Показатели методик | Средние значения | U - критерий Манна-Уитни | Уровень знач. | ||
1 год | 3 года | p | p | ||
Активная деятельная жизнь | 96,00 | 114,00 | 41,00 | 0,489 | |
Жизненная мудрость | 55,00 | 155,00 | 0,00 | 0,000 | *** |
Здоровье | 71,50 | 138,50 | 16,50 | 0,011 | * |
Интересная работа | 117,00 | 93,00 | 38,00 | 0,362 | |
Красота природы и искусства | 119,00 | 91,00 | 36,00 | 0,282 | |
Любовь | 105,00 | 105,00 | 50,00 | 1,000 | |
Материальная обеспеченность | 137,00 | 73,00 | 18,00 | 0,015 | * |
Наличие друзей | 123,50 | 86,50 | 31,50 | 0,160 | |
Общественное признание | 132,00 | 78,00 | 23,00 | 0,040 | |
Познание | 108,00 | 102,00 | 47,00 | 0,819 | |
Продуктивная жизнь | 88,50 | 121,50 | 33,50 | 0,211 | |
Развитие | 97,50 | 112,50 | 42,50 | 0,569 | |
Развлечения | 118,00 | 92,00 | 37,00 | 0,318 | |
Свобода | 108,50 | 101,50 | 46,50 | 0,791 | |
Счастливая семейная жизнь | 118,00 | 92,00 | 37,00 | 0,324 | |
Счастье других | 111,00 | 99,00 | 44,00 | 0,649 | |
Творчество | 85,00 | 125,00 | 30,00 | 0,129 | |
Уверенность в себе | 114,50 | 95,50 | 40,50 | 0,470 | |
Аккуратность | 91,50 | 118,50 | 36,50 | 0,304 | |
Воспитанность | 110,50 | 99,50 | 44,50 | 0,677 | |
Высокие запросы | 135,50 | 74,50 | 19,50 | 0,021 | * |
Жизнерадостность | 114,00 | 96,00 | 41,00 | 0,492 | |
Исполнительность | 136,50 | 73,50 | 18,50 | 0,017 | |
Независимость | 118,50 | 91,50 | 36,50 | 0,305 | |
Непримиримость | 118,50 | 91,50 | 36,50 | 0,297 | |
Образованность | 89,00 | 121,00 | 34,00 | 0,225 | |
Ответственность | 94,00 | 116,00 | 39,00 | 0,403 | |
Рационализм | 89,50 | 120,50 | 34,50 | 0,239 | |
Самоконтроль | 101,50 | 108,50 | 46,50 | 0,790 | |
Смелость в отстаивании себя | 90,50 | 119,50 | 35,50 | 0,270 | |
Твердая воля | 111,50 | 98,50 | 43,50 | 0,622 | |
Терпимость | 114,00 | 96,00 | 41,00 | 0,494 | |
Широта взглядов | 84,50 | 125,50 | 29,50 | 0,120 | |
Честность | 88,00 | 122,00 | 33,00 | 0,196 | |
Эффективность в делах | 86,50 | 123,50 | 31,50 | 0,159 | |
Чуткость | 89,50 | 120,50 | 34,50 | 0,238 | |
Интернальность общая | 103,00 | 107,00 | 48,00 | 0,878 | |
Интернальность в достижениях | 118,50 | 91,50 | 36,50 | 0,296 | |
Интернальность в неудачах | 109,00 | 101,00 | 46,00 | 0,754 | |
Интернальность в семейных отношениях | 98,50 | 111,50 | 43,50 | 0,598 | |
Интернальность в производственных отношениях | 114,00 | 96,00 | 41,00 | 0,478 | |
Интернальность в межличностных отношениях | 112,00 | 98,00 | 43,00 | 0,543 | |
Интернальность в области здоровья | 121,00 | 89,00 | 34,00 | 0,148 | |
Цели в жизни | 80,00 | 130,00 | 25,00 | 0,053 | |
Процесс жизни | 88,50 | 121,50 | 33,50 | 0,196 | |
Результативность жизни | 105,00 | 105,00 | 50,00 | 1,000 | |
Локус контроля_Я | 155,00 | 55,00 | 0,00 | 0,000 | *** |
Локус контроля_Жизнь | 92,50 | 117,50 | 37,50 | 0,341 | |
Общая осмысленность жизни | 96,50 | 113,50 | 41,50 | 0,519 |
|
Рис.4. Различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «Источник» 1 год и 3 года
Условные обозначения:
1 - Жизненная мудрость
2 - Здоровье
3 - Материальная обеспеченность
4 - Высокие запросы
5 - Локус контроля_Я
Анализируя выявленные различия в группах испытуемых, можно говорить о том, что у наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «Источник» (1 год) обнаружены достоверно более высокие значения по показателям «материальная обеспеченность» (на уровне p ≤ 0,015), «высокие запросы» (на уровне p ≤ 0,021) и «локус контроля контроля_Я» (на уровне p ≤ 0,000).
То есть им, по сравнению с наркозависимыми, проходящими реабилитацию по этой же программе, но в течение 3 лет, в большей степени свойственно в качестве базовых жизненных ценностей выбирать достижение материального благосостояния, а в качестве инструментальных ценностей ориентироваться на высокие требования к жизни и высокие притязания. При этом, их характеризует представление о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами.
|
У испытуемых, проходящих реабилитацию по программе «Источник» (3 года) обнаружены достоверно более высокие значения по показателям «жизненная мудрость» (на уровне p ≤ 0,000) и «здоровье» (на уровне p ≤ 0,011).
Им, по сравнению с наркозависимыми, проходящими реабилитацию по этой же программе, но в течение 1 года, в большей мере свойственно в качестве базовых жизненных ценностей основываться на мудрости, способности слушать свой внутренний голос, быть в согласии с миром, следить за своим физическим и психическим здоровьем.
Выявленные результаты говорят о том, что у наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «Источник» на протяжении 3 лет, по сравнению с наркозависимыми, находящимися в этой же программе в течение 1 года, ценности в большей мере направлены на внутренние личностные преобразования, нежели на внешние достижения.
Общие выводы.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучались значимые различия в особенностях ценностно-смысловой сферы личности наркозависимых, проходящих реабилитацию по программам «12 шагов» и Источник».
1. В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как психическая зависимость при наркомании, проблемы использования реабилитационных технологий, общая характеристика религиозных методов помощи наркозависимым.
|
Были проанализированы научные подходы к проблеме психической зависимости наркомании. В структуре наркомании выделяется ряд основных феноменов, которые проявляются в ходе развития болезни: синдром психической, физической зависимости и синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Понимание психической зависимости как специфических отношений между здоровой и "наркотической" личностью индивида, употребляющего наркотики, позволяет расширить арсенал методов психотерапии зависимости, а также проектировать методы, отвечающие специфике наркомании.
Рассмотрены проблемы использования реабилитационных технологий в России. До настоящего времени отсутствуют единый стандарт реабилитации больных наркоманией, критерии и система контроля качества ее проведения, в том числе в немедицинских реабилитационных учреждениях. В России предусмотрено существование государственной и муниципальной систем реабилитации больных наркоманией. Однако некоммерческая система представлена единичными небольшими реабилитационными центрами и совсем маленькими отделениями, работающими в регионах на базе наркологических или психоневрологических диспансеров. Коммерческие реабилитационные центры предлагают свои услуги, рекламируя их как поистине уникальные, почти единственные в мире, дающие стопроцентную эффективность программы немедицинской, нерелигиозной социальной адаптации наркозависимых. Реабилитационные центры религиозных конфессий кроме преодоления зависимости, восстановление социальных и семейных связей, приобретение навыков работы и здоровой жизни в обществе, предлагают глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни, полноценно включиться в жизнь православной общины.
Проанализировали религиозные методы работы с зависимыми. Реабилитационная программа в христианских реабилитационных центрах построена на модели терапевтического сообщества. В них преобладает религиозный подход. Вера в Бога очень часто становится стержнем для человека, который потерял веру в людей. 12 шагов – программа духовного переориентирования для зависимых от алкоголя, наркотиков, целью которой является признание своей зависимости, бессилие перед ней и понимание, что только Сила, более могущественная, чем наша, может избавить от зависимости.
2. Сравнительный анализ выявил следующие различия в группах испытуемых:
1) у наркозависимых, проходящих реабилитацию по 12-шаговой программе 1 год, по сравнению с наркозависимыми из программы «Источник», также проходившими лечении в течение 1 года, внутренние ценности носят более глубокий характер и направлены как на собственное развитие, так и на заботу о других людях.
2) у наркозависимых, проходящих реабилитацию по 12-шаговой программе в течение 3 лет, по сравнению с наркозависимыми из программы «Источник», также проходившими лечение 3 года, общее ощущение собственной жизни как осмысленной и эмоционально насыщенной выражено в большей мере;
3) у наркозависимых, проходящих реабилитацию по 12-шаговой программе на протяжении 3 лет, по сравнению с наркозависимыми, находящимися в этой же программе в течение 1 года, внутренние ценности носят более глубокий и основательный характер и сформирована личная ответственность;
4) у наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «Источник» на протяжении 3 лет, по сравнению с наркозависимыми, находящимися в этой же программе в течение 1 года, ценности в большей мере направлены на внутренние личностные преобразования, нежели на внешние достижения.
Анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, на основании результатов описательной статистики выявили, что распределение по выборке не отвечает требованиям нормальности, следовательно правомерно было далее использовать непараметрические методы обработки статистических данных, в частности сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
Литература
1. Батищев В.В., Негериш Н.В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение/ - Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). – М., 2001. – 184 с.
2. Бохан Н.А., Катков А.Л., Россинский Ю.А. Ранняя профилактика и реабилитация больных опийной наркоманией. – Павлодар, 2005. – 287 с.
3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практ. рук. для педагогов и родителей / [Ред. В.В.Амельченко]. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 63 с.
4. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. – Л. Медицина, 1991. – 282 с.
5. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – М.: Медицина, 1978. – 232 с.
6. Казанцев И.В. Выводы нарколога // Нарконет. – 2004. – №3. – С. 28–32.
7. Листопад А.А. Профилактика наркомании в студенческой среде: учеб. Пособие. – О.: Маяк, 2005. – 310 с.
8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 444 с.
9. Менделевич В.Д., Фаттахов Ф.З., Тазетдинов И.М. Психологические и психопатологические особенности больных наркоманией и маркеры эффективности их реабилитации // Наркология. – 2005. – №7. – С. 48.50.
10. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. Горанского А.Н. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
11. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / Ассоц. юрид. центр; Науч. ред. С.Ф.Милюков. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. – 218 с.
12. Психиатрия и наркология: учеб. для студентов высш. мед. учеб. заведений IV уровня аккредитации] / В. Л. Гавенко и др.; под ред. В. Л. Гавенко, В. С. Битенского. – К.: Медицина, 2009. – 487 с.
13. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара: изд-во "Самарский университет", 1998.
14. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб., 2002.
15. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. – Л.: Медицина, 1975. – 332 с.
16. Пятницкая И.Н. Наркомании: (Руководство для врачей) / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 1994. – 540 с.
17. Романова Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии] / Гл. ред. Е.Строганова. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
18. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 485 с.
19. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя, родителя. – СПб, Изд-во “Феникс”, 2000.
20. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. – М.: Academia, 2003. – 174 с.
21. Ураков И.Г. “Наркомания: мифы и реальность”. – СПб.: Изд-во “Евразия”, 1990.
22. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология. – М., СПб.: БИНОМ-Невский Диалект, 2000.
23. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос: КноРус, 2000.
24. Христозов Х. Интоксикационные психозы // Руководство по психиатрии / под ред. Г.В. Морозова. В 2-х т. Т.2. – М.: Медицина, 1988. – 318 с.
25. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб, 2000.
26. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Становление наркологии: клинические и биологические тенденции развития / под ред. Ю.П. Голикова СПб. НИИЭМ РАМН, 1988. – 284 с.
27. Шахметов Б.А. Закономерности формирования и профилактика опийной наркомании у лиц с психосоматическими расстройствами: автореф. дис. … д-ра мед. наук: 14.00.18 / Шахметов Белгвай Амангельдинович. – Алматы (Респ. Казахстан), 2008. – 50 с.
Приложения
Приложение 1
Таблицы исходных данных
«12 шагов» (1 год)
«12 шагов» (3 года)
«Источник» (1 год)
«Источник» (3 года)
Приложение 2