КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ I

Задание 1. Дайте определения терминов.

Рекурсия, алфавит, семасиология, зоосемизм, язык-основа

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове танк. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

То превосходство в бою, когда при равных правах именно тот, а не другой принимает команду над остальными, возникает из самых простых и очевидных для всех вещей. Из того, что ты зажег танк. Из того, что, когда фашисты уже перестали стрелять, а уткнувшиеся в землю люди еще не заметили этого, ты первый поднялся в рост. И из того, что ты на неоседланной лошади подскакал к уже снявшимся с позиций артиллеристам и убедил их повернуть пушки и дать залп по танкам на горизонте, и они послушались тебя и дали, и один танк загорелся, а другие ушли. И из того, что в ужасную для тебя и для всех минуту у тебя не было написано ужаса на лице, и это заметили, и голос у тебя не сорвался на хрип, а остался голосом... (К. Симонов.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Побледнеть, побледнение, бледный, бледнеть.

Подарок, дарить, подарочный, подарить.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, йотация, ихтиолог, скабиоза, турпан, подьячий, платан, пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, законодатель, груша, грог, ваятель, буколика, брусника, абсент, паслён.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Худой, лук, побег, открывать, муж.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Дантист, кровля, ангел, изюм, Петр.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский, кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, талышский, молдавский, провансальский, русский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ II

Задание 1. Дайте определения терминов.

Архетип, тембр, вокально-звуковое письмо, семантика, предложение

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове знаю. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Не знаю, как в Москве – в Москве вечно некогда, – но за городом в сильные морозы я открываю форточку и вижу, как дрожит лес. Окна заморожены, даже никаких обычно описываемых узоров на них нет, матовый цвет стекол, и только, а в открытой форточке кусочек леса – ствол сосны, рыжий, ярко видимый глазу, и ветви елей в снегу. Ствол сосны дрожит от теплого воздуха, вырывающегося на волю, и дрожат ветви елей, но лишь те, на которых поменьше снегу. Дрожат мелко, будто их видишь через прозрачную, чуть вибрирующую пленку или словно им холодно. Не дрожат только большие ветви с космами снега. Они вроде замерли, успокоились, согретые теплой одеждой. (С. Баруздин.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Незрелость, зрелый, зреть, незрелый.

Расклевывать, расклевать, клевать, расклевываться.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Абрикос, ненцы, маэстро, кроншнеп, крохаль, пава, рутинер, просодия, спирт, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен, фантаст, хулитель, цевница, чародей, шафран, энцы, энклитика, мимист, нектар, немцы, морс, лекальщик, морфема, книжник, лотос, новатор, тамарикс.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Сложный, вкус, вопрос, заход, вскрыть.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Шуба, экю, Георгий, горох, город.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

молдавский, греческий, хинди, украинский, португальский, словацкий, персидский, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, ретороманский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: