КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО




По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ V

Задание 1. Дайте определения терминов.

Перцептивная функция фонемы, идеограмма (логограмма), ономастика, прономинализация, синтагматика

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове тощи. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Наверное, не бывает на свете печальнее места, чем лесное болото в солнечный полдень. Ночь еще как-то прячет его устрашающую унылость. В кочках и вмятинах мшистая земля, бесконечный частокол рахиточных, засушенных обилием влаги елочек. Их стволы тощи, шершавы, похожи один на другой. Взгляд проникает сквозь них, пока не увязнет в каком-то сизом тумане, – это тысячи дальних и близких стволов сливаются в рыжую муть. Проклята та земля, что плодит такой жалкий лес.

Ни в каком другом месте человек не чувствует так свое одиночество. И не только человек – зверь обходит стороной болото. (В. Тендряков.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Нежный, понежиться, нежить, нежиться.

Наодеколониться, одеколон, одеколонить, одеколониться.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, йотация, ихтиолог, скабиоза, турпан, подьячий, платан, пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Хватать, горький, заяц, коса, нога.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Вобла, вишня, собака, час, Федор.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

итальянский, бретонский, датский, малайский, осетинский, голландский, персидский, арабский, каталанский, киргизский, аварский, вьетнамский, азербайджанский, мордовский, словацкий, башкирский, афганский, сванский, лезгинский, пенджаби

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ VI

Задание 1. Дайте определения терминов.

Генеалогическая классификация языков, идеография, постфикс, препозиционализация, управление

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове цвет. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. (К. Паустовский.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Напоминание, помнить, напоминать, напомнить.

Реалистически, реализм, реальный, реалистический.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, йотация, ихтиолог, скабиоза, турпан, подьячий, платан, пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, законодатель, груша, грог, ваятель, буколика, брусника, абсент, паслён. нектар, немцы, морс, лекальщик, морфема, книжник, лотос, новатор, тамарикс.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Жать, робкий, пилка, подъем, плач,.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Траншея, фикус, мармелад, гранит, друг.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

норвежский, фламандский, суахили, украинский, маратхи, финский, польский, английский, французский, немецкий, эскимосский, санскрит, абхазский, баскский, туркменский, алтайский, вьетнамский, маори, цыганский, финикийский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: