Теоретическая часть раскрывает теоретико-методологические основы изучения объекта и предмета исследования на основе изучения психологической литературы. Принятые в научно-исследовательской деятельности нормы предполагают, что прежде чем заявить о своем вкладе в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него, следовательно, литературный анализ отечественных и зарубежных психологических концепций, теорий позволяет получить представление о предметной области дипломного исследования.
В начале первой главы излагаются теоретические подходы по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов.
Здесь можно изложить историю вопроса, показать степень его изученности, состояние проблемы в избранной для исследования сфере, ее понимание в различных школах и направлениях психологии, эволюцию взглядов на проблему.
При описании предметно-объектной сферы исследования структура изложения может быть следующей:
1. Описание объекта исследования, его особенности, качественные характеристики и признаки.
2. Место изучаемого объекта в системе психологических явлений, его значение в решении прикладных задач деятельности, поведения и общения.
3. Описание предмета изучения, его взаимосвязь с другими сторонами объекта исследования.
4. Описание основных направлений исследования предметной области.
5. Сущность и содержание, имеющиеся в литературе определения исследуемого явления, разнообразие в его понимании.
6. Структура и функции.
7. Классификация и типология.
|
8. Генезис и динамика.
9. Методы исследования.
10. Факторы, условия и детерминанты развития и формирования.
11. Прикладное значение, технологии совершенствования и развития (коррекции, изменения и т.п.).
В главе также определяется своя точка зрения, замысел, на основании которых выбираются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от теоретических знаний к анализу психологической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.
Материалы учебников и журналов, публицистические статьи в процессе подготовки дипломной работы можно использовать только в качестве вспомогательных источников, причем их общее количество не должно превышать 5% от общего числа публикаций, представленных в списке литературы.
Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить новейшие библиографические обзоры по теме. Кроме того, в них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по проблеме исследования, что позволит студенту расширить сферу библиографического поиска, выяснить наиболее авторитетных специалистов в области выбранной тематики.
При оформлении литературного обзора важно, чтобы он не был безличным. Поэтому в тексте должны присутствовать пояснения, на каких авторов и на какие конкретные исследования студент опирается в процессе изложения материала. Это может выглядеть следующим образом: «по мнению Г.М.Андреевой, социальное познание представляет собой …»; «как показали исследования Н.Н.Богомоловой, современные СМИ являются …»; «проблема социальной идентичности рассматривалась в трудах многих зарубежных авторов, среди которых Г.Тэдшфел, Дж.Тэрнер и другие» и т.п. При этом на все представленные в тексте работы факты, мысли, точки зрения, результаты исследований нужно обязательно делать ссылки на те литературные источники, откуда они были заимствованы. Ссылки выполняют две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву, поскольку они дают возможность понять, кому именно принадлежит та или иная позиция, определение, классификация, приведенные данные и т.п. Во-вторых, они доказывают факт тщательной работы студента с литературой и позволяет читателям (научный руководитель, рецензент, члены ГАК и др.) сориентироваться, у каких авторов и в каких источниках может быть найдена информация по излагаемой проблеме. Отсутствие ссылок позволяет рассматривать текст работы, как не соответствующий уровню дипломной работы.
|
Оформление ссылок на литературные источники следует делать в скобках и помещать их непосредственно в сам текст работы, а не выносить в конец страницы. В контексте это может выглядеть следующим образом:
Как полагают специалисты, маскулинность не есть природная данность, она представляет собой социальный проект (И.Н.Тартаковская, 2003), и этот проект обуславливает процесс становления мужской идентичности (Н.К.Радина, 2002).
|
Если ссылка делается сразу на несколько источников одного автора или ряд публикаций нескольких авторов, она оформляется так:
- (И.С.Кон, 2002, 2003) - это означает, что изложенная информация встречается в двух работах исследователя (Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.М.Малышевой. М. 2002; Кон И.С. Ребенок и общество. М. 2003), при этом указание на источники дается в хронологическом порядке, т.е. сначала более ранее по времени издание, а после более позднее;
- (М. Палуди, 2003; К.Хорни, 1993) – это означает, что отмеченную мысль можно встретить у нескольких авторов (Палуди М. Психология женщины. СПб.-М. 2003; Хорни К. Женская психология. М. 1993), при этом фамилии авторов приводятся в ссылке в алфавитном порядке.
В тексте дипломной работы это может выглядеть следующим образом:
Я-концепция личности, и все ее составляющие являются результатом социального развития и носят культурно обусловленный характер (Н.Н.Авдеева, 1988, 1996; Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая, 2001; Р.Бернс, 1986; А.В.Иващенко, В.С.Агапов, И.В.Барышников, 2002; И.С.Кон, 1981; Д.Майерс, 1998; В.В.Столин, 1983 и др.).
Ссылки позволительно делать только на те источники, которые представлены в списке литературы в конце работы. Однако в ряде случаев, читая публикации с анализом исследований, студент может встретить в них ссылки на другие источники, иностранные или отечественные, которые реально ему / ей не доступны, но информация из которых необходима для раскрытия выбранной проблемы. В таком случае в тексте работы приводится следующая ссылка: (цитировано по: Д.Майерс, 1998, с. 125), т.е. указывается тот источник, откуда студент(ка) получил(а) данную информацию.
Иногда при литературном обзоре может возникнуть необходимость использовать прямые и косвенные цитаты. Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов литературного источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные и т.п. Прямое цитирование целесообразно применять тогда, когда студент хочет подчеркнуть точную формулировку мысли автора.
Если прямая цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в ссылке страниц, где находится цитируемый отрывок. Например:
Л.С.Выготский отмечал: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других» (Л.С.Выготский, 1983, с. 144).
Как пишет Г.М.Андреева: «Этим атрибутивный процесс оказывается включенным в формирование социальной идентичности и в межгрупповое отношения, а тем самым в сложный контекст самых разнообразных социальных явлений» (Г.М.Андреева, 2000, с. 96).
В тех случаях, когда прямая цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек и / или перед закрывающимися кавычками ставится многоточие. Например:
Л.С.Выготский подчеркивал: «…высшая форма общения, опосредованная знаком, вырастает из естественных форм непосредственного общения…» (Л.С.Выготский, 1983, с. 143).
Г.М.Андреева констатирует следующий факт: «…интерпретация поведения и деятельности другого человека всегда осуществляется на основе его группового членства» (Г.М.Андреева, 2000, с. 95).
Если цитата вводится в предложение и органически вписывается в его контекст, используется второй вариант ее оформления, а именно:
Г.М.Андреева справедливо полагает, что «потеря территории, предметов, ее наполняющих, или символов, репрезентирующих эти предметы, способствует потере ориентации человека в мире» (Г.М.Андреева, 2000, с. 204).
При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе, при этом большие отрывки целесообразно записывать своими словами в сокращенной формулировке, стараясь сжато изложить содержание. В этом случае текст пишется без кавычек, однако, также приводится ссылка на литературный источник, без указания страницы: (В.С.Агеев. 1990).
Однако следует помнить, что при выполнении дипломной работы цитирование научных и методических первоисточников не должно превращаться в самоцель. Текст литературного обзора должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер, обязательно отражать собственное осмысление проблемы на основе прочитанной литературы, оценку различных аспектов психологических и социально-психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением для этой цели цитат.
Грамотное оформление литературного обзора предполагает, что после анализа теорий и фактов, содержащихся в изученных первоисточниках, студенту необходимо сделать текущие выводы и постараться изложить собственное мнение относительно рассматриваемой проблемы или ее отдельных аспектов. Для этого в тексте используются выражения, типа: «на наш взгляд»; «по нашему мнению», «согласно нашей точке зрения», «мы полагаем, что …»; «в своем исследовании мы будем придерживаться позиции Г.М.Андреевой»; «нам ближе всего подход И.С.Клециной» и т.п. Следует помнить, что, будучи разновидностью научного исследования, дипломная работа предполагает использование принятого в научном языке стиля изложения и пишется от первого лица множественного числа.
Каждый параграф глав(ы), посвященных(ой) анализу научной литературы, должен завершаться формулировкой итоговых выводов по существу рассматриваемых вопросов, которые целесообразно помещать в последние абзацы. Выводы обычно начинаются оборотами, типа: «Таким образом,…»; «На основы вышесказанного можно сказать, что…»; «Итак, как показывает анализ психологической литературы по проблеме…» и т.п.
В целом качественное написание литературного обзора по теме исследования предполагает соблюдение требований, согласно которым студенту) необходимо:
- проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме;
- раскрыть ключевые понятия;
- изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- оценить степень изученности проблемы и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования;
- сформулировать итоговые выводы по результатам обзора научных публикаций (выводы по главе(ам)).
Соблюдение всех этих требований учитывается при оценивании дипломной работы научным руководителем, рецензентом, членами ГАК.