КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО




По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ IX

Задание 1. Дайте определения терминов.

Лабиализация, палеография, фразема, нумерализация, сравнительно-историческое описание языка

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове образ. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Действительно, когда от семантики слова остается только смутный ореол, то на первый план выступает фонетический, звуковой образ слова, в свою очередь напрашивающийся на семантизацию – может быть, совсем иную. Символисты были внимательны к трудам Потебни, учившего за стершейся внешней формой слова видеть внутреннюю форму слова, изначально художественно-образную. Вступала в силу «поэтическая этимология», родная сестра "народной этимологии" – нимало не научная, зато притязающая на интуитивно воспри­нимаемую художественность. (М. Гаспаров.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Побудитель, будить, побудить, побудительница.

Зимовщица, зимовать, зима, зимовщик.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Абрикос, ненцы, маэстро, кроншнеп, крохаль, пава, рутинер, просодия, спирт, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен, фантаст, хулитель, цевница, чародей, шафран, энцы, энклитика, мимист, нектар, немцы, морс, лекальщик, морфема, книжник, лотос, новатор, тамарикс.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Уж, молотить, трудный, завтрак, рассвет.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Абрикос, жизнь, река, мороз, жилет.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

чешский, бретонский, армянский, сванский, эстонский, осетинский, болгарский, бурский, бурятский, тибетский, яванский, кашубский украинский, половецкий, финикийский, кетский, арабский, португальский, турецкий, немецкий

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ X

Задание 1. Дайте определения терминов.

Пиктограмма, лексема, фузия, интеръективация, ареальное описание языка

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове дождь. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭٭٭

Бывает иногда, что в мае, после двух-трех теплых, летних дней, вдруг наступает холодная, дождливая погода. Для деревьев и птиц, едва прилетевших, время если и не идет назад, то наверное останавливается. Едва показавшиеся листья так и не распускаются, ждут, сложенные в кисточки, когда это можно будет сделать; птица, едва прощебетавшая как-то утром, забилась под карниз и пережидает непогоду. На дворе льет дождь без остановки целую неделю, небо легло на дома, ветер носит тучи, холодно. И от прохожих на улице пахнет камфарой и нафталином. (Н. Берберова.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Удешевить, дешевить, удешевление, дешевый.

Земляничка, земля, земляника, земляной.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, йотация, ихтиолог, скабиоза, турпан, подьячий, платан, пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, законодатель, груша, грог, ваятель, буколика, брусника, абсент, паслён.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Глухой, брак, вред, добро, положить.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Телескоп, грифон, мрак, сирень, Виталий

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, мадьярский, словацкий, испанский, узбекский, английский, армянский, латгальский, литовский, польский, каталанский, бенгали, корейский, башкирский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: