Структура дипломной работы.




Структура дипломной работы, соотношение объема разделов может иметь некоторую вариативность и в каждом конкретном случае определяется в зависимости от темы, целевой направленности исследования, его объекта и предмета.

Общая структура дипломной работы включает в себя:

- титульный лист;

- содержание (оглавление) дипломной работы, раскрывающее заявленную тему;

- введение, составляющее примерно 10% от основного объема работы;

- литературный обзор по проблеме исследования – 40% - 50% от общего объема в зависимости от цели исследования и степени теоретической разработанности проблемы;

- изложение эмпирического исследования и практико-ориентированных рекомендаций – 30% - 40%;

- заключение – 10%;

- список литературы (не менее 50 – 60 первоисточников);

- приложение (если есть);

- последний лист.

Оформление титульного листа

Титульный лист включает сведения о названии учебного заведения, факультета, группы, полное название темы дипломной работы, фамилию и инициалы студента, фамилию и инициалы научного руководителя с указанием ученой степени и звания, фамилию и инициалы рецензента с указанием ученой степени и звания. Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 8.

В готовом варианте дипломной работы титульный лист должен содержать все необходимые подписи (автора дипломной работы, научного руководителя, рецензента, заведующей кафедрой «Общая и дифференциальная психология»).

Оформление содержания

За титульным листом располагается содержание (оглавление) дипломной работы, где представлено наименование всех разделов с указанием их страниц в тексте. Название выделенных автором глав и параграфов должно соответствовать теме исследования и раскрывать сущность заявленной в ней проблемы. При этом следует избегать формулировок, типа: «Основная часть», «Анализ литературы», «Практическая часть», «Эмпирическое исследование», «Анализ полученных результатов» и т.п. Грамотнее использовать названия, аналогичные следующим: «Анализ научных публикаций по проблеме социально-психологического благополучия личности», «Проблема групповой сплоченности в работах зарубежных и отечественных авторов», «Исследование специфики представлений об армии в контексте самовосприятия современных юношей старшеклассников» и др.

Примерное оформление содержания (оглавления) дипломной работы представлено в Приложении 5.

Оформление введения

Непосредственно сам текст работы начинается с введения, где должны найти отражение: обоснование выбора темы, постановка проблемы исследования, ее актуальность с точки зрения теоретической и практической значимости, краткая оценка степени изученности вопросов, имеющих отношение к теме работы, цель, объект, предмет, гипотезы и задачи выполняемого исследования, его методологические основы. В ходе первичной постановки проблемы необходимо убедительно показать как теоретическую, так и практическую целесообразность изучения именно данной тематики, ее связь с социальной психологией.

В первую очередь во введении формулируется исследовательская проблема, дающая ответ на вопрос: ради чего проводится данное исследование? Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике психологической реальности. В психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта (например, противоречие между различными точками зрения по конкретному явлению, между необходимостью решить практическую задачу и отсутствием разработанных методик и технологий ее решения, между требованиями реальной ситуации и наличными возможностями индивида и т.п.). Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития, каковы условия формирования или коррекции …, каким образом возможно преодоление таких-то трудностей …

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент для решения проблемы, задачи или вопроса практической учебной и профессиональной деятельности. Актуальность темы определяется необходимостью и возможностью решения определенной прикладной задачи на основе полученных в исследовании данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

- потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

- потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;

- потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования.

Актуальность исследования отражает то, чем вызван интерес студента-дипломника к данной теме и какие задачи стоят перед теорией и практикой психологической науки в современных условиях.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов.

Предмет – это то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект объекта, которые непосредственно изучаются, анализируются в объекте.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д. Например: «Объект исследования - социально-психологический климат (СПК) группы. Предмет исследования - стиль руководства как ведущий фактор СПК», «Объект – коммуникативная компетентность менеджеров, предмет – диагностические средства выявления коммуникативной компетентности при отборе кандидатов на руководящие должности».

Необходимо помнить, что предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Предмет исследования определяет тему дипломной работы.

Цель исследования – это предполагаемый результат исследовательской деятельности, который позволит разрешить сформулированную проблему.

Возможные цели психологического исследования: выявление особенностей и специфики психических явлений; выявление и анализ причин психологических феноменов; определение наиболее эффективных методик и особенностей психологического исследования…; разработка психологических технологий формирования чего-либо; выявление и экспериментальная проверка психологических условий развития…; психологические особенности динамики… и т.д.

Например: «Целью данной работы является описание и анализ причин межличностных конфликтов среди студентов ЮРГИ»; «Цель исследования – разработка комплексной методики отбора персонала в соответствии с требованиями корпоративной культуры».

Следует помнить, что дипломная работа должна носить прикладной характер, следовательно, цель исследования заключается в непосредственном решении практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-либо из сторон жизнедеятельности общества.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и формулировки практических рекомендаций.

Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель исследовательской деятельности.

Например: провести теоретико-методологический анализ …; разработать психологическую технологию...; выявить причинно-следственные связи и корреляции …; экспериментально проверить эффективность предложенной... Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.

Одной из ошибок в постановке задач является их подмена описанием последовательности этапов выполняемой работы. Для описания задач необходимо раскрыть, для чего осуществляется то или иное действие, каким образом оно обеспечивает достижение главной цели дипломного исследования.

Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно и которое надо подтвердить либо опровергнуть.

Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение автора исследования о наличии, отсутствии или особенностях связи между изучаемыми явлениями, о характере и закономерностях динамики процесса и т.д. При определении гипотезы важно не просто обозначить наличие какой-либо связи, но и конкретизировать, в чем она проявляется, какие конкретно взаимозависимости между явлениями будут исследоваться.

Пример формулировки гипотезы: «В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии связи между типологическими особенностями стиля руководства и эффективностью совместной деятельности группы, а именно: чем выше показатель коллегиальности в стиле руководства, тем выше показатель эффективности групповой деятельности по психологическим критериям».

Практическая значимость результатов исследования заключается в той конкретной и ощутимой пользе, которую могут принести результаты дипломного исследования, а именно: возможность решения на их основе той или иной практической задачи; возможность использования полученных данных в процессе изучения, подготовки, обучения, развития личности и группы, а также в практике профессиональной деятельности, решении проблем взаимодействия, общения и управления и т.п..

Методологические основы исследования э то система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по получению, объяснению и применению знания, представленные в научных теориях, концепциях, которые берутся за основные и ведущие в психологическом исследовании.

Методы исследования - основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют следующие группы методов:

- методы исследования и диагностики: наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, метод независимых характеристик, биографический метод, беседа, тесты, опрос, социометрия, экспертные оценки и др.;

- методы обработки и интерпретации данных: методы математическойстатистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости и др.), математическое моделирование и т.д., эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл, т.е. перевести язык математики на язык психологии - к психологическим понятиям и категориям;

- методы коррекции: психомышечная релаксация, аутотренинг, психотерапия, психотренинг, психологическая консультация, гипноз;

- методы обучения и развития:деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, разработка решений и др.

Методика - совокупность методов и процедура (организация) их использования в конкретном изучении. Методика представляет собой оптимальную совокупность приемов и способов надежной диагностики выбранных студентом-дипломником эмпирических показателей, позволяющих получить достоверную информацию об изучаемом предмете. Обоснованный выбор методик связан, прежде всего, с пониманием специфики объекта и предмета исследования, поставленных задач и условий проведения эмпирического исследования.

Во введении также указывается выборка и ее краткая характеристика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: