Занятие 23. Типы придаточных предложений




Схема сложноподчиненного предложения.

Пунктуация сложноподчиненного предложения (трудные случаи).

 

Практическая часть

1. Сформулируйте пунктуационное правило, согласно которому придаточные в приведенных ниже предложениях запятой не отделяются.

1. Сам не зная_почему, объявил он напрямик, что не пойдет (Гог.). 2. В тумане показывались какие-то птички, но я не мог определить_какие (Акс.). 3. Он обиделся на меня, не пойму_за что. 4. Не поймешь_что, а за душу хватает, и жутью веет от их тайного смысла (Гладк.). 5. Я и сам не знаю_почему, но только не прижилось у нас это слово (Леон.). 6. Я уезжаю, есть ли необходимость объяснять_зачем?

2. Почему не выделяются запятыми фразеологические обороты, внешне совпадающие с придаточными предложениями? Какова их синтаксическая функция?

Приятели продолжали путь как ни в чем не бывало (Кат.).

Мужики кто во что горазд.

Он до сих пор не занимался ею как следует (Тург.).

Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь (П.).

Вдруг откуда ни возьмись белый голубок (Тург.).

Пойду возьму свою котомку и пойду куда глаза глядят.

Во что бы то ни стало я найду тебя.

3. Назовите признаки однородных придаточных предложений. Сформулируйте пунктуационные правила, регулирующие постановку знаков препинания в предложении с однородными придаточными.

1. С какой жадностью с каким ненасытным любопытством читал я сказки и в то же время я знал что все это выдумка что этого нет на свете (Акс.). 2. Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко (Л.Т.). 3. Он теперь знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх (Фад.). 4. Но можно было понять и какова была реакция окружающих и чего стоила Лобачевскому эта статья (В. Смилга). 5. Ему казалось что кто-то внимательно следит за ним и когда он сидит в своем кресле и когда гуляет утром в парке и когда разговаривает с друзьями (Вас.). 6. Он всю жил прожил у моря и любил его и когда волны мягко набегают на песчаный берег и когда огромные черные волны с грохотом обрушиваются на камни и когда чайки с тревожными криками парят над его голубой равниной (Вас.). 7. Крупные алые ягоды калины созревают поздней осенью когда начинает перепархивать первый снежок и все листья на деревьях уже облетели (Сок.-Мик.). 8. Когда наступал поздний вечер и небо охватывала мгла ночи над садом показывалась большая красная комета размером в половину луны (К.Коровин). 9. Если им нравился какой-нибудь цветок и он мог добраться до него и сорвать или если они забыли какую-нибудь вещь за которой он мог сбегать он был так счастлив что со всех ног бросался оказать им услугу (А. Кривцова). 1. Разговор так затянулся что стало светло за лесом на другой стороне дороги и соловей проснулся но собеседники все курили и разговаривали разговаривали и курили (Л.Т.).

4. Разбейте сложноподчиненные предложения на предикативные части, подчеркните те, которые имеют внутри себя придаточные предложения; составьте две схемы; расставьте знаки препинания.

1. Я попросил позволения развести маленький огонек возле того места где мы сидели и когда получил позволение то не помня себя от радости принялся хлопотать об этом с помощью Евсеича который в дороге вдруг сделался моим как будто дядькой (Акс.). 2. Почти месяц спустя после того утра когда на раскисшем картофельном поле ждал я пока нагрузят тяжелый самосвал и когда все еще было впереди и прозрачная синева южного моря и солнце и чудесная галька – приехал я снова в родное село (В. Родионов). 3. И сказал нам лесничий что если хотим увидать зверя то надо податься на солонцы и объяснил как туда дойти (В. Клип.). 4. Сначала я пожалел о том что не сделал в жизни и десятой доли того что собирался сделать потом подумал что глупо пропадать от собственной оплошности тогда как жизнь обещает впереди много вот таких хотя и пасмурных и осенних но свежих и милых дней когда нет еще первого снега но все уже пахнет этим снегом: и воздух и вода и деревья и даже ботва (Пауст.). 5. Тут было все и радость первого литературного успеха и пленительные воспоминания детства и сияющее лицо матери и ласки восторги подарки тому же счастливому любимцу и воркование слепой няни которая теперь готова молиться на Ванюшу и раболепие старика слуги который как мальчишка бегает суетится бросается во все углы лишь бы угодить Ивану Александровичу (Г. Потанин).

5. Произведите синтаксический разбор сложных предложений; составьте схемы; расставьте знаки препинания, предварительно изложив пунктуационное правило для пунктограммы «Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении».

1. Быстро поднималось и росло белое облако с востока и когда скрылись за горой белые лучи закатившегося солнца уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах (Акс.). 2. Выбрав пень поудобней я присел отдохнуть и когда стих набежавший перед тем легкий ветерок и наступил миг чистейшей задумчивой тишины я услышал очень далеко странные звуки (Ю. Каз.). 3. Он подумал что когда они вернутся то уже не застанут его (Л. Петрова). 4. Он имел все основания думать что когда придет его час и люди окажутся перед необходимостью сменить директора то первым кандидатом на этот пост будет не кто иной как Роман Федорович Колясинский (В. Пальман). 5. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спутанные лесные заросли заполненные к тому же крапивой и присядешь около самой воды почувствуешь себя как бы в обособленном огороженном от остального земного пространства мире (Сол.). 6. Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала что покуда искра жизни тлеется во мне она не перестанет делать все что может для моего спасения (Акс.). 7. Стало ясно что если мы сейчас не выйдем в море потом будет поздно (Арс.). 8. Мои спутники знали что если нет проливного дождя то назначенное выступление не отменяется (Арс.).

6. Произведите синтаксический разбор сложных предложений (подчеркните грамматические основы, выделите средства связи предикативных единиц, пронумеруйте предикативные части в порядке их следования, определите типы придаточных). Сделайте пунктуационный анализ сложных предложений (назовите пунктограммы, изложите пунктуационные правила, расставьте знаки препинания). Составьте две схемы. Придумайте три сложных предложения такой же структуры (с однородными придаточными и со стечением союзов).

1. Михаил Михайлович долго отказывался говоря что он улетает на симпозиум и что если бы даже не улетал то все равно бы не приехал наверно так как работы было много и он давно уже никуда не ходил (Д. Гран.). 2. Прокофьев говорил что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие и что если бы он не был геологом то наверное сделался бы писателем (Пауст.). 3. Мы уже решили что нам нельзя оставаться в городе и что когда я добуду немного денег мы переедем куда-нибудь в другое место чтобы попробовать все сначала (О. Кудрявцева). 4. Валерий говорил что тренер его хвалит и что хотя у него есть возможность но он не пойдет в большой спорт (Е. Иванов). 5. Он знал как близ ручья в лесу выследить соболя и что если дует западный ветер то следует ждать бурана (И. Петров). 6. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса (Кор.). 7. Я понял почему я так долго ходил около такой очевидной истины и что если думать и говорить о жизни человечества то надо думать и говорить о жизни человечества а не о жизни нескольких паразитов жизни (Л.Т.). 8. Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему больше не подняться (Б. Пол.). 9. Он видел что все погибает и что если принять меры то надо сделать это немедленно (А. Гр.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: