Семейно-правовые отношения регулируются, как уже отмечалось, гражданским законодательством.
В частности, новое законодательство закрепило равноправие супругов путем отмены статьи, не признающей дееспособность жены. Также была упрощена процедура заключения брака и развода. При согласии сторон достаточно было подать заявление о разводе в соответствующий муниципалитет. В случае отсутствии согласия одной стороны дело решается в судебном порядке.
Согласно законодательству, регулирующему семейно-правовые отношения, минимальный брачный возраст мужчин составляет 18 лет, а для женщин — 16 лет, причем при заключении брака лицам, не достигшим 26 лет, требуется согласие родителей.
Торгово-правовые отношения по-прежнему регулируются Торговым кодексом 1899 г. Торговое право Японии следует рассматривать как совокупность норм, регулирующих деятельность множества товариществ, которые действуют в различных сферах жизни общества, преимущественно это акционерные общества.
Трудовые отношения начали регулироваться, в основном, после принятия Конституции 1946 г., которая содержит целый ряд новых положений, регулирующих трудовые отношения. В 1947 г. был принят Закон о трудовых стандартах, который устанавливал определенные стандарты относительно условий труда, в частности, продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов, а рабочей недели — 48 часов. Продолжительность сверхурочных работ всех категорий рабочих не должна превышать 120 часов. В отношении сверхурочных работ женщин закон устанавливает, что их продолжительность не должна превышать в день 2 часов, в неделю — 6 часов.
Заработная плата рабочих и служащих обычно зависит от их возраста, образования, непрерывного стажа работы на данном предприятии, специальности и опыта работы.
|
Пенсионный возраст в Японии - 55 лет. При увольнении по возрасту трудящийся получает единовременное выходное пособие, которое считается одним из основных источников для существования до получения пенсии по старости. Способ его исчисления в частных фирмах может быть различным, хотя в основе его лежит норма, согласно которой работники частных фирм и государственные служащие обеспечиваются в зависимости от стажа работы на данном предприятии или службы. По среднему уровню "заработной платы Япония вышла на третье место в мире. Кроме того, созданы государственные фонды для выплаты пособий по безработице, компенсации расходов, связанных с переездом в другую местность, где ощущается нехватка рабочей силы. При этом государство гарантирует труд с учетом квалификации и профессионального образования работника, а закрепленная Конституцией обязанность трудиться носит моральный характер.
В 1949 г. был принят Закон о профсоюзах. Профсоюзы Японии объединяют более 12 млн. человек. Закон о профсоюзах не допускает увольнения или неблагоприятного обращения администрации предприятия с рабочими по причине их членства в профсоюзе, вступления в профсоюз, стремления создать профсоюз или разрешенной законом деятельности профсоюза.
Особое место в структуре современного японского права занимает законодательство, регулирующее охрану окружающей среды. Первым таким законодательным актом был Закон о загрязнении промышленными отходами 1958 г. В 1962 г. был принят важнейший Закон о контроле количества дыма и сажи, выбрасываемых в окружающую среду. Среди других законов можно упомянуть Основной закон о загрязнении окружающей среды 1968 г.
|
Виды преступлений рассматриваются в особенной части УК. В ней перечислены такие составы или группы составов преступлений, как: внутренние беспорядки; преступления, относящиеся к внешним осложнениям; преступления, связанные с дипломатическими отношениями; беспорядки; нарушение тайны (личной) преступления, относящиеся к опиуму; преступления, относящиеся к питьевой воде; подделка денег; подделка документов; подделка печатей; лжесвидетельство; оговор; непристойные действия; изнасилования и многоженство; взяточничество; убийство; причинение телесных повреждений; аборт; оставление на произвол; задержание и лишение свободы; захват и увод людей; преступления против чести; кража и разбой; мошенничество и вымогательство; присвоение; преступления, связанные с краденным; уничтожение и сокрытие (документов, строения и т.п.), должностные преступления. Также существует ряд актов, посвященных экологическим преступлениям.
56. Правовая доктрина Японии.
В Японии конституционно-правовая доктрина определения гарантий информационных прав граждан и регламентации информационных отношений состоит из таких источников, как Конституция, международные документы, нормативные правовые акты, судебные прецеденты, трактовки и профессиональные мнения правоведов, а также традиции и социальные регуляторы общества.
