По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)




ВАРИАНТ III

Задание 1. Дайте определения терминов.

Грамматология, ономасиология, лексико-семантический вариант, субстантивация, примыкание

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове жизни. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Обычно считается, что оптимист не расстается с улыбкой, что у человека, любящего людей, душа нараспашку, что знающий вкус жизнивкусно жует, заразительно смеется, смачно изъясняется и о своем пристрастии к жизни распинается на всех перекрестках. Антон Павлович был сдержан, в его рассказах много описаний человеческих мук, его юмор не шумен, его оптимизм не слеп, и о своей любви к жизни он не распространялся – он любил жизнь без клятв и без проповедей.

Деятельное участие в жизни помогло ему показать не только быт, не только внешний облик эпохи, но и то, что должен увидеть подлинный художник, – душу человека... (И. Эренбург.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Красавица, красивый, красавец, раскрасавица.

Вскрик, крикнуть, кричать, вскрикнуть.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, законодатель, груша, грог, ваятель, буколика, брусника, абсент, паслён, абрикос, ненцы, маэстро, кроншнеп, крохаль, пава, рутинер, просодия, спирт, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Рой, крыло, лететь, синий, вход.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Локатор, время, море, пантомима, репортаж.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ IV

Задание 1. Дайте определения терминов.

Сигнификативная функция фонемы, графика, семантема, трансформация (транспозиция, переходность), синтагма

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове землю. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Южная акация не получила столь громкой песенной славы, как латышские сосны или русские березы. Но поезжайте в Буджакскую степь, покочуйте по селам южной Молдавии, и вы увидите, что это дерево равно им по своей выносливости и популярности среди местных жителей.

Когда суховеи гуляют по степям, когда только чернобыльник торчит на склонах балок, акация зеленеет возле беленых хат, бро­сает редкую тень на выжженную землю.

Вот почему в гагаузских селах можно услышать короткие песенки – «маани» – про акацию, как в северных деревнях частушки про березу. (В. Дементьев.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Литейщица, лить, литейщик, литье.

По-мальчишечьи, мальчишка, мальчик, мальчишечий.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен, фантаст, хулитель, цевница, чародей, шафран, энцы, энклитика, мимист, нектар, немцы, морс, лекальщик, морфема, книжник, лотос, новатор, тамарикс.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Пять, осень, черный, ночь, гореть.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Гипс, аквариум, республика, форма, Софья.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

фризский, латышский, полабский, африкаанс, урду, таджикский, французский, финский, эскимосский, татарский, бенгали, македонский, корейский, грузинский, тамильский, японский, бирманский, баскский, казахский, молдавский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: