Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты.
В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления.
Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права. Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права.
Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику.
Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений - а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей - судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона». Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.
|
ВГермании, как и во Франции, костяком, основой действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они стары, неоднократно изменялись, в частности после Второй мировой войны, когда из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако значительная часть изменений в праве Германии по сравнению с довоенным временем, в том числе с периодом Веймарской республики, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества.
В отличие от Франции Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную регламентарную власть и запрещает практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии Могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались исключения из этого правила. Германия не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые так распространены во Франции.
Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же, как и во Франции. Он имеет значение только в узкой среде, не охваченной кодификацией.
Что касается публичного права, то здесь его роль меньше, чем во Франции, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции, где соответственно более значима роль, исторически сложившихся обычаев, в сфере конституционного права.
|
Как и во Франции, судебная практика приобретает в Германии характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих странах можно говорить лишь применительно к общей судебной системе.
Особенно большие различия обнаруживаются в связи с той весомой ролью, которую играет в государственных структурах Германии Конституционный суд. Его решения - это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный суд, а затем решает дело в соответствии с заключением последнего.
Во Франции нет ничего подобного. Конституционный совет, существующий в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему предоставлено право предварительного контроля за конституционностью еще не вступивших в силу законопроектов, и, следовательно, он не может оказать влияния на применение уже действующих законов и иных нормативных актов, как это происходит в Германии, а тем самым и на судебную практику.
Система источников права в Германии - и здесь еще одно отличие от французской системы - отражает федеральный характер государственного устройства страны. Каждая из земель в составе Германии имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права фактор.
|
Федеральное право имеет приоритет над правом земель (ст. 31 Основного закона Германии 1949 г.). Однако, с одной стороны, земли участвуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой - законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. Так, по Основному закону, вопросы, не отнесенные к исключительной или совместно действующей законодательной компетенции федерации, остаются в компетенции земель (ст. 70-74 Конституции Германии). В целом, однако, действует правило, согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона земли превалирует первый.
Согласно ст. 25 Конституции Германии 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено Конституцией в значительно более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст. 55) не о нормах международного права, а о «договорах или соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».
В заключение следует отметить, что в рамках романо-германской правовой семьи был разработан ряд юридических конструкций и концепций, получивших широкое распространение и признание во всем мире. К их числу относятся:
признание и законодательное закрепление принципов правового государства;
реализация на законодательном и правоприменительном уровне принципа разделения властей;
обеспечение конституционного правосудия, т.е. создание системы конституционного контроля;
учреждение и регулирование административной юстиции;
- 5)создание гарантий развития политического и юридического плюрализма;
- 6)обеспечение развития местного и судейского самоуправления.
16. Понятие нормы права в романо-германской правовой семье.
Норма права – это общеобязательное правило поведения (веление), установленное или санкционированное государством, обеспеченное возможность государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.
Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают, оценивают и анализируют одинаково. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестает выступать лишь как средство решения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень; ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле.
В странах, относящихся к романо-германской правовой семье, правовая норма не создается судьями: у них нет для этого времени; кроме того, заботы о справедливости решения именно по данному делу отстраняют все иные соображения; наконец, они не вправе выносить решение «в виде общего распоряжения». Правовая норма, которая не может и не должна быть творением судей, появляется позднее; она продукт размышления, основанного частично на изучении практики, а частично на соображениях справедливости, морали, политики и гармонии системы, которые могут ускользать от судей.
Правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между решением спора - конкретным применением нормы - и общими принципами права. Искусство юриста в странах романо-германской правовой семьи состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетом необходимости указанного равновесия. Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики; но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь в конкретной ситуации.
Концепция правовой нормы, преобладающая в странах романо-германской правовой системы, обусловливает существование значительно меньшего числа правовых норм, чем в странах, где степень обобщения правовой нормы находится на более низком уровне и где норма предусматривает конкретные детали ситуации.
Нормы в том виде, как они сформулированы законодателем и доктриной, недостаточны для того, чтобы дать всестороннее представление о содержании права в странах романо-германской правовой семьи. Не все, что находится ниже законодательного уровня, может быть отнесено к «фактической сфере». Стремясь укрепить стабильность законопорядка, судебная практика пытается уточнять нормы, сформулированные наиболее общим образом. Кроме того, верховные суды осуществляют контроль за тем, как нижестоящие суды толкуют нормы. В этих условиях норма, созданная законодателем, - это не более чем ядро, вокруг которого вращаются вторичные правовые нормы.
Трудно точно определить масштабы, в которых эти вторичные нормы дополняют основную. Положение различно в разных странах, в различных отраслях права, оно зависит от способа формулирования законодательных норм, от принципов судебной организации, от традиций судей и от целого ряда других факторов. Тем не менее, в тех или иных масштабах рассматриваемая ситуация имеет универсальный характер. Повсюду граница между правом и фактом весьма искусственна, и трудно сказать, в какой мере решение сложного вопроса основывается на оценке фактов данного дела и в какой - на толковании правовой нормы.
Таким образом, право в странах романо-германской правовой семьи состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями.
17. История создания англо-саксонского права.
В истории его развития обычно различаются четыре основных периода. А именно:
- - англосаксонский период (до 1066 г.);
- - становление «общего права» (1066 - 1485 гг.);
- - соперничество «общего права» с «правом справедливости» (1485 -- 1832 гг.);
- - современный период (с 1832 г.).
Первый период ассоциируется со временем возникновения права и его развития, предшествовавшим нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), возобладавших в этот период в Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи).
Второй период развития английского права историки и юристы определяют со времени с 1066 г. и вплоть до 1485 г., до установления династии Тюдоров. Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления «общего права». Последнее стало возможным благодаря установлению в стране после нормандского завоевания сильной централизованной власти, единого централизованного управления, прошедшего испытание в Нормандии, единой системы создавших и развивавших «общее право» Англии королевских судов. Этот период оказал огромное влияние на все последующие периоды развития правовой системы Англии, вплоть до наших дней. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом 1 Завоевателем (1066 г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common Law» (общее право) В решении судебных споров принимали участие присяжные — свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии — обычное, традиционное право.
Третий период развития правовой системы этой страны хронологически определяется с 1485 по 1832 г. и считается периодом расцвета «общего права» в Англии. Особенность его состояла в том, что в силу сложившихся условий в этот период оно вынуждено было соперничать и одновременно «сотрудничать» с так называемым «правом справедливости». «Право справедливости» формировалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени короля и совета, делегировавших ему свои полномочия рассматривать жалобы и апелляции на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как «источнику всех милостей и справедливостей». Его просили вмешаться в рассмотрение дела или спора, «чтобы оказать милосердие по совести и по существу».
Решения лорд-канцлера как «исповедника» и блюстителя совести короля по всем этим вопросам выносились на основе доктрины «королевской справедливости» и корректировали процедуру деятельности обычных королевских судов - судов «общего права» и применяемые ими принципы.
В результате подобной деятельности судов на протяжении ряда веков правовая система Англии приобрела двойственный характер, который и сохранила вплоть до наших дней. Наряду с нормами права, возникшими в результате деятельности обычных королевских судов, в нее входят нормы «права справедливости», дополняющие или корректирующие нормы «общего права».
В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и «права справедливости». Последнее постепенно претерпело существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а следовательно, лорд-канцлер лишился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству справедливости решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом справедливости. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.
Четвертый период развития английского права хронологически определяется с 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Этот период отличается значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы «права справедливости». При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германской семье нрава, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.
18. Судебная система Великобритании.
Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции. Кроме того, есть система административных трибуналов нескольких подвидов в зависимости от отрасли управления. Их разновидностью являются и промышленные трибуналы, рассматривающие трудовые споры. Создаются и апелляционные трибуналы: для каждого подвида административных трибуналов - свой. В системе промышленных трибуналов -- Апелляционный трибунал по трудовым спорам. В Англии и Уэльсе действуют также военные и церковные суды, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение дел о правонарушениях военнослужащих и лиц духовного звания. В качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних.
Апелляционный суд, являющийся частью Верховного суда, состоит из двух отделений: по гражданским и по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает жалобы на решения Высокого суда, судов графств, апелляционных трибуналов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда короны. Председатель – лорд-канцлер, но на деле его функции выполняет лорд-хранитель архивов суда, он также является председателем и гражданского отделения. Что касается уголовного отдела, то там руководителем выступает лорд-главный судья.
Согласно действующему законодательству, количество судей в Апелляционном суде достигает восемнадцати человек, их именуют апелляционными судьями или же лордами-судьями.
Гражданский отдел рассматривает апелляции на решение Высокого суда, суда графств, о запрещенной торговле, по защите интересов душевнобольных, земельного трибунала, а также апелляционных трибуналов по трудовым спорам и патентам. В уголовный отдел поступают апелляционные приговоры Суда короны (после вынесения приговора суда присяжных). В основном в задачи уголовного отделения входит рассмотрение апелляций на оправдательные приговоры.
В Великобритании имеются высшие судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Великобритании. Это Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе. Палата лордов рассматривает жалобы по гражданским и уголовным делам на решения Апелляционного Суда, Высокого суда Англии и Уэльса. Условия подачи апелляции регулируются законодательством (в основном апелляция возможна по значимым вопросам права). Особым значением палаты лордов в качестве наивысшей инстанции является то, что ее прецеденты являются обязательными для всех без исключения судов.
В палате лордов действует три вида членства:
· Духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви). Не являются пэрами.
· Наследственные пэры;
· Пожизненные пэры (получившие титул и место в палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству.
Судебный комитет Тайного совета как судебный орган является апелляционной инстанцией относительно церковных судов и высших судов острова Мэн и ряда других находящихся под юрисдикцией Великобритании островов и даже по определенным категориям дел для некоторых независимых островных государств в Карибском море, входящих в Содружество наций. Он также имеет консультативную функцию - высказывает по требованию монарха мнение по вопросам права. Тайный совет короны включает в себя и судебный комитет, а потому все решения данной комиссии выражаются формой «почтительного совета» самой королевы. Ему на рассмотрение также выносятся апелляции высших судов зарубежных государств. В отношении Англии – дела королевской скамьи, решения церковного суда и дисциплинарного трибунала.
Высокий суд состоит из трех отделений: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской скамьи; 3) отделение по семейным делам. Канцлерское отделение в качестве суда первой инстанции рассматривает отдельные гражданские дела (по вопросам банкротства, траста и т. п.), а в качестве апелляционной инстанции - жалобы на некоторые (также, как правило, связанные с отдельными аспектами хозяйственной деятельности) гражданско-правовые решения судов графств. Отделение королевской скамьи в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с выполнением договоров и причинением вреда, а также некоторые категории уголовных дел. Оно, в свою очередь, состоит из Коммерческого суда для рассмотрения торговых споров и Адмиралтейского суда для рассмотрения исков о возмещении ущерба в связи с морскими перевозками. Отделение по семейным делам в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает семейные дела, дела об опеке, усыновлении, установлении отцовства и другие подобные вопросы.
Суд короны рассматривает в основном уголовные дела о тяжких преступлениях, а в качестве апелляционной инстанции - жалобы от лиц, осужденных в судах магистратов. В компетенцию Суда Короны также входит рассмотрение апелляции на приговоры и решения магистрастских судов. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием 12 присяжных. Все они выбираются наугад, им может стать любой гражданин в возрасте от восемнадцати до семидесяти лет. Присяжные заседатели выбираются каждые две недели.
Суды графств рассматривают незначительные гражданские дела. Суды магистратов обладают уголовной и гражданской юрисдикцией. К их уголовной юрисдикции относится рассмотрение дел о незначительных преступлениях, к гражданской - несложные гражданские дела (прежде всего брачно-семейные, касающиеся взыскания публично-правовых и частно-правовых задолженностей). На нижней ступени "судебной лестницы" стоят мировые судьи, которые могут не иметь юридического образования и работают безвозмездно.
Судебная система Англии насчитывает несколько видов специальных судов: военный, церковный, земельный, транспортный, административный, суд по квартирной плате, суд флотов и суд коронёра. Сюда также входит суд по делам о запрещенной торговле. Каждая инстанция отвечает за отдельную сферу деятельности, это значительно ускоряет и улучшает работу всей системы.
Суд Коронёра. Данная правовая структура рассматривает дела о «загадочной» смерти, где есть подозрения на убийство или детоубийство, устанавливает причины самоубийств или убийств, произошедших в тюрьмах. Судьей назначают местные органы самоуправления. Они выбираются из солиситоров, врачей со стажем не менее пяти лет и барристеров. Коронеры расследуют только те убийства, что произошли в их районе.
19. Структура англо-саксонского права.
В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику.
К предмету общего права отошли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и некоторые другие. Однако жесткого водораздела здесь нет, и в настоящее время отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую либо являются общими для обеих, что связано, прежде всего, с применением прецедентов общего права и прецедентов права справедливости одними и теми же судьями, которые заинтересованы в их сближении и унификации понятий.
Интересно отметить, что в английском праве традиционно применяются достаточно широко юридические фикции и судейский корпус положительно относится к этому. Без юридических фикций многие правовые решения попросту не могли бы быть приняты судами из-за того, что этому препятствовала бы логика юридической формы.
Юридические фикции -- это, по сути, юридически условное предположение о существовании того, что на самом деле отсутствует, чего не может быть или что существует лишь как некая юридическая условность, но условное существование, которой устраивает всех, и в первую очередь суд.
Использование юридических фикций имеет практическое назначение. Юридические фикции появляются там и тогда, где и когда правовые нормы начинают входить в противоречие с требованиями жизни и правовой действительности. Необходимость применения юридических фикций становится вполне очевидной, если учесть, что правовые нормы не могут меняться в угоду прихотям текущего момента всякий раз, когда в этом возникает нужда у отдельных людей и даже их групп.
Одна из целей, которую исторически преследовало использование юридических фикций в английском праве -- смягчение невероятной жестокости норм средневекового уголовного права. Последнее, как известно, предусматривало лишь одну форму наказания -- смертную казнь для лиц, признанных виновными в совершении любого тяжкого преступления (фелонии). Смертная казнь подлежала назначению судом независимо от роли преступника в совершении преступления, а также от каких бы то ни было других обстоятельств, которые могли смягчить его вину. Не учитывался также характер общественной опасности содеянного при совершении фелонии.
Цель смягчения наказания достигалась при помощи разных приемов, построенных на использовании юридической фикции.
Другая юридическая фикция, возможности которой достаточно широко использовались для достижения цели смягчения наказания, состояла в так называемой льготе духовенству (benefit of clergy). Первоначально льгота духовенству предусматривалась только для священнослужителей. Она исключала применение смертной казни для служителей церкви.
Право справедливости. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а следовательно, лорд-канцлер лишился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству справедливости решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом справедливости. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.
20. Источники англо-саксонского права.
Английской доктрине и практике известны следующие источники права: судебный прецедент, закон, делегированное законодательство, правовой обычай, правовые доктрины, правовые традиции, «разум» - разумное решение спора.
Право англосанконской семьи по своей природе и содержанию является «судейским правом», прецедентным правом (case law). Фактически право создается самими судьями – его основу составляют судебные решения по различным вопросам. На первый план выступает судебная практика: суд при решении дела руководствуется решением вышестоящего суда или суда той же инстанции по аналогичному вопросу.
Родиной прецедентного права принято считать Англию. Так называемое общее право, которое создавалось королевскими судами, как раз и было правом судебной практики. Такая практика существует до сих пор. Действие данной системы строится на следующих правилах. Решения, вынесенные Палатой лордов, являются обязательными прецедентами для всех судов и для самой Палаты лордов. Решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для самого этого суда и для всех судебных инстанций, кроме Палаты лордов. Решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов и играют важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны.
Залогом успешного функционирования системы прецедентного является наличие систематизированных судебных отчетов. В ходе их составления и публикации отсеиваются такие решения судов, которые не следует считать прецедентами.
Различают два вида прецедентов: деклараторный и креативный. Деклараторным прецедентом следует называть уже существующее решение суда, которое применяется в новом деле. Креативным прецедентом называется новое судебное решение, не имеющее аналогов до этого.
Следующий источник права, характерный для англосаксонского права, – закон. Закон в таком контексте понимают как общевидовое понятие – в него включаются и законы (статуты), и подзаконные акты – то есть акты законодательной и исполнительной власти в противоположность судебной власти. Традиционно в англосаксонской семье права закон не считают нормальной формой выражения права – судьи применяют закон, но норма, содержащаяся в нем, окончательно входит в состав права лишь после ее толкования и применения в судебных решениях, судьи предпочтут использовать прецедент, содержащий ссылку на норму закона, чем сам закон.
Прочие источники права (доктрина, обычай, правовые традиции) играют действительно второстепенную роль, хотя по-прежнему имеют определенное значение, например, когда по вопросу какого-либо дела «нет ни прецедента, ни законодательной нормы, ни обязательного обычая».
Обычай в данной системе права признается обязательным, то есть считается источником права, только если он обладает характером старинного обычая. Вновь возникающие же обычаи вскоре санкционируются судебной практикой или законом, поэтому теряют статус обычая, превращаясь в законодательную норму. Доктрина и разум могут быть полезны только в целях восполнения пробелов в праве, возникающих из-за казуистического характера общего права. Так создаются новые нормы, основанные на разумном решении спора, когда по определенному вопросу нет ни приемлемой нормы, ни прецедента, ни обычая. В некоторых национальных правовых системах в качестве особого источника права выделяются «интегрированные» в них принципы и нормы международного и зарубежного (национального) права.