К информационным правам граждан относятся такие права, как право на доступ к информации и право на неприкосновенность частной жизни человека, включая право на защиту персональной информации.
|
Информационные отношения – это отношения по поводу получения, распространения, доступа, обмена и защиты информации с использованием информационных технологий, т.е. различные операции с информацией, которые отделяются от иных общественных отношений наличием информации и целью ее использования.
Японская уголовно-правовая доктрина рассматривает два вида соучастия - «обязательное соучастие» (хицуётэки кё-хан) и «добровольное соучастие» (нинъитэки кёхан). К первому виду относятся случаи, когда преступление не может быть совершено иначе, как в соучастии. Второй вид образуют случаи, когда преступление в принципе может быть совершено одним исполнителем. В Общей части УК содержатся только положения, относящиеся к «добровольному соучастию», и зачастую при упоминании о соучастии (кёхан) имеют в виду именно «добровольное соучастие». «Обязательное соучастие» -категория, вытекающая из норм Особенной части, и положения Общей части о «добровольном соучастии» на нее не распространяются.
Формами «добровольного соучастия» являются соисполнительство (кёдо сэйхан), подстрекательство (кёсахан), пособничество (ходзёхан), рассматриваемые соответственно в статьях 60,61 62 Общей части УК. Сугияма и Вати считают критерием разделения этих форм «степень» соучастия: «Лицо, индивидуально осуществившее преступное деяние, именуют исполнителем, если же преступление совершено несколькими участниками, говорится о соучастии. Последнее в зависимости от степени соучастия разделяется на соисполнительство, подстрекательство и пособничество»[794]. Как отмечалось выше, Ито рассматривает эти формы как «составы преступления, скорректированные по лицам»[795].
В подавляющем большинстве статей Особенной части рассматриваются преступления одного исполнителя. Как отмечают Сугияма и Вати, «составы преступлений предусмотрены в принципе применительно к реализации преступлений, совершаемой как деяние одного лица»
«Соисполнительство состоит в том, что двое и более лиц совместно реализуют преступление (статья 60 УК). Все вместе они - исполнители».
«Подстрекатель - тот, кто, подстрекая лицо, побудил его к реализации преступления (статья 61 УК)»[800]. Подстрекательство трактуется как состоящее в том, чтобы пробудить в человеке решимость к преступному акту. Относительно санкций за него существуют два взгляда: акцессорная теория - подстрекатель наказуем, если акт, к которому он побуждал, свершился, теория самостоятельного преступления - наказуемо само подстрекательство. И в практике, и в науке преобладает акцессорная теория. Санкции к подстрекателю и исполнителю соразмерны (УК, статья 61, часть 1; см. также статью 64).
Наряду с этим в некоторых случаях подстрекательство наказуемо как самостоятельное преступление. Например, по законам о государственных и местных публичных должностных лицах (соответственно статья ПО, пункт 17, и статья 61, пункт 4) государственный и муниципальный персонал подлежит в определенных случаях наказанию за призывы к забастовкам, саботажу и т.п. Выше, в разделе о предварительной преступной деятельности обращалось внимание на наказуемость подстрекательства, агитации и пропаганды по Закону о предотвращении подрывной деятельности.
«Пособник (ходзёхан, дзюхан) - тот, кто помогал в реализации преступления или облегчал ее (статья 62 УК)»[801]. Пособничество трактуется как помощь другим лицам в их преступных акциях и облегчение последних. Независимо от формы пособничества (материальное или духовное, действие или бездействие) оно должно совершаться до акции или одновременно с ней. При этом необходимо, чтобы акция реально совершилась, а пособник сознавал ее преступность. Пособник наказывается мягче, чем исполнитель (статьи 62, 63 УК).
В Японии не приняли идею последующего пособничества. Например, укрывательство преступника после акции, уничтожение доказательств содеянного, причастность к украденному УК трактует как самостоятельные преступления.
«Обязательный» вид соучастия предполагает два варианта: «преступление по типу соединения» (сюготэки хандзай) и «преступление по типу противоположения» (тайкотэки хандзай).
«Соединение» означает действия двух и более лиц с одной целью, например, внутреннее восстание (статья 77 УК) и беспорядки (статья 106). Наказание при этом дифференцируется по категориям участников (статья 77): главари (смертная казнь или лишение свободы без принудительного труда пожизненно), участники заговора (лишение свободы без принудительного труда пожизненно или на срок не ниже трех лет), лица, исполнявшие иные обязанности (лишение свободы без принудительного труда на срок от одного года до десяти лет), рядовые участники (лишение свободы без принудительного труда на срок до трех лет).
«Противоположением» называется преступное действие двух или более лиц, вступивших во встречные связи; в ряде случаев караются обе стороны, например, при многоженстве (УК, статья 184) или взяточничестве (статья 197 и далее), в других случаях - одна из сторон не наказуема, например, при продаже непристойных текстов (статья 175).
Поскольку «обязательный» тип соучастия фигурирует только в Особенной части УК, дискутируется вопрос. Применять ли к этой области нормы Общей части относительно «добровольного» типа. Преобладающая точка зрения - не применять, когда речь идет о караемых групповых акциях («соединение»). Что же касается «встречных» преступлений («противоположение»), где наказуема лишь одна из сторон, то здесь позиции расходятся. Например, многие считают, что норма о подстрекательстве из Общей части УК применима к покупателю, который склоняет лицо к продаже непристойных текстов. С другой стороны, в одной из коллективных монографий говорится: «Общее понятие «продажи» естественно предполагает покупку или просьбу о покупке; поэтому следует считать объектом санкции только действие продавца и полагать, что нормы Общей части здесь не применимы».
57. Особенности правовой системы Индии.
Право современной Индии представляет собой сложный и достаточно запутанный правовой феномен. Его характеризует определенный набор специфических черт.
- 1. Расщепленный характер права, связанный с одновременным функционированием нескольких правовых укладов: традиционного права, прецедентного права, религиозного права (индусского и мусульманского права).
- 2. Партикулярный характер права, ориентированный на местные обычаи, традиции и ритуалы.
- 3. Эклектичность – смешение различных правовых идеологий (либеральной, социалистической, религиозной) и правовых укладов в так называемом территориальном индийском праве, применяющемся ко всем гражданам Индии.
- 4. Декларативность – отрыв официального законодательства от социальной реальности.
Столь запутанная правовая система в Индии сложилась под влиянием различных факторов. Условно в развитии современного индийского права можно выделить два этапа: колониальный период (до 1947 г.) и постколониальный период (с 1947 г.).
Право Индии колониального периода
Наиболее существенное воздействие на традиционное право Индии оказала 200-летняя английская колонизация. Английские завоеватели не стремились распространять на новых подданных действие английского права. Они не возражали против применения в области частного права более знакомых этому населению норм обычного права. Однако влияние английского господства на мусульманское и индусское право было двояким. С одной стороны, при англичанах был официально признан авторитет индусского права, чего не было в период господства Великих Моголов. Английские суды рассматривали дела, не затрагивающие интересы англичан, на основе норм мусульманского и индусского права. С другой стороны, английское господство губительно воздействовало на индусское право: сфера его действия была ограничена регламентацией узкого круга общественных отношений. Наиболее важные сферы жизни подпали под регулятивное воздействие нового территориального права, применявшегося ко всем гражданам Индии, независимо от их религиозной принадлежности. Объективно желанию англичан уважать нормы индусского права препятствовало незнание этого права новыми хозяевами Индии. Первоначально они ошибочно полагали, что дхарма представляет действующее право Индии, хотя в действительности это были религиозные предписания. К тому же язык, на котором они излагались, был неизвестен британцам. Тогда было решено привлекать к разрешению споров в английских судах экспертов-пандитов, знатоков дхармашастр. Английский судья лишь легитимизировал решение пандита в окончательном приговоре.
В период английского господства индусское право подверглось определенной модернизации.
Во-первых, оно было значительно деформировано в результате произвольного толкования судьями-англичанами. Английские судьи, применявшие положения дхармашастр, плохо понимали индусскую правовую традицию, к тому же искаженную в переводах европейских юристов. Индусские понятия и обычаи англичане интерпретировали в духе общего права, понятного для них, но отвергаемого индусами. В Индии было введено английское доказательное право, что изменило условия применения индусского права. Английские нормы применялись для регулирования отношений между собственниками семейного имущества, что искажало индусское понятие венами, которое близко к понятиям фидуция и траст. Кроме того, прецедентное право использовалось в отношении статуса индусских благотворительных учреждений, что деформировало индусское понятие благотворительной цели и на этом основании приводило к судебным решениям, противоречащим индусской правовой традиции. Хотя в этом была и своя положительная черта: сократилось количество местных обычаев, на которые следовало опираться судье. Судебная практика постепенно модернизировала индусское право: она признавала законность новых обычаев, например действительность завещания, совершенного индусом, которое раньше отвергалось.
Во-вторых, была ограничена сфера применения индусского права. Индуизм считал себя призванным регулировать все аспекты жизни индивида. Однако в действительности правовой регламентации подлежали внутрисемейные и кастовые отношения, вопросы землепользования и наследования. Другие стороны жизни регламентировали религиозные предписания. Британское завоевание привело к тому, что суды применяли нормы индусского права в строго ограниченных сферах: брак, наследование, касты, религиозные институты. Вне этого круга общественных отношений действовало новое территориальное право – британское право. Территориальное право (lexloci) – понятие, чуждое индийской правовой традиции, поскольку не связано ни с религией, ни с племенными обычаями. Территориальное право стало распространяться в Индии в период английского господства. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.
До установления английского господства в империи Великих Моголов единственной действительной правовой системой было мусульманское право, которым руководствовались суды, и авторитет которого обеспечивали публичные власти. Однако мусульманское право не является правом территориальным, оно связано с религией ислама и по самой природе не может распространяться на немусульман – евреев, индусов, христиан. Покорив Индию, англичане столкнулись с необходимостью создания правовой системы, способной единообразно разрешать возникающие споры, независимо от местности, религиозных традиций и личного статуса субъектов права. Потребность в этом актуализировалась рядом обстоятельств: 1) мусульманское и индусское право оставляли вне сферы правового регулирования значительные сегменты населения – национальные меньшинства (евреи, христиане, парсы и др.); 2) наряду с этим мусульманское и индусское право имело значительные пробелы в регулировании общественных отношений; 3) складывающиеся в недрах традиционного индийского общества новые буржуазные отношения также нуждались в правовой регламентации независимо от религиозной принадлежности субъектов права; 4) необходимость единообразного толкования и применения общих для всех территорий страны правовых норм диктовалась различиями в правовом развитии между двумя частями Индии: а) Британской Индией (16 провинций, непосредственно управлявшихся англичанами, где действовали английские суды, применявшие английское право; б) протекторатом, в который входили 500 княжеств, объединявших четвертую часть населения, где правила местная туземная администрация из раджей и их советников. В этой части Индии действовали суды Ост-Индской компании в силу предоставленной ей привилегии взимать налоги, а следовательно, отправлять правосудие по гражданским делам, но это осуществляли налоговые чиновники, которые не были юристами. Они заимствовали нормы из священных текстов, учитывая религиозную принадлежность населения.
Английская колониальная администрация пыталась решить эту проблему путем кодификации и развития законодательства. В 1833 г. в Совет из грех человек, созданный при генерал-губернаторе для оказания ему помощи в управлении Индией, был введен юрист с функциями министра юстиции – лорд Маколей. Под его председательством первая Юридическая комиссия работала с 1833 по 1840 г. Она представила доклад, в котором предусматривалась возможность выработки трех кодексов: 1) кодекса, систематизирующего нормы мусульманского права; 2) кодекса, систематизирующего нормы индусского права; 3) кодекса, излагающего нормы территориального права (аналог jusgentium – права народов). За основу было предложено взять английское право. Однако эти предложения были отвергнуты Второй комиссией 1853 г. Активное движение за развитие законодательства в 1859– 1882 гг. привело к принятию ряда кодексов и крупных законов: Гражданского процессуального кодекса 1859 г., Уголовного кодекса 1860 г., Закона о наследовании (1865 г.), Закона о доказательствах (1872 г.), Закона о реальном исполнении обязательств (1872 г.), Закона о ценных бумагах (1881 г.), Закона о переходе собственности (1882 г.), Закона о доверительной собственности (1882 г.). При проведении кодификации в Индии были приняты во внимание особенности страны, правовые традиции различных конфессий и регионов.