11, л. 38—44 об.; 1 четв. XVII в. Список был впервые опубликован С. Ф. Платоновым во втором издании 13-го тома РИБ, стб. 951—956 ). Именно эта редакция завершается призывом распространять списки повести по всей России.

«Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» была популярна в XVII в., с ней были знакомы составители Нового и Пискаревского летописцев, краткий пересказ повести помещен в Пинежском летописце, она была использована при составлении «Повести о избавлении града Устюга Великого от безбожные литвы и от черкас, как с Двины шли». Однако после окончания Смуты повесть утрачивает свое острое политическое значение, свою актуальность, чем, по мнению Я. Г. Солодкина, и объясняется малочисленность ее списков.

Текст повести публикуется по списку из собрания Н. П. Лихачева. (СПб. ФИРИ, колл. 238, оп. 1, № 11, л. 38—44 об.).

ОРИГИНАЛ

Повѣда намъ нѣкто мужъ именем Григорий:

«Въ нынѣшнем во 119-м году, мѣсяца майя в 26 день, на память святаго апостола Каръпа, единаго от семидесяти, в постъ святых апостолъ Петра и Павла, уговѣвъ первую недѣлю поста, противу дни воскресения Христова,[1] спавшу убо ми во храминѣ и абие видѣхъ в тонце снѣ:

Во время утренняго пѣния взятся покровъ, еже есть верхъ, и раздвижеся храмина на всѣ четыре страны. И видѣв Григорий свѣт великъ, мѣсяцъ и звѣзды, от небеси сходяща; и видѣ яко человѣка, въ образех человѣчиихъ птица крылатыя: и лѣтѣвшы над мене, и гласъ покрываяй землю, и весь миръ исполни Духомъ своим Святымъ. И абие видѣвъ человѣка, съ правую страну мене стоящя въ бѣлах ризах и глаголюща сице: „Господи, не вредиши ли человѣка сего?” — Он же рече: „Не врежу". — И глагола ему предстояй: „Покрываяй море, и рѣкы, и всю тварь!”[2] — Он же рече ему: „Давно у мене покрыто небо небомъ" — И сяде, яко человѣкъ, снидеся и сяде на перьсех моих. — И глагола ему предстояй: „Господи, покажи ему знамение”. — Онъ же откры нѣдра своя, и показа ему знамение, крестъ свой честный, и мнѣ повѣда, грѣшному: „Вѣруй сему, азъ есмъ Отецъ твой и Богъ". — И глагола ему предстояй: „Господи, покажи ему знамение на увѣрение”. — Онъ же сяде на перьсех моихъ, знаменася крестомъ и глагола ему: „Вѣруй во единаго Бога Отца и Святую Троицу".[3]

И рече мнѣ, грѣшному: „Повѣрь мнѣ и проповѣждь мя во градѣ семъ, чтобъ прияли постъ и молитву". — И глагола ему предстояй: „Имать здѣ в Росийскомъ государьствѣ собиратися соборъ — власти, арьхимариты, и игумены, и протопопы, и дияконы, и от всякого чыну — и молят твое человѣколюбие; простиши ли ихъ?” — Он же рече ему: „Аще покаются и постятся, и помолятся 3 дни и 3 нощы, ни ядуще, ни пиюще, старые и младые, — отвращу от них свой праведный гнѣвъ. Аще ли вельми старъ или млад, таковымъ не возъбраню; аще ли умрет в таковыя 3 дни, и причту его азъ во Царствии Небеснемъ". — И глагола ему предстояй: „Въ которыя 3 дни велиши поститися?” — Он же рече ему: „В понедѣльникъ, и во вторникъ, и в среду". — „Господи, во едином ли градѣ повелеваеши поститися или не во единомъ?” — Он же рече: „Не токмо во едином, но и во Всеросийском государьствѣ. Аще ли учнутъ поститися и всякого зла отстанутъ: отъ разбоя, и от татьбы, и от пиянства, и от блуда, и от нечистоты, и язъ наполню ихъ и насыщу Духомъ своимъ Святымъ; да аще воздвигнутъ храм во имя мое и Матере моея в Московскомъ государьствѣ и какъ соборомъ Московьскым и всѣмъ вселенскымъ соборуютъ”. — И глагола ему предстояй: „Господи, велиши храмъ воздвигнути свой и Матере своея въ Московьскомъ государьствѣ, а нынѣ Московьское государьство от враговъ нечисто”. — Он же глагола ему: „Доколе собирается собор вселенский, и азъ имъ Московское государьство очищу Духом своимъ Святымъ; и храмъ мой воздвигнут и Матере моея, то будетъ на них милость Божыа, и отвращу от них свой праведный гнѣвъ и устрою их во Царствии Небеснемъ”. — И глагола ему предстояй:„Господи, гдѣ повелеваеши и в коемъ мѣстѣ храмъ свой воздвигнути?” — Он же глагола ему: „На Пожарѣ поставите близъ Блаженнаго Василия.[4] Да аще принесутъ икону — образ Пречистыя Богородица Матере моея Владимирскыа в Московьское государьство и поставят на престоле въ освященномъ храмѣ, а свещу бы поставили невожжену, а взяли бы воску от соборные церкви, и бумагу положыли бы неписану в той же церкви”. — И глагола ему предстояй: „Господи, аще поставят свѣщу невозжену и положат бумагу неписану, а царю кому велишы быти и владѣти в Московскомъ государьствѣ?” — Он же рече ему: „Какъ отсоборуютъ вселенскымъ соборомъ и храмъ освятятъ, и постятся 3 дни и три нощы, а въ четвертый день приидутъ ко образу моему и Матере моея Богородицы, и свѣщя будет возъжена от огня небеснаго, и колоколы воззвонятъ сами о себѣ, а на бумагы будет имя написано о цари, кому владѣти въ Московьскомъ государьствѣ, а быти царю по сердцу моему. Да аще в семъ граде в Нижном учнутъ молитися 3 дни и три нощы и приидутъ в соборную церковь, добро будет граду сему, какъ помолятся”. — И глагола ему предстояй: „Господи, аще не послушают слова твоего и не повѣрятъ явлению сему, что убо будет имъ?” — Он же рече: „Аще не послушаютъ и не вѣруютъ явлению сему, то азъ Духом своимъ Святымъ потоплю Московьское государьство, и всего мира не пощажу: ни стара, ни млада за невѣрие ихъ, и все Росийское государьство”.

Предстояй же прослезися и приклонися ко мнѣ, грѣшному, и рече ми: „Послушай слова сего и проповѣждь в мире семъ, и не убойся”. — Глагола же и сие со гнѣвом великим: „Да аще помолятся Мати моя Пречистаа Богородица и вси святии отцы и умолятъ мене, и аз, молитвъ их ради, пощажу половину Росийскаго государьства, а дъругую половину не пощажу: ни стара, ни млада за невѣрие их. Да аще не обратятся и не повѣрят сему моему явлению, или ты не проповѣдуеши во всем мире, или во граде семъ, и изверьгут сие мое явление и не пошлют в Московьское государьство и во иные градове, и азъ граду сему волю свою сотворю”. — И глагола ему предстояй: „Господи, да аще не проповѣдятъ сего явления, не вредиши ли града сего и человѣка сего?” — Онъ же рече ему: „Не врежу града сего, ни человѣка сего; но покажу имъ знамение за невѣрие ихъ". — И глагола ему предстояй: „Господи, что убо знамение будет?” — Онъ же рече: „Воздвигну бурю и волны изъ рѣки Волъгы, и потоплю суды с хлѣбомъ и с солию, и поломлю древие и храмины велиции”. — Рече же ему предстояй: „Господи, въ кий день будет знамение?” — Он же глагола ему: „Въ день недѣльный будет знамение се”. — И рече ему предстояй: „Господи, заутра ли, или в вечере?” — Он же глагола ему: „В послѣднемъ часу дни, какъ солнце на заходе”. — И отходящу ему от мене, глагола ми тако: „Аще ли сотворятъ волю мою и послушаютъ мене во всем, то будет имъ от мене на небесех Царство Небесное и на земли милость и миръ во вѣки”. Аминь».

Списывали бы з грамоты сея списки и съсылали бы в миръ во всѣ страны въскорѣ.


[1] ...во 119-м году, мѣсяца майя в 26 день, на память святаго апостола Каръпа, единаго от семидесяти, в постъ святых апостолъ Петра и Павла, уговѣвъ первую недѣлю поста, противудни воскресения Христова... — Карп — византийский святой, один из 70 апостолов, ученик апостола Павла, который был епископом Верии фракийской (нынешней Варны). Его память празднуется 26 мая и 7 января. Так как в 7119 (1611) году Пасха была ранней — 27 марта, 26 мая действительно было воскресеньем второй недели по Пятидесятнице, т. е. приходилось на вторую неделю Петрова поста.

[2] ...«Покрываяй море, и рѣкы, и всю тварь!» — Ср.: Пс. 103, 2—6.

[3] ...«Вѣруй во единаго Бога Отца и Святую Троицу». — Перефразированное начало Символа веры.

[4] На Пожарѣ поставите близъ Блаженнаго Василия. — Красная площадь в Москве имела недалеко от Фроловских ворот крутой обрыв к Москве-реке. На вершине обрыва стояла каменная Троицкая церковь с небольшим кладбищем при ней. По именованию церкви площадь называлась Троицкой. После набега на Москву в 1571 г. Девлет-Гирея, когда пожар опустошил весь Китай-город, в том числе и Троицкую площадь, она стала называться «Пожаром». Только в 1661—1662 гг. она впервые получила наименование Красной. Собор Василия Блаженного — Покровский собор, построенный в 1554 г. Иваном Грозным в честь покорения Казани. Первый собор, деревянный, был поставлен на Троицком кладбище, на котором в 1552 г. был похоронен св. Василий Блаженный. Впоследствии собор неоднократно перестраивался. Окончательная постройка создана в конце XVI в. Тогда же были открыты мощи св. Василия Блаженного и над ними сооружен придел во имя святого. С тех пор Покровский собор именуется собором Василия Блаженного.

ПЕРЕВОД

Поведал нам некий человек по имени Григорий:

«В нынешнем в 119<1611> году, месяца мая в 26 день, на память святого апостола Карпа, одного из семидесяти, в пост святых апостолов Петра и Павла, когда отговел я первую неделю поста, в ночь перед воскресением Христовым спал я в храме и внезапно увидел в тонком сне:

Во время утренней службы поднялся покров, то есть крыша, и раздвинулся храм на все четыре стороны. И увидел Григорий свет великий, месяц и звезды, с неба сходящие; и видел будто бы человека, в образе человеческом птицу крылатую: и летела она надо мной, и голосом <своим> оглашала землю, и весь мир исполнила Духом своим Святым. И внезапно увидел я человека, с правой стороны от меня стоящего в белых одеждах и говорящего так: „Господи, не покараешь ли человека этого?” — Он же ответил: „Не покараю”. — И сказал ему предстоящий: „Море, и реки, и всю тварь покрывающий!” — Он же ответил ему: „Давно у меня покрыто небо небом”. И сел, будто человек, спустился и сел на грудь ко мне. — И сказал ему предстоящий: „Господи, покажи ему знамение”. Он же распахнул недра свои и показал ему знамение, крест свой честной, и мне поведал, грешному: „Верь сему, я суть Отец твой и Бог". — И сказал ему предстоящий: „Господи, покажи ему знамение для уверения". — Он же сел на груди моей, осенил себя крестным знаменем и сказал ему: „Веруй во единого Бога Отца и Святую Троицу".

И говорил он мне, грешному: „Поверь мне и возвести обо мне в городе этом, чтобы приняли пост и молитву". — И сказал ему предстоящий: „Будет здесь, в Российском государстве, собираться собор — власти <духовные>, архимандриты, и игумены, и протопопы, и дьяконы, и всякого чина <священство> — и будут они взывать к твоему человеколюбию; простишь ли ты их?” — Он же ответил ему: „Если покаются и поститься будут, и молиться будут три дня и три ночи, не евши и не пивши, старые и молодые, — и тогда я отведу от них свой праведный гнев. Если кто стар очень или младенец, таковым не запрещаю <есть и пить>; если же умрет кто в эти три дня, то я возведу его в Царствие Небесное”. — И спросил его предстоящий: „В какие три дня ты повелеваешь поститься?” — Он же ответил ему: „В понедельник, и во вторник, и в среду". — „Господи, в одном ли городе повелеваешь ты поститься или не в одном?” — Он же ответил: „Не только в одном городе, но во всем Российском государстве. Если начнут поститься и от всякого зла отступят: от разбоя, и от воровства, и от пьянства, и от блуда, и от жизни неправедной, то я наполню их и напитаю Духом своим Святым; да еще если воздвигнут храм во имя мое и Матери моей в Московском государстве, и его собором Московским и всем вселенским освятят". — И сказал ему предстоящий: „Господи, ты повелеваешь храм воздвигнуть во имя свое и Матери своей в Московском государстве, а ныне ведь Московское государство врагами наполнено”. — Он же ответил ему: „Покуда собирается собор вселенский, я для них Московское государство очищу Духом своим Святым; а если храм во имя мое воздвигнут и Матери моей, то снизойдет на них милость Божия, и отведу я от них свой праведный гнев, и возведу их в Царствие Небесное”. — И спросил его предстоящий: „Господи, где повелеваешь и в каком месте храм во имя твое воздвигнуть?” — Он же ответил ему: „На Пожаре поставьте около Василия Блаженного. Да пусть еще принесут икону — образ Пречистой Богородицы Матери моей Владимирской в Московское государство и поставят на престоле в освященном храме, да свечу бы поставили незажженную, а воску бы <для нее> взяли из соборной церкви, да бумагу положили бы неисписанную в той же церкви”. — И спросил его предстоящий: „Господи, если поставят свечу незажженную и положат бумагу неисписанную, то кому ты царем повелишь быть и властвовать в Московском государстве?” — Он же отвечал ему: „Как завершится вселенский собор, и как храм освятят, и как отпостятся три дня и три ночи, а на четвертый день придут к образу моему и Матери моей Богородицы, тогда свеча будет зажжена от огня небесного, и колокола зазвонят сами по себе, а на бумаге будет имя написано, кому владеть Московским государством, а быть царю по сердцу моему. Да еще если в этом городе, в Нижнем, начнут молиться три дня и три ночи и придут в соборную церковь, благо будет городу этому, если помолятся". — И спросил его предстоящий: „Господи, если не послушают слова твоего и не поверят явлению этому, что тогда будет им?” — Он же ответил: „Если не послушают и не будут верить явлению этому, то я Духом своим Святым потоплю Московское государство, и весь мир не пощажу: ни стара, ни млада за неверие их, и все Российское государство”.

Предстоящий же прослезился и наклонился ко мне, грешному, и говорил мне: „Послушай слова эти, и поведай всему миру, и не бойся!” <Господь> же сказал с гневом великим: „Если помолятся Матерь моя Пречистая Богородица и все святые отцы и умолят меня, то я, молитв их ради, пощажу половину Российского государства, а другую половину не пощажу: ни стара, ни млада за неверие их. А если не переменятся и не поверят этому моему явлению, или если ты не поведаешь всему миру, или городу этому, и если отвергнут это мое явление и не пошлют в Московское государство и во иные города, то я над городом этим волю свою сотворю”. — И спросил его предстоящий: „Господи, если не поведают этого явления, не покараешь ли ты город этот и человека этого?” — Он же ответил ему: „Не покараю я ни города этого, ни человека этого, но покажу им знамение за неверие их”. — И спросил его предстоящий: „Господи, какое знамение это будет?” — Он же сказал: „Подниму бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и с солью, и поломаю деревья и дома большие”. — И спросил его предстоящий: „Господи, в какой день будет знамение?” — Он же ответил ему: „В день воскресный будет знамение это”. — И спросил его предстоящий: „Господи, утром ли или вечером?” — Он же ответил ему: „В последнем часе дня, когда солнце на закат пойдет”. И когда уходил он от меня, сказал мне так: „Если сотворят волю мою и послушают меня во всем, то будет им от меня на небесах Царство Небесное и на земле милость и мир вечный”. Аминь».

Списывали бы с грамоты этой списки и рассылали бы скоро в мир, во все концы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: