КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО




По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ VII

Задание 1. Дайте определения терминов.

Группа языков (или ветвь), назализация, клинопись, редупликация, предикативация

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове песню. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Бывает голова тяжелая, неподвижная: клонит ее ко сну, к темной земле, а какая это земля, своя ли, чужая ли – все равно... Такой не добудишься. Бывает милая, веселая, лукавая голова, но услышит она песню про загубленную волю, увидит родные звезды над чужой степью – задумается вдруг, упадет в бессилии на плечо товарища. Словом, не голова, а головушка. Бывает голова крепкая, шишковатая, ежом стриженная, лоб низок, да широк; затылок крут; шея крепка – не согнется. Западет в такую голову мысль – колом не вышибешь. Вспыхнет огонь, опалит кончики ресниц несносным жаром корабельных топок, завоет осипший, разорванный морским ветром человеческий голос – и конец. (В. Катаев.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Семейственность, семья, семейственный, семейство.

Предсказать, сказать, предсказательница, предсказатель.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, абрикос, ненцы, маэстро, кроншнеп, крохаль, пава, рутинер, просодия, спирт, футболист, фрикативный, уругвайцы, терцет, стюард, юкагиры, яхтсмен, фантаст, хулитель, цевница, чародей, шафран.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

Мука, грустный, тлеть, мой, яма.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Символ, герой, мир, дефект, сенатор.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

украинский, итальянский, старославянский, ирландский, креольский, венгерский, аварский, чувашский, тамильский, эскимосский, майя, калмыкский, марийский, финский, португальский, прусский, датский, польский, киргизский, бенгали

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для студентов ОЗО

По дисциплине «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА (часть I)

ВАРИАНТ VIII

Задание 1. Дайте определения терминов.

Консонантно-звуковое письмо, лексикология, омонимия, речевая деятельность, партикуляция

Задание 2. 1. Затранскрибируйте выделенные курсивом предложения. 2. Выявите фонетические (комбинаторные и позиционные) изменения, происходящие в словах (используйте весь текст). 3. Дайте характеристику звуков в слове лишь. 4. Определите структуру слога в выделенных полужирным шрифтом словах.

٭ ٭ ٭

Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда говорит она об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. (Н. Рерих.)

Задание 3. В «Краткой русской грамматике» приводятся следующие модели словоформ с простой основой: R, хR, Rх, хRх, хRхх, Rххх, Rхххх, ххRххх, хххRххх, хххRхххх (R – обозначение корневого морфа, х – обозначение аффиксального морфа). Ср.: R: шоссе; хR: от - ныне; Rх: хорош - о.

Приведите свои примеры слов, структура которых отвечает приведенным здесь моделям.

Задание 4. Выпишите из текста два производных слова и выявите их словообразовательную структуру.

Задание 5. Определите последовательность (ступени) образования слов.

Тарификационный, тариф, тарификация, тарифицировать.

Театрализация, театрализовать, театр, театральный.

Задание 6. Выделите из приведенного списка слов однозначные слова и объедините их в тематические группы.

Застрельщик, варакушка, литавры, метрдотель, валторна, декоратор, заманиха, изограф, йотация, ихтиолог, скабиоза, турпан, подьячий, платан, пианола, рапирист, попугай, бекас, вектор, гортанный, дорсальный, законодатель, груша, грог, ваятель, буколика, брусника, абсент, паслён.

Задание 7. Выпишите из текста два многозначных слова. Определите по толковому словарю, сколько значений они имеют. Укажите, в каком значении они употреблены в данном тексте.

Задание 8. К нижеприведённым словам (если возможно) подберите омонимы, синонимы, антонимы. Прокомментируйте характер парадигматических отношений.

З асыпать, кулак, вредный, вера, радость.

Задание 9. При помощи словарей (иностранных слов, этимологических) определите значение и происхождение следующих слов (не менее 2 словарей).

Краб, кость, заяц, орнамент, программа.

Задание 10. На каждое из представленных средств выражения грамматических значений приведите по три примера: 1) формообразующие аффиксы, 2) служебные слова, 3) чередование звуков, 4) ударение и интонация, 5) порядок слов, 6) сложение и повтор слов или их частей, 7) супплетивные формы.

Задание 11. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков:

молдавский, курдский; финский, таджикский, идиш, тохарский, албанский, половецкий, алеутский, чукотский, мегрельский, русский, английский, синдхи, персидский, татарский, узбекский, скифский, испанский, мордовский

Задание 12. Используя лингвистические словари, дайте краткую характеристику одного из мертвых языков.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: