Населявших будущую Россию




Св. равноапостольный

Князь Владимир

и

Крещение Руси

Епископ Александр(Милеант).

 

Содержание: Значение тысячелетнего юбилея Крещения Руси. Характер славянских племен, населявших будущую Россию. Кн. Владимир до крещения. Выбор веры и крещение Владимира. Крещение Руси. Последующие годы. Влияние христианства на русский народ и государство. Гимн тысячелетию. Тропарь св. Владимиру.

Значение тысячелетнего юбилея

Крещения Руси

 

И сполнилось тысячелетие Крещения Руси. Есть нечто величественное и даже мистическое в этом редком юбилее, побуждающее нас задуматься над путями промысла Божия в жизни нашего народа.

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие, но противоположные по сути картины. Одна из них — светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая — кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени ее духовной катастрофы. Смотря на эти картины невольно приходит на ум видение тысячелетнего Царства Христова, описанного в 20-й главе книги Апокалипсис. В апокалипсическом видении есть элементы, напоминающие о событиях в жизни нашей многострадальной родины: сначала — светлое Царство духовно воскресших; потом, по истечении тысячи лет, — выход сатаны из бездны и война полчищ зла против Церкви. Хочется верить, что и последняя картина пророческого видения исполнится, когда слуги сатаны будут истреблены Богом, а вера и правда снова восторжествуют.

Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, необходимо русским людям понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

Знакомясь с событиями в связи с Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Св. Владимир понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Для безболезненного и успешного крещения своего народа он привлек многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше.

Потом, став христианином и крестив русских, кн. Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равноапостольские труды увенчались таким успехом и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа.

Характер славянских племен,

населявших будущую Россию

 

(При описании событий древних времен истории России возникает ряд трудностей ввиду недостатка подробных и точных сведений. Текст Летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси и о Св. кн. Владимире, был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси. Историки стараются изучать многие материалы, которые хоть косвенно относятся к этому событию, сравнивают записки иностранных историков, прислушиваются к легендам, былинам, сагам, сказаниям и т.д. При этом возникает ряд исторических гипотез, которые создают некоторое разногласие. Это относится ко многим событиям древней истории, в том числе и к Крещению Руси. Описание этого великого события, почерпнутое из доклада Игоря А. Автамонова, вполне соответствует мнению таких серьезных и обстоятельных историков, как М.С. Соловьев, В.Н. Татищев, Б.Н. Сергеевский, К.И. Зайцев и др.).

С незапамятных времен многочисленные реки, пересекавшие по всем направлениям Русь, содействовали народному и государственному единству славянских племен, которые раскинулись на огромных просторах по берегам больших рек. Можно предположить, что славяне не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга.

Однако славянским племенам постоянно приходилось отбиваться от разных кочевых народов, степных варваров и от звероловов, ордами блуждающих в лесах. Угроза вторжения неприятеля, как и легкое сообщение по рекам, помогало племенам, жившим оседло, стремиться к объединению. Эти условия жизни отражались и на характере населения, делая его осторожным, осмотрительным, думающим о своей жизни и готовым к взаимопомощи.

Славянские племена жили родами. В начале истории нашего государства не семья была основной ячейкой, а род, состоявший из нескольких родственных семей и крепко державшихся вокруг своего главы. Это, и родовые традиции о переходе старшинства от умершего отца к старшему сыну, тоже влияли на характер наших предков. Они привыкали к повиновению старшим и к справедливости, т.к. только при полной справедливости поступков ГЛАВЫрода власть у него могла оставаться неоспоримой.

При дальнейшем развитии совместной жизни славянских племен и при возникновении больших городов, род стал терять свое место главной социальной ячейки, и эта роль стала постепенно переходить к семье, как к более эластичной и меньшей по количеству членов ячейки. Но и в семье оставались общие рамки внутренних взаимоотношений, унаследованные от родовой жизни.

Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные не работали целый век, как у других народов, но, после известного срока, их освобождали. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним. И эта черта проходит через всю дальнейшую историю Российского государства.

Посмотрим теперь, во что верили славяне в этот древний период роста государственного сознания.

На Руси в эти годы хотя и было небольшое количество христиан и существовали христианские церкви, но торжествовало язычество, идолопоклонство, которое пришло из глубокой древности. У разных племен существовали свои местные “боги,” но повсюду почитали также и таких общих богов, как Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Хорс, Ярило, Макошь. Эти божества олицетворяли силы природы, т.е. видимые и осязаемые силы — солнце, ветер, плодородие, заботу о скоте и т.д. Но обратим внимание на то, что славяне почитали и НЕВИДИМЫХ, но опекающих их “нематериальных” божеств или, правильнее сказать, “духов.” Сюда входили и домовой, и леший, и водяной, и чуры, т.е. предки и др. Эта вера в невидимые существа, несомненно, помогла славянам беспрепятственно принять христианские понятия об ангелах-хранителях и о святых небесных покровителях отдельного человека или всей семьи, как по сей день это сохранилось в сербских семьях, празднующих “славу,” т.е. день святого покровителя семьи.

Трудно сказать, как крепка была вера в эти силы природы и в “невидимых духов.” В жертву идолам приносили, главным образом, быков, свиней и кур, о чем свидетельствуют современные раскопки тех мест, где стояли идолы. Можно предполагать, что жертвоприношения совершались после победы над врагом, в день весеннего равноденствия, после сбора урожая и в другие дни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: