Санкциям в нормах права уделено мало внимания. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, считается грех того, кто их нарушает.
Норма мусульманского права является гибкой. Поддерживая связь с религией, она постоянно приспосабливается к изменениям в обществе, благодаря чему сохранила авторитет всего права.
44. История формирования правовой системы Китая.
В своем развитии правовая система КНР прошла несколько основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и характерными для соответствующего периода ее развития принимаемыми актами правотворчества.
На первом этапе (1949-1966) был заложен фундамент китайской государственности, и, как следствие, правовой системы нового Китая. Одним из первых китайские коммунистические власти отменили достаточно прогрессивное для того времени гоминдановское законодательство: «Полная книга шести законов» (или шести отраслей права). Наряду с отменой «Полной книги шести законов» в основу формируемой правовой системы нового китайского государства легло так называемое законодательство освобожденных советских районов Китая, которое активно принималось коммунистами в период до образования КНР в районах, находящихся под их военным контролем. Первым документом, имеющим для новообразованного китайского государства характер Конституции, стала Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, принятая на его пленарной сессии 29.09.1949. Первая китайская Конституция, первые законы КНР – все разрабатывалось и принималось при непосредственном участии советских специалистов. Советский Союз первым среди государств мира признал новое народное правительство КНР и установил с ним дипломатические отношения (на второй день после официального образования КНР (02.10.1949). Несмотря на активизацию правотворческого процесса после принятия первой китайской Конституции 1954 г., в стране так и не было принято ни единого кодифицированного акта правотворчества. Поэтому не существовало и сколько-нибудь целостной системы права, а сам процесс создания правовых основ государства был далек от своего завершения. Закрепленные в Конституции КНР 1954 г. права и свободы граждан не получали своей реализации на практике. Не было кодифицировано ни только материальное, но и процессуальное право, что предоставляло широкие возможности китайскому правоприменителю по использованию действующего законодательства в собственных интересах.
|
Ситуация в правовой системы КНР усугубилась в период так называемой «культурной революции» (1966-1976) (второй этап в истории формирования правовой системы КНР), когда в китайском государстве были попраны все нормы закона, а право признано буржуазным пережитком. В этот период в Китае не было принято по сути ни одного законодательного акта (появившаяся в 1975 г. новая Конституция КНР носила исключительно декларативный характер), фактически ликвидированной оказалась конституционная система государственных органов, уставные органы КПК и общественные организации. По существу в результате «культурной революции» была практически уничтожена основанная на Конституции 1954 г. политическая система КНР, подвергнута чистке армия и правоохранительная система, репрессированы видные работники государственно-партийного аппарата Китая.
|
После окончания «культурной революции», смерти Мао Цзэдуна (1976) и ареста основных ее руководителей («банда четырех»), правовая система КНР вступила в третий этап своего формирования и развития (1976-2001).
Более точно можно сказать, что начался этап восстановления некогда порушенной в годы «культурной революции» правовой системы страны. Именно с этого времени принято говорить об уникальном опыте правового строительства китайского государства. На новом этапе государственно-правового развития перед руководством Китая стояла задача стабилизировать положениев стране, восстановить разрушенную систему управления, вернуть роль КПК в жизни общества.
В масштабах всего Китая начинает бурлить «юридическая жизнь». Открываются юридические факультеты в ведущих университетах страны, китайские студенты и преподаватели начинают выезжать за рубеж для получения юридического образования и повышения квалификации. На свет появляется юридическая литература, содержащая широкий плюрализм мнений по многим дискуссионным вопросам права.
После принятия в 1982 г. новой Конституции, правовая система КНР продолжила поступательное развитие в направлении постепенного принятия необходимых для стимулирования экономического развития страны правовых документов. Основной упор в правотворческой деятельности был сделан на разработку нормативных правовых актов в экономической сфере, при этом достаточно активно развивалось процессуальное право Китая.
Вступление в декабре 2001 г. КНР в ВТО ознаменовало собой новый этап в деле формирования социалистической правовой системы китайского государства (четвертый этап(2001-2010 гг.)), послужило толчком к глубоким изменениям не только в социально-экономической, но и в законодательной сфере страны. Не случайно, что руководством китайского государства
|
В настоящее время правовая система китайского государства переживает пятый этап своего развития (2011 г. по н/в). Одной из приоритетных задач, стоящих перед китайским законодателем, становится «превращение» подзаконных актов в законы, принятие единого кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере, а также внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты.
Все вышеуказанное свидетельствует о поступательном развитии правовой системы КНР, ориентированной на постепенное создание необходимого для стабильного социально-политического и экономического развития страны правового климата с учетом собственной национальной специфики.
45. Конфуцианство как основа правовой доктрины Китая.
Конфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.
В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Основные положения учения изложены в трактате «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»). Это была одна из первых книг, которую наизусть учил китаец в школе, книгой, к авторитету которой апеллировали в делах семейных и политических, книгой, которой руководствовались в течение всей своей жизни.
Собственно, общая управленческая направленность конфуцианства сводила отношения «начальник-подчиненный» к модели отношений «отец-сын». При этом конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых, т. е. людей соответственно умственного, управленческого и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им в рамках заявленной «семейной модели».
Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Конфуцианство, уделяя большое внимание вопросам гуманного управления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но им развитую и обоснованную. Император объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Конфуцианство, считая, что «управлять - значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция, смысл которых в различных переводах сводится к следующему: государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном.
Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путём восстания. Эта мысль определялась в конечном итоге сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между царствами. Таким образом, Конфуций стремился заменить в деле управления страной родовую знать служилым чиновничеством, выдвигаемым по личным качествам.
С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.
Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"). Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.
46. Источники права Китая.
Основным источником современного китайского права является закон.
Первым китайским кодексом, полностью дошедшим до наших дней, является кодекс династии Тан - "Тан люй шу и" (Уголовный кодекс Тан с комментариями и разъяснениями), составленный в 653 г.
Кодекс династии Сун 963 г. - "Сун син тун" ("Собрание уголовных законов династии СУН") почти полностью копирует кодекс Тан. Пир династии Сун стали издаваться сборники императорских указов ("чин").
Особую группу законов при Тан и Сун составляли административные статусы - "лин", устанавливавшие социальные нормы, а также регулировавшие деятельность администрации. Имея силу закона "лины" отличались от уголовных законов "люй" тем, что носили характер предписаний, предусматривающих наказания за их нарушения.
Отдельную группу составляли законы, именовавшиеся "гэ" (правила). При Тан "гэ" составляли сборника указов, дополнявшие кодекс, при Сун - специальные правила, определявшие штат чинов, размеры наград, сроки отпусков по случаю ношения чиновниками траура и т.п. А законы группы "ши" были посвящены правилам ритуального поведения. При династии Сун на первое место в качестве источника права выходят императорские указы ("чи") и из своды ("ши лэй").
Хотя "люй" обычно именуют уголовными законами, это название следует считать условным, ибо "люй" - это и уголовные, и гражданское, и административное, и процессуарное право; это свод писанных законов.
Систему законодательства возглавляет конституция. Быстрый рост законодательного массива после принятия Конституции 1982 г. является отличительной чертой современной китайской правовой системы. В ходе реформ правотворческими органами различного уровня принято большое количество различных законов, которые в свете изменившейся ситуации выступают правовой основой широкомасштабных экономических и политических реформ. Были приняты такие кодифицированные акты, как Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Лесной и Водный кодексы.
Источником современного китайского права являются и подзаконные акты, такие, как постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, а также другие акты органов государственной власти и управления. В последнее время основные вопросы, связанные с правовым обеспечением процесса модернизации общества и государства, а также развитием внешнеэкономических связей, решаются в постановлениях Госсовета, актах местных органов власти и управления.
Важными источниками права по-прежнему остаются традиции и обычаи, которые берут свое начало в конфуцианстве. В силу исторических и социальных причин они на протяжении тысячелетий занимали значительное место в правовой системе Китая. Даже законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма.
Важными источниками права по-прежнему остаются традиции и обычаи, которые берут свое начало в конфуцианстве. В силу исторических и социальных причин они на протяжении тысячелетий занимали значительное место в правовой системе Китая.
Судебная практика в Китае не является источником права. Обязанностью судебных органов является неукоснительное применение законов.
Источником права являются также международные соглашения и договоры, заключенные КНР.
47. Роль закона в правовой системе Китая.
Усиление законодательной деятельности в период «борющихся царств» было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы отдельных княжеств между собой.
Результативность управления с опорой на законы не всегда достигала желанных целей. В документах периода династии Хань отмечалось, что в начале династии имелись необходимые законы, но при этом «через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли».
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал бронзовый треножник с текстом «обозрения законов», относящийся к 536 г. до н.э., основой которого стало понятие «у син», пяти видов наказания за преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием. На рубеже V-IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки законов. В Ханьском Китае в III-II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. Упомянутая «Книга древних царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, отводилось существенное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Не вытеснили писаные законы и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности, земельных.
Начиная с династии Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении стабильного ядра традиционных уголовно-правовых норм «люй», которые дополнялись новыми - «лин». Постепенно между «люй» и «лин» произошло разделение по сферам правового регулирования: «люй» включали уголовные законы, а «лин» - административные постановления и пр.
Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии, а его преемники расширяли, дополняли их своими законодательными постановлениями, совершенствуя и корректируя их в соответствии с веяниями времени. Широкое практическое применение получило заимствование из предыдущего династийного законодательства. Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Суй (581-618 гг. н.э.), династии Тан (618-907 гг.) и династии Сун (907-1279 гг.).
При последней, Цинской династии (1644-1911 гг.) Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой - к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. Второй назывался Дацин люйли (Основные законы и постановления Великой династии Цин). Он состоял из 7 разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых они могут быть смягчены, в остальных содержались составы преступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. По форме изложения материала Дацин люйли представлял собой сборник огромного числа казусов. Многие положения этого кодекса действовали до 1931 г. Брачно-семейные, наследственные, торговые и другие отношения регулировало обычное право, отличавшееся чрезвычайной пестротой (партикуляризмом).
48. Судебная система Китая.
Судебная система КНР включает: Верховный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.
Народные суды низшей и средней ступени действуют в низовых административных единицах, народные суды высшей ступени – в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения.
Верховный народный суд состоит из председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, палата по хозяйственным делам, а при необходимости создаются другие палаты.
Верховный народный суд рассматривает следующие категории дел:
- отнесенные законами и постановлениями к юрисдикции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмотреть по первой инстанции;
- по жалобам и протестам на решения и определения местных народных судов высшей ступени и специальных судов;
- по протестам Верховной народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.
Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.
Как высший судебный орган Верховный народный суд осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен (!) перед Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП).
Юридический надзор осуществляют органы Народной прокуратуры КНР. В нее входят: Верховная народная прокуратура (ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом, генеральный прокурор избирается ВСНП сроком на 5 лет), местные народные прокуратуры (формируются СНП и их постоянными комитетами соответствующих уровней).
Верховная Народная Прокуратура — высший орган государственного надзора за соблюдением законов. Главной задачей ВНП являются осуществление руководства местными народными прокуратурами.
По Конституции и соответствующим законам в обязанности ВНП входит: -осуществлять руководство местными народными прокуратурами всех ступеней и специальными народными прокуратурами в деле надзора за соблюдением законов;- брать на рассмотрение или проводить следствие по делам, касающимся коррупции, хищений, посягательств на права граждан, пренебрежения служебными обязанностями и другим уголовным делам и выносить решение о возбуждении (невозбуждении) дела в судебной инстанции; -осуществлять правовой контроль над судебным разбирательством и ходом следствия в судебной инстанции по уголовным делам; -давать санкцию на арест наиболее злостных уголовных правонарушителей, проводить следствие и возбуждать дело в суде;
Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчинения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необходимости могут быть созданы другие палаты.
Народные суды высшей ступени рассматривают следующие категории дел:
- отнесенные законами и постановлениями к их юрисдикции по первой инстанции;
- переданные нижестоящими народными судами для рассмотрения по первой инстанции;
- по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;
- по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.
Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных округов. В состав такого суда входят председатель, его заместители, начальники палат, их заместители и несколько судей.
В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.
В случае, если народный суд средней ступени сочтет какие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголовные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.
Низовые народные суды — это уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из председателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам.
Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуналов. Народные трибуналы являются составными частями народных судов, их решения и определения являются решениями и определениями низовых народных судов.
Низовые народные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотрены вышестоящим судом, он может передать дела на рассмотрение в этот суд.
Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:
- разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела;
- направляют работу народных примирительных комиссий.
Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.
Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти.
В народных судах всех ступеней создаются судебные комитеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других вопросов, относящихся к работе судов. Члены судебных комитетов местных народных судов назначаются и смещаются соот-ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда.
Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верховного народного суда. В судебном комитете председательствует председатель суда. Главный прокурор народной прокуратуры равной ступени имеет право присутствовать на заседаниях комитета с правом совещательного голоса.
Организацию и задачи специальных народных судов особо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 установила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народного суда
Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической революции и социалистического строительства в стране".
49. Правовая доктрина современного Китая.
Китай - одна из немногих стран, не отвергнувших в настоящий момент лозунга социалистического выбора, что накладывает определенный отпечаток на его законодательство.
Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация.
В рамках рассматриваемой проблематики следует отметить правовую доктрину «управление государством на основе закона», которая была сформулирована на XV съезде КПК и заложила основу будущей законодательной политики Китая на многие десятилетия вперед.
Главным вопросом повестки состоявшегося в октябре2014г. 4-го Пленума ЦК КПК 18-го созыва стала указанная выше политико-правовая доктрина. Впервые в истории страны правовой проблематике было уделено столь много внимания. По результатам доклада Председателя КНР Си Цзиньпина Пленум принял постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего стимулирования управления государством на основе закона».
Одной из главных задач, стоящих перед руководством страны, было признано построение социалистического правового государства. Для этого власти необходимо соблюдать следующие важные принципы:
1) учет руководящей роли партии в происходящих в государстве и правовой системе процессах. Подчеркивается, что решения партии играют ключевую роль в ходе осуществляющихся преобразований. КПК занимает главенствующее положение в стране и выступает, по сути, источником правотворческих процессов в Китае.
2) главенствующая роль народа при проведении внутригосударст0 венных реформ. Обязательный учет интересов населения в деятельности государственных органов предусмотрен Конституцией КНР, согласно ст. 2 которой вся власть в стране принадлежит народу (ч. 1), осуществляющему ее через систему собраний народных представителей (ч. 2). Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП), его Постоянным комитетом, местными собраниями народных представителей в качестве органов законодательной (представительной) власти принимаются важные для государства законы и другие нормативные правовые акты. В последние годы все разрабатываемые в законодательных комитетах китайского парламента законы подлежат обязательному обсуждению со стороны населения.
3) равенство всех граждан перед лицом закона. Этот важный для любого государства принцип закреплен в Конституции КНР (ч. 2 ст.33). Часть4 указанной статьи гласит: «Каждый гражданин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией и законами».
4) единство доктрин «управление на основе закона» и «управление государством при помощи морали», предполагающее учет в правотворческой и правоприменительной деятельности нравственных ценностей и категорий, ядром которых выступает социалистическая мораль. КПК старается поддерживать формировавшиеся веками нравственные принципы китайского народа (уважение старших, подчинение властям, стремление к образованию, повышение культурного уровня). Вместе с тем заявляется о ценностях социалистической мора' ли, которые, на наш взгляд, производны от традиционных для китайского общества представлений о взаимоотношениях личности с государством и окружающим ее социумом. Единство конфуцианских и социалистических ценностей резко диссонирует с распространяющимся культом наживы, оказывающим разрушительное влияние не только на рядовых граждан, но и на высокопоставленных членов партии;