Эмпирическая глава представляет собой отчет о проделанной работе по сбору, анализу и интерпретации эмпирических данных (фактологического материала). Она должна базироваться на изучении результатов практического исследования, проведенного студентом самостоятельно либо в рамках более масштабного исследования, осуществленного совместно с научным руководителем либо с другими студентами.
Эмпирическая часть – это, по сути, проведение констатирующего эксперимента, который направлен на выявление существующих психологических явлений, уровня состояния тех или иных процессов к моменту исследования.
Структура этой главы состоит из следующих элементов:
1. Описание программы эмпирического исследования, содержащей методологические, методические и организационные предпосылки научного исследования: замысел планируемого исследования, его цели, задачи, характеристика выборки (контингент и число обследуемых, их психологические и социально-психологические характеристики, демографические и социальные данные), описание методов, применяемых методик сбора, обработки и анализа психологических данных, этапы и процедуры исследования.
2. Описание полученных результатов, способы обработки первичных данных: обоснование выбора методов математической статистики, описание количественных и качественных характеристик фактического материала исследования, упорядочение, классификация, группировка полученных данных в соответствии с исследовательскими гипотезами (представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм с их описанием и объяснением),
3. Интерпретация исследовательских данных и формулировка выводов: перевод полученных данных «с языка математики на язык психологии», выявление связей и корреляций, проверка значимости и достоверности числовых характеристик, раскрытие значения полученных данных с точки зрения теории и практики, сопоставление их с уже имеющимися в психологии фактами.
|
Сбор и обработка фактологического материала является одним из трудоемких этапов (наряду с экспериментом) в подготовке дипломной работы. В целях более эффективной обработки данных целесообразно использовать системный подход, информационно-справочные системы, компьютерные технологии.
В эмпирическом исследовании приветствуется собственный вклад студента в создание методик сбора и обработки информации, в разработку инструментария исследования, непосредственное участие в проведении исследования.
Глава включает не только оценку исследуемых процессов, но и взгляд автора на дальнейшее решение проблем, выводы о возможных путях формирования, развития, совершенствования либо коррекции каких-либо психических явлений и процессов, что позволит логично перейти к третьей главе.
Программа исследования разрабатывается на основе изучения научной литературы по заявленной в теме проблеме, что предполагает: постановку цели, определение объекта и предмета, выдвижение гипотез(ы), формулирование задач, обоснование и описание методов и конкретных методик, характеристику выборки испытуемых, базы и условий проведения исследования.
Обычно содержанию вышеизложенной программы исследования отводится первый параграф соответствующей главы.
Примерный вариант оформления программы эмпирического исследования представлен в Приложении 9.
|
Следующая часть работы, посвященная эмпирическому исследованию, содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов и может включать несколько параграфов.
При изложении результатов проведенного исследования необходимо придерживаться ранее установленной в программе последовательности задач, при этом лучше начинать с общих аспектов, переходя к аспектам более частным. Важной особенностью этой части работы является доказательность представляемых фактов, их количественный и качественный анализ.
Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает:
1) констатацию фактов (представление полученных результатов),
2) их анализ,
3) интерпретацию (объяснение полученных фактов),
4) формулировку выводов по каждой из задач.
При констатации фактов в тексте работы приводятся конкретные показатели, полученные в ходе количественной обработки данных, которые могут быть наглядно зафиксированы в таблицах, графиках, на диаграммах и должны быть описаны словесно. Наличие в работе только наглядного материала при отсутствии его словесного описания считается ошибкой.
Помимо количественного анализа в дипломной работе обязательно проводится качественный анализ полученных данных, который предполагает сопоставление собственных результатов с данными других специалистов, представленными в литературном обзоре.
Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно также осуществить их интерпретацию, т.е. дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Подобная интерпретация всегда в той или иной мере является предположительной и носит субъективный характер, поэтому стиль ее изложения включает выражения, типа: «по нашему мнению, это можно объяснить…», «с нашей точки зрения, данный факт свидетельствует о…», «мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «скорее всего это объясняется тем, что…» и т.п.
|
После завершения интерпретации фактического материала следуют выводы, которые должны быть четко и ясно сформулированы в соответствии с количественными и качественными данными. Их наличие в тексте – необходимая часть дипломной работы, завершающая изложение каждого фрагмента исследования.
Логика стилистического оформления текста с результатами эмпирического исследования может выглядеть примерно следующим образом:
«Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики…, которые нашли свое отражение в таблице 3…»
«Как видно из представленной таблицы…» (фиксируются особенности, характеристики социально-психологических явлений, данные сравнительного анализа результатов, все сходства и различия, их оценки по величине, отмечаются наибольшие и наименьшие значения и т.п.)
«Мы полагаем, что такие результаты далеко не случайны. Они свидетельствуют о … и в целом согласуются с известными в психологии данными, полученными многими современными специалистами (И.С.Клецина, 2004; И.С.Кон, 2002; И.Н.Тартаковская, 2003 и др.)»
«Таким образом, можно сделать вывод, что…»
В последнем параграфе главы, посвященной эмпирическому исследованию, обычно излагаются практико-ориентированные рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов в плане решения ряда значимых аспектов изучаемой проблемы. При этом содержание рекомендаций и предложений должно иметь непосредственную связь с полученными результатами. Наличие рекомендаций является необходимым элементом выпускной квалификационной работы по специальности 030301.65 - Психология (специализация «Консультативная психология»).
Завершается эмпирическое исследование выводами по главе, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными по каждому фрагменту выполненного исследования и где констатируется факт подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.