Занятия 25. Тире в простом и сложном бессоюзном предложении




Бессоюзное сложное предложение, его отличие от других типов сложного предложения.

Смысловые отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения, предопределяющие выбор знаков препинания.

Тире в простом и сложном предложении.

 

Практическая часть

1. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях, расставьте знаки препинания. Определите смысловые отношения в бессоюзных предложениях, между предикативными частями которых стоит тире.

1. Хотел рисовать кисти выпадали из рук пробовал читать взоры его скользили между строками (Лерм.). 2. Ехал сюда рожь начинала желтеть (Пришв.). 3. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться (К. Фед.). 4. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки (Пауст.). 5. Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был (Лерм.). 6. Улыбнется солнце красное взойдет (Некр.). 7. От города на запад шли войска за переправой клубилась стена пыли (Сим.). 8. Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел застонал затрещал (Некр.). 9. Прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.). 10. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось (М.Г.). 11. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она себе молчит (П.). 12. Я бы в летчики пошел пусть меня научат (Маяк.). 13. Ключ потерян ломайте дверь (А. Гайд.). 14. Победим каменный дом построишь (А.Н.Т.). 15. Пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лерм.). 16. На глаз поверишь криво отмеришь (М.Г.).

2. Замените сложносочиненные и сложноподчиненные предложения бессоюзными сложными; определите, какие смысловые отношения передаются на письме постановкой двоеточия и тире; составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1. Птица жалобно кричит, так как её гнездо разорено. 2. Я напрягал зрение, но туман все-таки не позволял мне видеть противоположный берег. 3. Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом. 4. Прервалось сообщение с городом, так как река вышла из берегов. 5. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 6. Если проголодаешься, то хлеба достать догадаешься. 7. Светает, так что надо вставать. 8. Надо вставать, потому что светает. 9. Мы решили остаться дома, так как на улице был сильный ветер. 10. На улице был сильный ветер, так что мы решили остаться дома. 11. Я оглянулся и увидел, что впереди простирается прорезанная выступами каменных обрывов мертвая пустыня. 12. Когда вырвешься из городской тесноты на природу, душа не устает радоваться простору, солнцу, зелени и чистому небу. 13. Обед трактористам привозили в поле, так как работали они без перерыва. 14. Трактористы работали без перерыва, так что обед им привозили в поле. 15. Если упустишь огонь, то не потушишь. 16. Об одном прошу вас, а именно приехать вовремя. 17. Сад погибает, в нем хозяйничают чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся отец. 18. В саду есть помещения для разных животных, а именно: настроено много башенок для голубей, поставлена огромная клетка для фазанов и других птиц. 19. Я чувствовал, что не смогу удержаться от поездки в тайгу. 20. Хозяйка выглянула за калитку и увидела, что долгожданный почтальон направляется к их дому. 21. Сережка помолчал, потому что не любил словесных клятв и заверений. 22. Смелые побеждают даже в безвыходных ситуациях, а трусы гибнут всегда. 23. Когда прилетают птицы, лес мгновенно оживает. 24. Если будете в нашем городе, то заходите непременно. 25. Катер не вышел в море, потому что синоптики обещали штормовую погоду. 26. Синоптики обещали штормовую погоду, так что катер не вышел в море.

3. Выполните синтаксический разбор предложений и объясните постановку тире и двоеточия.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок (Гог.). 2. Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей (посл.). 3. Впереди нас сетью на небе были цветы неодетых деревьев: сережки ольхи, желтые цыплятки ранней ивы, полураскрытые почки черемухи – словом, самые разные бутоны весенних цветов (Пришв.). 4. Все говорили разное: одни советовали рискнуть, другие пугали, третьи – сулили орден, четвертые – тюрьму (С. Ант.). 5. Вижу: из дальней лощины вырвались белые комочки и замерли на скалистом пригорке (Федос.). 6. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону (Ф. Абр.). 7. И произошло, как повествует древняя легенда, великое чудо: начался тропический ливень и гора, нависшая над Нилом, сползла в реку (Мез.). 8. Вано снял рюкзак и замер: с запада прогремел орудийный удар. Вано посмотрел на небо: облаков не было (Пауст.). 9. В памяти ее вставало все, пережитое со Степаном: длинные зимние вечера, вспугнутая куропатка близ реки, легкая звезда, падавшая с неба, счастье долгих спокойных дней (Г. Ник.). 10. Кряхтели рамы, стекла звякали, И все казалось мне: вот-вот Уснувший дом сорвется с якоря И в ночь, ныряя, поплывет (В. Тушина). 11. Есть праздник у русской природы: Опустится шар огневой – И будто прохладные воды Сомкнутся над жаркой землей (Д. Гран.). 12. Все понимают: если согласиться принять иную научно-техническую идею, то это вызовет массу хлопот (Е. Велихов). 13. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки (Сок.-Мик.).

4. Составьте или подберите (по 3-5 примеров) из художественных текстов бессоюзные сложные предложения, используя приведенные схемы:

 

действие неожиданный результат ;   Резкое противопост. ;
причина следствие ; условие   ; время   ;
  сравнение ;   эллипсис .

 

 


ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Орфография (от греч. Orthos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это раздел науки о языке, изучающий правила правописания слов. Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:

– правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем;

– правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;

– правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв;

– правила переноса слов с одной строки на другую;

– правила графического сокращения слов.

Каждый из этих разделов представляет собой систему правил, строящихся на определённых принципах. Основной раздел орфографии – первый. При обозначении на письме звуков речи пишущий сталкивается с двумя случаями: с отсутствием вариантов на письме (например: дом, шум, дым, том, кон, лом и т.д.) и с наличием таких вариантов (например: ко/аро/ава, ко/ас/зьба и т.д.). Выбор возникает не только при передаче на письме звучащей речи, но и в случае слитного / полуслитного / раздельного написания слов, при употреблении большой или малой буквы, при сокращении слова. Проблема выбора создаёт основной объект орфографии – орфограмму.

Орфограмма (от греч. Orthos – правильный и gramma – буква) – это написание, выбранное или ещё искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука; выбор слитного / раздельного / полуслитного написания и т.д. Поскольку пишущий при выборе написания руководствуется орфографическим правилом, то и орфограмма – это написание, соответствующее орфографическому правилу; В школьном курсе орфографии изучаются следующие типы орфограмм: БУКВЫ(гласные, согласные, Ъ, Ь, большие и строчные), ДЕФИС (полуслитное написание), КОНТАКТ-ПРОБЕЛ (слитное и раздельное написание), ЧЁРТОЧКА (конец строки).

Пунктуация (от лат. Рunctum – точка) изучает нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившиеся в русской письменности. Знаки препинания обеспечивают пунктуационную организацию написанного предложения, основное назначение которой – способствовать пониманию читателем синтаксической и смысловой структуры письменного текста. Пунктуация как система организована на разграничении трех функций знаков препинания: 1) отграничение в тексте одной синтаксической структуры или ее элемента от другой (разделение); 2) установление в тексте левой и правой границ синтаксической структуры (выделение); 3) объединение нескольких синтаксических структур в одно целое. В осуществлении функции разделения участвуют одиночные знаки препинания, функции выделения – парные знаки препинания, функции объединения - комплекс знаков препинания.

Пунктограмма – знак препинания или отсутствие знака препинания, регулируемые пунктуационными правилами, то есть место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило.

Пунктуационное правило – это определение синтаксических условий постановки знаков препинания или запрета на их постановку. Применение пунктуационного правила предполагает анализ предложения.

Пунктуационный анализ – это анализ пунктограмм. Название пунктограммы включает в себя синтаксическую терминологию, например: тире между подлежащим и сказуемым, запятые при обособленных определениях, запятые при однородных членах предложения, скобки при вставных конструкциях, двоеточие в сложном бессоюзном предложении, отсутствие запятой между двумя придаточными предложениями, соединенными союзом и. Это говорит о том, что базой пунктуационного анализа является синтаксический анализ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: