После провозглашения в 1947 г. независимости Индии движение за модернизацию и унификацию получило возможность развиваться без всяких препятствий. Судебную систему возглавил новый орган – Верховный Суд Индии, получивший право подтвердить или исключить судебные решения, принятые в период британского господства. В 1955 г. была создана Юридическая комиссия для изучения вопроса о том, какие законодательные реформы следует провести в правовой системе Индии, но она определила, что современное состояние юриспруденции вытекает из развития права и так укоренилось в сознании юристов, что любые изменения нежелательны.
Независимому государству не удалось создать индийское право в силу устойчивости религиозных, племенных, культурных различий. По этой причине модернизация осуществлялась в границах существующих правовых укладов: мусульманского права и индусского права. Несмотря на то что ст. 44 Конституции Индии предусматривает издание единого Гражданского кодекса для всех граждан, модернизация касается лишь индусского права. Камнем преткновения является право личного статуса, которое различно для разных каст. Поэтому первоначально следует заменить его правом, одинаковым для всех.
Индусское право – это право сообщества, объединенного брахманизмом. В настоящее время индусское право остается для огромного большинства индусов единственным важным корпусом права. Оно регламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус не только включает неимущественные отношения, но и распространяется на важные имущественные права, каковыми считают право наследования или статус общности семейного имущества. Индусское право проникает через этот канал и в предпринимательское право. Например, если какое-либо предприятие является собственностью членов одной семьи без участия посторонних лиц, то в этом случае нормы торгового права и закона о товариществе не действуют, а будут регулироваться индусским правом, так как они вытекают из личного статуса и не имеют отношения к договору.
|
Индусское право обрело совершенно новые черты, хотя оно осталось правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Однако отпало много обычаев, нарушавших его целостность. Кроме того, дхарма стала интерпретироваться не столь однозначно, а применительно к изменяющимся социальным условиям, законодательству.
Результатом кодификации индусского нрава стал кодекс, включающий три части: I часть – Закон о браке 1955 г., II часть – Закон о несовершеннолетних и опеке 1953 г., III часть – Закон о наследовании 1956 г.
Настоящая революция произошла в семейном праве. Теперь семейно-брачные отношения регламентировались кодифицированным актом – Законом о браке 1955 г. Он пересматривал традиционное индусское право, в котором семья – это священный союз, основанный на дарении. Объектом дарения выступала женщина, которая передавалась родственниками жены родственникам мужа. От нее не требовалось согласия на брак, который был нерасторжимым. Разрешалось многоженство. Закон рассматривал брак как договор мужчины и женщины, заключенный с их согласия. Закон устанавливал моногамную семью, многоженство запрещалось, учреждались свобода разводов и возможность установления алиментов. Однако данный закон применялся только в отношении индусов, а не всех граждан Индии.
|
Несмотря на это, появляются законы, регламентирующие отношения между гражданами Индии, исповедующими различные религии. Так, в 1954 г. был создан специальный Закон о браке, который признает действительными браки между индусами и мусульманами. Закон о наследовании 1956 г. трансформировал привычные представления, которые исключали женщину из числа наследников. Теперь она была наделена имущественными правами, если, например, переживет мужа. Если прежде право наследования не было распространено потому, что имущество было семейной собственностью, то теперь заработная плата супругов признавалась исключительно их собственностью.
Современная тенденция правовой эволюции Индии состоит в стремлении заменить традиционные концепции религиозного права – индусского, мусульманского или канонического – западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называется индийским правом в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если они распространяются на отдельные категории граждан. Серьезным препятствием на этом пути являются правовые обычаи и вековая практика. Соотношение законодательства и реальной практики в Индии таково, что они часто существуют независимо друг от друга. Дело в том, что законодатель не может по мановению волшебной палочки изменить привычки и мировоззрение, имеющие вековые корни и связанные с религиозными верованиями. 80% индусов, живущих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их предки. Управление ими и правосудие осуществляются помимо официальных органов на основании традиционных и хорошо знакомых им институтов. Вероятно, это обстоятельство побудило создателей Конституции 1950 г. в ст. 372 закрепить положение о том, что созданное ранее право остается в силе, что не предполагает пересмотра укоренившихся в предшествующий период правовых концепций и законодательства.
|
58. История формирования правовой системы Индии.
В целом, выделяют четыре этапа развития индуистской правовой системы:
? примерно 800-200 г. до н.э. до XIII в. развитие традиционного индуистского права (веды? первые письменные памятники; «шмрити»? «юридические книги»; «дхармащастры»? всеобъемлющие сборники норм поведения, написанные в стихотворной форме; и мн.др.);
? с XIII в. до XVIII в. значительное влияние мусульманского права на правовую доктрину индуизма;
? к.XVIII сер.XX британское колониальное господство;
? сер.XX в. до настоящего времени развитие системы права в период независимости Индии.
Источником классического индуистского права доколониального периода были не законы светских властителей и даже не решения судов, а в основном труды правоведов, в частности «шмрити», комментарии к ним и юридические сборники. По форме эти труды были тесно связаны с божественным откровением вед. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. Но, разумеется, исключительное религиозное чувство индийских правоведов-священников могло сыграть решающую роль, если требовалось признать юридическую силу обычая, которым руководствовались индусы в отношениях друг с другом. Это классическое индуистское право, называемое на санскрите «дхармащастра» и означающее учение о нормах обязательного поведения, претерпело во времена британского колониального господства существенные изменения.
В период английского колониального господства Индия попала под действие прерогатив английской короны, актов английского парламента (статутное право), “общего права” и “права справедливости”.В колониальный период в Индии большую роль играл судебный прецедент как источник права. Однако судебная интерпретация текстов шастр была в значительной степени произвольной, носила беспорядочный характер. Роль главного интерпретатора была передана высшей апелляционной инстанции? судебному комитету Тайного совета Великобритании.
Если до II половины XIX века основным средством модификации индуистского права был судебный прецедент, то во II половине XIX века благодаря влиянию колониального господства в сферу действия персональной системы права стал вторгаться закон.
В колониальной Индии фактически была создана новая система права, получившая в правовой литературе название англо?индуистского права.
Т.к. нормы, прямо не затрагивали интересы завоевателей в области семьи, брака, религии, наследования имущества, религиозной собственности, то в отношении них проводилась политика “нейтралитета”. Так, устаревшие нормы права собственности были вытеснены общим правом. И наоборот, в области семейного и на следственного права действовал принцип, согласно которому «все дела, касающиеся наследств, браков, каст и других религиозных обычаев или институтов», следовало решать в соответствии с нормами индуистского права. Английскому судье было трудно реализовать этот принцип. Среди моря юридической литературы лишь немногие работы были первоначально переведены с санскрита на английский язык. Но даже эти работы часто оставались загадкой для судей, так как они практически не имели почти никакого представления об условиях жизни индусов и неписаных правовых традициях. Поэтому поначалу пытались решить проблему, привлекая в суды местных странствующих знатоков «дхармащастр» -- пандитов, у которых английские судьи могли по лучить необходимые сведения по специальным вопросам индуистского права.
По своему содержанию индуистское право во время британского колониального правления также стало отличаться от нормативного содержания «дхармащастр». И причина заключалась отнюдь не в законодательной деятельности англичан. Они шли по пути отмены норм, которые, по их мнению, создавали наибольшие трудности, и это их вполне устраивало, -- например, отмены запрета на повторные браки вдов, а также принципа, согласно которому индус лишался всего своего имущества и права наследования в случае, если он отказывался от своей религии или исключался из своей касты. Но судебная практика, стремясь к изменениям, привела к существенным последствиям, которые можно назвать «коррозией» индуистского права.
С одной стороны, судьям была доступна лишь незначительная часть литературы по классическому индуистскому праву, которая была переведена на английский язык. Это вело к тому, что они могли опираться исключительно на эти работы, хотя часто наряду с ними существовали и другие надежные источники и новые труды. С другой стороны, про исходило то, что и должно было произойти. Судьи часто находили -- или были убеждены в том, что находили, -- пробелы и неясности в традиционных текстах. И, обращаясь зачастую к принципу «справедливости, беспристрастия и добросовестности», они самостоятельно создавали юридичес кие нормы. При этом они вольно или невольно попадали под влияние общего права или опирались на общие правовые принципы, которые они выявляли путем сравнительно-правового анализа. Таким образом, в судебной практике место классического индуистского права постепенно заняло так называемое «англо-индуистское право», которое очень скоро перестало нуждаться в опоре непосредственно на традиционные источники писаного права, приобрело характер чисто прецедентного права и в качестве такового стало использоваться индийскими судами.
Индуистское право было значительно модернизировано и кодифицировано в независимой Индии. Несмотря на это, и современное индуистское право, основанное на ряде традиционных концепций, имеющее ряд специфических институтов, действующее на персональной основе, дает основание отнести его к традиционным системам права.
Уже после обретения независимости в 1947 году индийское правительство представило парламенту проект кодекса индуистского права, в котором была сделана попытка создать единую законодательную основу для семейного и наследственного права. Этот проект встретил решительное противодействие как со стороны закоренелых консерваторов, у которых даже упоминание о кодексе вызывало аллергию, так и со стороны тех, кто был против отмены определенных правовых обычаев, получивших распространение в ряде регионов страны. Индийское правительство было вынуждено в этой связи после бурных дебатов в парламенте и в обществе отозвать свой проект. Конституция независимого государства была принята в 1950 году.
Закон становится основным источником индуистского права. Серия законов, принятых в 1955?56 гг.: Закон о браке индусов 1955 г., Закон о наследственных правах индусов 1956 года, Закон об усыновлении и содержании индусов 1956 г. составили так называемый «Индуистский кодекс». Судебный прецедент также остается источником права. Верховный суд республики стал упорядочивать практику нижестоящих судов, однако разнобой в толковании норм индуистского права сохраняется до сих пор, т.к. сам Верховный суд, мнение которого обязательно для нижестоящих судов, не обязан следовать своим собственным решениям.
Республике характерна широкая избирательная преемственность старых колониальных законов и судебных прецедентов по индуистскому праву. Этот принцип закреплен в ст.372 Конституции 1950 года, которая гласит, что все законы, действовавшие до введения Конституции, продолжают действовать, пока не будут отменены или изменены… компетентными органами власти.
59. Индусское право.
Индусское право основано на религии индуизма (брахманизма) и регулирует поведение членов индусской общины. Идеи индуизма (брахманизма) нашли свое выражение уже в древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э., именуемых "Ведами". Члены различных вари, согласно "Ведам" и другим источникам брахманизма, должны следовать божественно предустановленной для их Варны дхарме.
Образовались касты – замкнутые сословные организации людей. Каста - группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Переход из одной касты в другую невозможен, несмотря на служебные успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.
К основным кастам (джати) относились:
священники (брахманы);
воины (кшатрии);
земледельцы (вайшии);
слуги (шудры).
Древнейшие памятники письменности (веды), в которых фиксировалось сословное состояние, состояли из нескольких категорий текстов:
Ригведа (собрание гимнов);
Самаведа (собрание песнопений);
Яджурведа (собрание жертвенных формул);
Атхарваведа (собрание заклинаний).
В целом собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) подразделяются на:
брахманы (комментарии к текстам самхит);
араньяки (беседы мудрецов с учениками);
упанишады (религиозно-философские трактаты).
Исходным постулатом этих литературных памятников было обожествление миропорядка. Отсюда следовало выделение двух видов закона:
рита (космический, божественный закон);
дхарма (позитивный закон).
Например, кастовая система считалась божественным установлением. В свою очередь, царская власть (кшатра) имела два источника:
божественное создание правителя;
избрание его людьми.
Дхарма – существующее в индуизме понимание закона, долга, обычая, правила поведения.
Дхармашастры – составленные знатоками, известными учеными своды правил поведения (дхарм), диктуемых религией индуизма. К числу наиболее важных дхармашастр, составленных во II в. до н.э. – III в. н.э., относятся Законы Ману, Законы Яйнавалка, Законы Нарада. Дхармашастры - это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности.
В Закон о традиционному учению дхармашастры, брак - таинство, означающее начало нерушимого союза супругов. Поэтому ортодоксальные индуисты смотрели на развод как на нечто недопустимое, хотя во многих областях Индии и среди низших каст он разрешался обычаем. Расторжение брака в принципе воспрещалось, но в определенных условиях муж мог взять вторую жену, если, например, первая не выполняла супружеских обязанностей. Однако полигамия никогда не была широко распространена среди индусов. Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов. Такое положение во многом сохранилось и по сегодняшний день. По правилам дхармашастры, для вступления в брак не требовалось ни согласия будущих супругов,) ни достижения определенного минимального возраста. Вместе с тем' индусское право создало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, даже между очень дальними родственниками. Эти правила соблюдаются и сегодня, особенно в сельских районах Индии. В этом отношении закон о браке по степени родства, отменивший запрет на брак между членами разных каст, возможно, несколько опередил социальную действительность Ману подчеркивалось, что все, включая и царя, должны следовать советам и наставлениям брахманов в вопросах дхармы и следовать установленной для них дхарме. За нарушение дхармы предусматривались не только суровые земные наказания, но и загробные кары.
Важным источником индусского права (после дхармашастр) являются нибандхазы – сборники комментариев к дхармашастрам, составленные в XII–XVII вв.
Классическая индусская система прада - одна из древнейших в мире. Веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, - содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Их возраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядок исторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которому мировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться на предположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э. Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозных обрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни. Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальной точке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи.
Затем появились дхармасутры - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила - на санскрите дхарма - не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Индусское право не признает таких источников права, как государственное законодательство и судебная практика.
Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа – комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.
Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.
По своей структуре индусское право состоит из следующих частей:
родство;
недееспособность;
усыновление;
брак и развод;
семейная собственность;
наследование;
религиозные институты;
залог (дамдупад);
соглашения бенами (доверительная собственность);
совместная собственность.
Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой.
60. Мусульманское право в Индии.
С завоеванием Индии мусульманами, проповедавшими ислам, появляется новый источник права - мусульманское право «шариат». Под влиянием мусульманского права правовая система средневековой Индии подверглась определенным изменениям. Сфера применения индийского права была сужена как по кругу лиц, так и по кругу регулируемых им отношений: уголовные дела должны были рассматриваться мусульманскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части применялось ко всем жителям завоеванных территорий. В остальном (гражданско-правовые отношения) действовало как индийское право, когда в качестве субъекта гражданского права выступали индусы, так и шариат, когда субъектами такого права были мусульмане.
Таким образом, шариат, также как и ислам, населению Индии искусственно не насаждался и, следовательно, являлся одним из источников права Индии в период правления Гуридов, Делийского султаната и Могольской Индии.
Так же, как и индусское право, мусульманское право в Индии выступает личным правом членов мусульманской общины, являющейся второй по численности религиозной общиной в стране. В отличие от стран Арабского Востока, где под воздействием государства мусульманское право значительно модифицировано, в Индии продолжает применяться традиционное мусульманское право, основанное на Коране, сунне, иджме и киясе.
Индийский личный закон довольно сложен с каждой религией, придерживающейся ее собственных определенных законов. В большинстве государств регистрация браков и разводов не обязательна. Отдельные законы управляют индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и последователями других религий. Исключение к этому правилу находится в штате Гоа, где однородный гражданский кодекс существует, в котором у всех религий есть общее право относительно браков, разводов и принятия.
После установления в Индии мусульманского господства сфера применения частного права, права дхармашастр была значительно сужена как по кругу лиц, так и по кругу отношений, регулируемых нормами этого права. Уголовные дела стали рассматриваться мусульманскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части приобрело территориальный характер, т.е. применялось ко всем жителям завоеванных мусульманами территорий.
61. Общее право в Индии.
Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право.
Получение независимости дало новый импульс в процессе развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г., закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого. В ней содержится довольно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установлены их определенные гарантии, прежде всего возможность обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод.
Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от укоренившихся правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции Индии 1950 г. содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать; в то же время Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. В 1960 г. был принят Закон о британских актах, предназначенных для применения в Индии, которым было отменено 258 британских статутов.
На протяжении второй половины ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем.
При этом влияние английской правовой культуры остается преобладающим. Индия связана с общим правом не только концепциями, понятиями и юридической техникой. Их объединяет и схожее понимание системы функционирования органов правосудия, то особое внимание, которое придается отправлению правосудия, судебной процедуре, а также идее "господства права". Психология индийских юристов и судей в целом такая же, как и у их английских коллег; тот же престиж имеет судебный процесс.
Закон и Судебный прецедент являются главными источник ами права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.
Важную роль в установлении индийского права сыграл обычай; в настоящее время, однако, его значение невелико. Он поставлен в подчиненное положение к писаному праву в сфере не только территориального, но и личного права, что специально закреплено в Законе о шариате 1937 г., а также в кодексах индусского права 1955-1956 гг.
62. Особенности функционирования правовой системы Индии.
Индия в настоящее время принадлежит к правовой семье религиозного права (индусское право общин Индии).
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
· весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
· отсутствует деление права на частное и публичное;
· нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Для понимания сущности правовой системы Индии важное значение имеет рассмотрение особенностей ее господствующей религии - индуизма. Хотя нужно отметить, что в Индии есть немало представителей и иных религий (мусульман, христиан), тем не менее именно индуизм уже к началу новой эры завоевал решающие позиции в идеологической сфере. Индуизм является продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов...
В настоящее время индуизм - религиозная система, обобщающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии, начиная от религий со сложными богословскими учениями и кончая примитивными верованиями, унаследованными от первобытнообщинного строя (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.д.).
В Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Разумная организация общества включает в себя примат права. Люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то бороться за торжество права. Власти также должны соблюдать нормы права, а суды - обеспечивать уважение к праву. Право - это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу, анархии, господству силы. Право - это объект уважения и почитания. Суды - это храмы правосудия, в которых обитают уважаемые судьи.
Современная тенденция правовой эволюции Индии состоит в стремлении заменить традиционные концепции религиозного права – индусского, мусульманского или канонического – западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называется индийским правом в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если они распространяются на отдельные категории граждан.
Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г. закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого.
63. Структура и источники права Индии.
Закон и судебный прецедент являются главными источниками «индийского» права (правовой системы Индии). Вместе с тем, оба эти источника должны соответствовать основным положениям Конституции. Конституция Индии обязывает все нижестоящие суды следовать судебному прецеденту, выработанному Верховным судом и высокими судами штатов. Если высокий суд штатов связан собственными решениями, то Верховный суд имеет право не руководствоваться ими. В отличие от английского прецедентного права, в Древнейшим источником права в Индии был обычай. Индии судебный прецедент публикуются с санкции государства.
Роль и значение обычая как источника классического индусского права более значимо по сравнению с его местом среди источников права в правовой системе современной Индии. Использование обычая как источника права зависит от того, имеется ли отсылочная норма на него в письменном праве.
Причем, не только законодательство в рамках территориального права санкционирует применение обычая, но и принятые в соответствии с индусским и исламским правом кодексы.
Важнейшим источником права древней Индии являлись дхармашастры. Дхармашáстры - это книги о дхáрме, сборники религиозно - нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и поучений для членов различных социальных групп. Название источники права происходит от слова «дхарма». Дхарма (от слова «держать», «поддерживать») - это совокупность норм, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни в качестве члена своей вáрны (сословия).
Дхармашастры составлялись и редактировались брахмáнами (жрецами). Они не создавались сразу, датировка их весьма приблизительна. Значительным авторитетом пользовалась наиболее известные дхармашастры Яджнавáлкья (или «Яджнавалкья - смрити»), Нарáды (или «Нарада - смрити»), составленные позже Законов Ману. Первая из них предписывалось мудрецу Яджнавалкьи, вторая мудрецу Нараде. Обе дхармашастры были меньше по объёму Законов Ману, содержали каждая немногим более тысячи статей. В «Нарада - смрити» 50 статей точно совпадают с текстом Законов Ману и многие сходны по содержанию. Несмотря на это, именно «Нарада - смрити» может быть названа юридическим сборником, так как центральное место в нём отведено гражданскому, уголовному и процессуальному праву.
Наиболее древней и авторитетной дхармашастрой признаются «Мáну - смрити» («смрити» - память, предание, передаваемая по памяти традиция), которые часто именуют «Законами Мáну». Законы говорили о происхождении вселенной, об устройстве человеческого общества, о посмертной судьбе людей и определяли поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с предписаниями брахманизма. Они приписывались Ману - сыну божества солнца, первому человеку, жившему на Земле, передавшему мудрецам предписания Бога. Законы Ману состояли из 12 глав и около 2700 двустиший (статей). Законы Ману закрепляли существующий сословный строй и были тесно связаны с религией.
Традиционно выделяют следующие источники древнеиндийского права:
1. Веды (знание, учение) -- сборник самых древних священных писаний индуизма.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея -- несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.
Суть всех Вед можно сформулировать так:
Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира. Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.
Согласно установившейся традиции литература каждой веды делится на четыре группы. Первая группа -- самхиты, (самхита -- «собранное»), т. е. собрание гимнов, заклинаний, формул; вторая -- брахманы (брахмана -- «объяснение Брахмана»): книги, написанные для брахманов и другие объяснения к самхнтам; третья, вплотную примыкающая к ним группа ведической литературы -- араньяки (араньяка -- «лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников, стариков; четвертая -- упанишады, т. е. разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику, собственно философская часть вед.
Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады и составляют шрути («услышанное») или, в строгом значении данного понятия, веды, занимающие первое место в перечне источников древнего права Индии.
Однако в самих ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам права. Такие нормы закреплены в другой древнеиндийской литературе -- смрити («запомненное»), т. е. передаваемая по памяти традиция, восходящая к отдельным авторитетам. Смрити -- ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр (сутра -- «нить»). На основе старейших дхармасутр -- Гаутамы, Баудхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других возникала обширная правовая и научная литература, смрити или шастры, например Манусмрити (Законы Ману), Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники.