Важно при этом иметь в виду, что теория мусульманского права проводит различия между его нормами в зависимости от степени их обусловленности интересами ислама в целом. В частности, все защищаемые мусульманским правом права и интересы принято делить на две основные группы -- «права Аллаха» и «права индивидов». Им соответствуют и две разновидности норм мусульманского права. Наряду с ними иногда выделяют и третью -- нормы, которые охраняют права, принадлежащие одновременно Аллаху и частным лицам. Иначе говоря, различные нормы мусульманского права имеют неодинаковое отношение к его религиозным основам. При этом, правда, мусульманско-правовая доктрина порой намеренно расширяет религиозную основу юридических норм, излишне искусственно подчеркивает их направленность на достижение целей ислама, создавая тем самым иллюзию, будто главной целью мусульманского права является реализация «воли Аллаха». Так, наиболее опасные преступления она рассматривает как посягательство на «права Аллаха», под которыми имеется в виду не что иное, как интересы мусульманской общины, общие интересы всех мусульман. «Правами Аллаха» они названы только потому, что наказания за данные преступления однозначно установлены Кораном и сунной.
Среди правонарушений, наказываемых по усмотрению суда, угрожающими «правам Аллаха» считаются не только неисполнение культовых обязанностей (в религиозном смысле такие нарушения действительно посягают на волю Аллаха), но и такие, например, как шпионаж и казнокрадство, которые на самом деле представляют повышенную опасность для общества и лишь в силу этого отнесены к числу нарушений «прав Аллаха».
Иначе говоря, «права Аллаха» в данном случае лишь маскируют истинное значение данных правонарушений для мусульманской общины, которая и наказывает их правовыми средствами.
|
Во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений на первый план выступают правовые и религиозные нормы как наиболее активные элементы правовой и религиозной систем. Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальных норм, которые проявляются в следующем: 1) религиозная норма выступает как образец для поведения верующих людей, как эталон определенных отношений; 2) ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а более или менее широкому кругу людей (священнослужители, миряне)
Религиозные нормы отличаются от правовых тем, что имеют своей основой религиозные идеи и представления.
В современной правоведческой литературе существует традиция выделения в мусульманском праве двух видов социальных норм: религиозные и правовые. Религиозные нормы шариата регулируют порядок отправления культа, активно вмешиваются во все стороны жизни людей, детально определяют религиозные обязанности мусульманина. Правовые нормы ислама предусматривают ответственность за уголовные преступления, регламентируют гражданско-правовые, брачно-семейные и некоторые другие отношения. Исполнение предписаний этих норм обеспечивается не только угрозой применения предусмотренных ими санкций, но и мерами чисто религиозного воздействия – нарушитель любого правила шариата, в том числе и правового, рассматривается как грешник, который будет наказан Аллахом.
|
В любом религиозном праве, в том числе в мусульманском, сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующие представления о мире, о боге, о человеке и т.д. Тесное переплетение их и приводит к тому, что противоправное поведение рассматривается как греховное, а юридическим нормам приписывается божественное происхождение.
37. Роль правителя в мусульманской правовой системе.
Правитель в мусульманском государстве является служителем права. Хотя формально правитель не имеет законодательной власти, он наделен весьма широкими полномочиями. Правитель обязан следить за исполнением норм мусульманского права, поэтому регламентирующие меры, принимаемые им в данной сфере, признаются законными. Влияние правителя весьма значительно даже в строго ортодоксальных мусульманских обществах. Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем над исполнением правоверными своих религиозных обязанностей. Согласно мусульманской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам - лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Полномочия правителя носят в значительной мере религиозный характер. Он обязан защищать интересы ислама и следить за тем, чтобы верующие выполняли свои религиозные обязанности.
В соответствии с нормами мусульманского судебно-процессуального права, судьями могут быть только мусульмане, строго соблюдающие в своей личной жизни религиозные и моральные предписания ислама. Подобные требования предъявляются и к свидетелям в суде. Предпочтение отдается показаниям мужчин. По некоторым делам показания женщин вообще не принимаются (это касается особо опасных для общины преступлений). По менее серьезным нарушениям и спорам должны наличествовать показания хотя бы одного мужчины, которые могут дополняться показаниями двух женщин. Отсутствие свидетелей-мужчин допускается лишь при рассмотрении «чисто женских» дел. Особое значение в судебно-процессуальном праве придается клятве именем Аллаха, которая является доказательством невинности ответчика. Признание такого способа защиты связано с особенностями религиозной совести мусульманина, не позволяющей лгать под страхом кары в потустороннем мире.
|
38. Источники создания мусульманского права.
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в- третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в- четвертых, кияс, или умозаключения по аналогии.
Основой мусульманского права, как и всей мусульмаснкой цивилизации является священная книга ислама- Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха, приписываемых пророку Мухаммеду.
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и недопускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Эта категория норм представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться на практике.
Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы -маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами – правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов.
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва -- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс -- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями -- ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов -- фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы -- кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.
39. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве.
Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и другие школы).
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип " иджтихад " – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского права.
Чтобы правильно понять роль Корана при разработке Шариата, следует признать, что Коран был призван, выработать определенные нормы поведения у мусульман, а не оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества, это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран не определяет юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу "публичного права" за исключением нескольких случаев. Он смотрит глубже, говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом, главная задача Корана в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем, а не с другими людьми.
Таким образом, Коран не является сводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый призыв к людям повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в сознании Исламской правовой системы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что Шариат является прямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники, технологии и отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум, соответствовать его положениям.
Сунна первоначально означала обычай, пример, путь по которому следует идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка, как пример для всех мусульман. После его смерти оказалось, что предписаний Корана недостаточно для решения всех государственных и общественных проблем. Возник поиск прецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к мнению судьи, который должен был решать "по справедливости". Так, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Одна предлагала использовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который брал на себя ответственность за принятие решения.
Признание Сунны Пророка единственной, представляющей собой второй источник Шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название "сунниты" – те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе Сунны решались многие вопросы жизни общины и даже халифата.
Мусульманская Сунна включает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама, вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию и литературу. Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Сунне сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются ненужным новшеством.
40. Роль соглашения в мусульманском праве.
В мусульманском праве большую роль играют соглашения между сторонами субъектов правоотношений, что оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности их участников. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. В силу этого судебная практика ряда мусульманских стран допускает, например, при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некоторые отступления от существующих правил (возможность расторжения брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобрачия и пр.). Возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы.
41. Роль толкования в мусульманском праве.
В мусульманских юристов возникают определенные трудности относительно законодательного процесса. Созданное ими позитивное право, с одной стороны, должно соответствовать принципам шариата, с другой - обеспечивать потребности общественного развития. В соответствии с ортодоксальными взглядами известных знатоков права источником мусульманского права является божественное откровение, которое не может меняться по воле законодателя, а потому он даже при необходимости проведения реформ не может отклониться от содержания откровения. Этот принцип законотворчества используют до сих пор, хотя не во всех отраслях, а преимущественно в сфере частного права, которая регулирует брачно-семейные отношения и отношения наследования.
В тексте Корана наряду с положениями религиозного и философского содержания содержатся и такие, что толкуют юридические проблемы. Однако они слишком общие и неімперативні, что способствует проявлению правовой инициативы. Это означает, что во многих случаях религиозно-правовое предписание можно использовать в юридической практике лишь при условии его предварительного толкования, предоставление казуального характера. Исключительная роль толкования проявляется и в случаях, когда в новых социальных условиях необходимо проявить гибкость правовой доктрины, преодолеть ортодоксальность религиозно-правового мышления и не вступить в противоречие с принципами мусульманского права. С этой целью юристы обращают внимание прежде всего не на дух, а на букву закона, используя различные средства для того, чтобы обойти действующие нормы. Например, запрет Кораном выдачи займа за ростовщические проценты (просто-напросто кредита), что действуют по сложным правилам, чтобы соответствовать предписаниям Корана, преодолевается путем ограничения круга лиц, на которые этот запрет распространяется. Утверждается, что запрет касается только частных лиц, но не касается банков и других соответствующих им институтов.
Усиленное внимание к толкованию как одного из важных средств правового преодоления проблем, объясняется еще и тем, что мусульманские юристы в своей деятельности придерживаются принципа безпрограшості правового регулирования. Мусульманские исследователи объясняют, что речь идет не об установлении в мусульманском праве всех возможных правил, а о закрепления общих правил поведения, ориентиров и принципов, на основе которых можно сформулировать решение любого дела. Выполнить это без использования процедуры толкование просто невозможно.
Мусульманские юристы широко используются суждения по аналогии (къияс), что позволяет решить проблему сочетания божественного откровения с человеческого разума. Благодаря методам толкования с использованием аналогии, других приемов, формировалась одноименная правовая теория. Однако, в отличие от юристов общего права, мусульманские юристы не создают новой нормы, что очень существенно для сравнительного анализа и понимания особенностей этой интеллектуальной процедуры. Особое значение имеет такой вид толкования божественных источников, который приобретает формы единого мнения докторов права - иджми, которую считают одним из официальных источников мусульманского права, что имеет исключительное практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.
В Ливане, Судане, Иордании, Марокко, Ирака, Ливии, Сирии мусульманские суды при рассмотрении дел применяют преимущественно нормы мусульманского права. Это могут быть как специальные законы, так и специальные разделы общих гражданских законов. В отдельных процессуальных норм мусульманского права могут обращаться также судьи общегражданских судов. В Ливии, например, в случае применения ряда изданных в последние годы норм, закрепляющих указания шариата, используются мусульманско-правовые правила доказательств отдельных преступлений, а также мусульманское деликтное право.
В исламских странах юридическая профессионализм частично теряет смысл и подменяется религиозно-правовой подготовкой. Неслучайно к муджтахидів предъявляют строгие требования: свободное владение арабским языком; доскональное знание практических правил поведения, содержащихся в Коране и сунне; глубокое усвоение цели и принципов шариата; владение искусством выявления нормы права из общих положений фикха, знание обычаев и традиций мусульман, справедливость, мудрость и честность. То есть, на первый план выдвигаются не юридически-технические способности, а религиозно-этические. В связи с этим возникает еще одна особенность - если мусульманский судья является защитником культа, хранителем особого типа национальной культуры, то судья системы континентального права защищает режим законности, правопорядок, основанный на реализации нормы юридического права, которое является единственным источником формирования субъективного права личного статуса.
42. Мусульманская правовая доктрина.
Особое значение доктрины для развития мусульманского права объясняется не только наличием множества пробелов, но и противоречивостью Корана и сунны. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, а значит, считаются вечными и неизменными.
Современную мусульманско-правовую доктрину как источник права следует рассматривать в нескольких аспектах. В ряде стран (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива) она продолжает играть роль формального источника права, в других (Египет, Турция, Марокко) допускается субсидиарное использование мусульманского права при наличии пробелов в нормативных правовых актах.
Например, из-за отсутствия нормы семейное законодательство Египта, Сирии, Иордании, Судана, Ливана позволяет судье применять «самые желанные выводы толкованию Абу Ханифы». Законодательство Сомали в таком случае рекомендует руководствоваться положениями шафиитской школы, законодательство Марокко, Кувейта, Ливии - выводами маликитського толкования. Поскольку в Кувейте право «личного статуса» в основном не кодифицировано, правовая доктрина признается ведущим источником этой отрасли права. Постановления Верховного суда Саудовской Аравии 1928 и 1930 гг. обязывали судей в своих решениях следовать выводам ханбалитського толкование по обязательным исчислению трудов моджахедов, сражавшихся недалеко, из которых эти нормы заимствовано. Конституция Ирана в ст. 167 прямо указывает, что, в случае нахождения судьей необходимой нормы в законе, ему предписывается воспринимать положение авторитетных трудов и фетвам (заключений, юридических заключений) моджахедов, сражавшихся недалеко. Такое же распоряжение для судов установлено и в Ливии.
Однако в большинстве случаев в современных правовых системах мусульманская правовая доктрина не имеет значение самостоятельного источника (формы) права.
Базируясь на Коране и Сунне, эта деятельность исходила из трех основных положений.
Во-первых, из коранического утверждения абсолютной верховной власти за Аллахом - "господином двух миров" (земного и небесного).
Во-вторых, из принципа обусловленности всей системы государственного управления и мусульманским правом, и императивной ориентацией на реализацию "Божественного Закона".
В-третьих, из принципа распространения юрисдикции ислама не только на территорию дар аль-ислам, но и на мусульман, живущих за пределами этой территории.
Мусульманско-правовая доктрина явилась основным источником права в процессе его развития и формирования. Ранее отмечалось, что мусульманское право создавалось богословами и правоведами различных школ-толков, которые при общности отправных позиций формулировали несовпадающие нормы в процессе решения сходных вопросов. Несмотря на то что такое разночтение не способствовало оформлению единой системы общеобязательных юридических норм, различные толки конкурировали, но сосуществовали друг с другом даже в пределах одной провинции и большого города. Именно их интерпретационная деятельность влияла на создание большей части действующего мусульманского права в рамках доктрины.
Однако в большинстве случаев в современных правовых системах мусульманская правовая доктрина не имеет значения самостоятельного источника (формы) права
Таким образом, причинами возникновения мусульманской правовой доктрины, ставшей источником права, являются:
1. Противоречивость и пробельность Корана и Сунны как священных текстов, содержащих юридические нормы, предполагающие возникновение освящённых исламом рациональных путей разрешения противоречий и устранения пробелов;
2. Догматизм, неизменность Корана и Сунны и как следствие их неспособность упорядочивать возникающие социальные отношения должны были с необходимостью повлечь создание гибких, своевременных и обоснованных с точки зрения здравого смысла и признания мусульманской общиной юридических предписаний.
3. Многочисленность и разноречивость хадисов требовали интеллектуальной работы по собиранию, устранению противоречий между сказаниями о поступках пророка его сподвижников, что выразилось в изложении мусульманскими учёными (муджтахидами) в своих произведениях сунн.
43. Понятие нормы права в мусульманских государствах.
В отличие от романо-германского типа правовой системы, которая определяет норму права как предписание конкретного исторического законодателя, исламские правоведы рассматривают её как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило поведения имеет в основе религиозные догмы, веру, а не логические, рациональные решения.
Формулирование нормы происходит двумя путями:
(1) прямым — через откровения;
(2) опосредованным — через толкования воли Аллаха правоведами.
По мнению учёных-юристов (арабских и отечественных), по каждому случаю, не урегулированному Кораном или сунной, в мусульманском праве предусмотрены как бы две нормы:
— «истинная», которая должна быть применена, исходя из его духа (имеет «божественное» происхождение);
— реальная, применяемая муджтахидами (имеет «рациональное» происхождение).
Например, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время рамадана. В Пакистане служащие обязаны пять раз в день осуществлять молитву, а мужчинам запрещено работать и даже находиться в женских учебных заведениях. В Иране созданы специальные мусульманские суды для борьбы с «моральной деградацией». Они имеют право применять наказание за игнорирование мусульманских обычаев в отношении одежды, а также правил поведения в общественных местах.
Виды норм мусульманского права по содержанию:
1) предписания, оценивающие поступки правоверных. Установлено пять категорий поступков: а) обязательные;
б) рекомендуемые; в) дозволяемые; г) порицаемые; д) запрещённые. К запрещенным можно отнести, например, ростовщичество, процентный заем. Правда, запрещение процентного займа можно обойти, прибегнув к двойной купле-продаже или предоставлению кредитору в качестве обеспечения возможности пользования имуществом, дающим доход;
2) нормы, формулирующие правила поведения в конкретных ситуациях, а также условия осуществления и последствия конкретных действий. Например, в качестве наказания за умышленное убийство установлена смертная казнь.
Нормы мусульманского права, в основе которых лежат религиозные указания (1-й вид), в количественном отношении уступают юридическим нормам, которые введены мусульманскими правоведами на основе приемов юридической техники и признаны государством (2-й вид).
К ним относятся и нормы, определяющие конкретные институты государственной власти, включая компетенцию и порядок формирования.
Виды норм мусульманского права по степени определённости:
1) абсолютные — не допускают разных толкований, иджти-хада. Это в основном правила религиозного культа и ряд норм, регулирующих взаимоотношения между людьми;
2) абстрактные — допускают разные толкования содержания, конкретизацию различных правил поведения на основе иджтихада. Без конкретизации в результате иджтихада применение этих норм (нечётких и неоднозначных) невозможно.
Виды норм по степени общности:
1) нормы-принципы, сформулированные в виде теоретичес-ких-обобщений;
2) казуальные нормы, возникающие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).
В отличие от норм континентального права, регулятивные нормы мусульманского права не знают деления на дозволяющие, обязывающие и запрещающие. Они все — обязывающие, поскольку в их основе лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что обусловлено их религиозно-нравственной природой. Мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь.