ОТЧЕТ
по педагогической практике
на базе МОБУ «Лицей № 3»
ОГУ 020209.65.3312.09 П
Руководитель от кафедры
к.п.н., доцент _____________ В.М. Иванова
Руководитель от МОБУ «Лицей № 3»
учитель высшей категории по биологии _____________ Л.В. Дорогина
Исполнитель студентка
группы 07МБ _____________ А.А. Толмачева
Оренбург 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………....... 3
1. Краткая характеристика учебного заведения и анализ его воспитательно-образовательной системы работы ………………………….… 4
2. Психолого-педагогическая характеристика класса ………………........ 14
3. Анализ внеклассного мероприятия ………………………………...........16
4. Самоанализ урока ……………………………………………….............. 19
Заключение …………………………………………………………........…. 22
Конспекты уроков ………………………………………………….......….. 23
Введение
Педагогической практики проходила на базе МОБУ «Лицей № 3»в 6 «В» классе с 25 января 2012 г. по 25 марта 2012 г.
Школа основана в 1977 году. Когда-то она носила скромное имя "Средней школы № 43". Ее и сейчас иногда так называют – 43-я. Но с 1991 школа вступила в эксперимент, а в 1995 стала лицеем. Начиная с 10 класса, ученики лицея углубленно изучают школьные предметы по следующим профилям: химико-биологический, физико-математический, экономический и филологический.
Расширить знания по профильным предметам позволяет многолетнее сотрудничество с кафедрами и лабораториями ОГУ и ОГПУ, с институтом развития личности "Интеллект" городского дворца творчества детей и молодежи.
Такая система работы сразу же дала существенные результаты: с 1994 года учащиеся стабильно занимают призовые места на предметных олимпиадах различного уровня.
|
Естественно, что проходя практику в таких условиях, мне удалось достичь главной цели педпрактики - овладение основными функциями педагогической деятельности учителя (такими как: конструктивной, мобилизационной, организаторской, коммуникативной, информационной, ориентационной (воспитывающей), развивающей и исследовательской функцией), становление и развитие педагогической компетентности, формирование профессиональных качеств личности учителя.
Краткая характеристика учебного заведения и анализ его воспитательно-образовательной системы работы
Педагогическая практика проходила на базе учебно-образовательного учреждения по типу лицей под руководством учителя высшей квалификационной категории Дорогиной Ларисы Викторовны. Практика длилась с 25 января по 25 марта. В ходе практики было проведено по 5 уроков биологии, а также составлено и воплощено в жизнь внеклассное мероприятие для школьников.
Первоначальным этапом была пассивная практика, заключавшаяся в посещении всех уроков класса, к которому были прикреплены. На этом этапе знакомились с учениками, с принятым стилем общения между учениками и учителями, а школьники привыкали к своим будущим педагогам.
Вторым этапом была активная практика, то есть собственно преподавательская деятельность. На этом этапе велась подготовка к урокам, составлялись конспекты, и посещались уроки своих одногруппников, которые вели в параллели шестых классов. Помимо проведения уроков и внеклассного мероприятия, проверяли тетради учащихся и работали с неуспевающими.
|
На основании наблюдений создалось общее впечатление, что в лицее создаются комфортные условия для обучения и воспитания школьников, жизнедеятельности педагогов.
В МОБУ «Лицей №3» создана совместная социально-психологическая служба, основной целью которой явилось создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной социализации, обучению и развитию каждого лицеиста.
Вся работа 2-х психологов и 2-х социальных педагогов направлена на диагностику, прогнозирование определенных особенностей развития ребенка на всех этапах обучения, охрану детей, находящихся в социально опасном положении, предупреждение безнадзорности, правонарушений, коррекцию проблем в развитии личности ребенка, поддержку психологического здоровья педагогов и учащихся, просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии, апробацию диагностических методик, коррекционных программ.
В школе используются программы адаптации учащихся 1, 5,9-х классов к процессу обучения в новых условиях, исследуются интеллектуальный уровень учащихся, волевая регуляция, мотивация, тревожность, эмоциональный климат в классах, уровень эмпатии, самооценки, работоспособности. В общешкольном плане лицея всегда планируются исследования коллективов учеников и учителей, проведение тренингов, индивидуальных консультаций, семинаров и Дней психологии. Совместная работа психологов и социальных педагогов дает свой положительный результат: снижается количество нарушителей дисциплины, пропускающих уроки, а, следовательно, нарушающих деятельность лицея, работающего в следующем режиме.
|
Учебный год в лицее начинается 1 сентября. В ДРЦ (гимназия «Малышок») учебные занятия начинаются с 15 сентября и продолжаются до 15 мая. Учащиеся 1-х классов имеют пятидневную учебную неделю, учащиеся 2-х – 11-х классов занимаются шесть дней в неделю. Занятия в первой смене начинаются в 8:30 и заканчиваются в 14:10. Расписание уроков составляется в соответствии с требованиями САНПиН. Во второй половине дня с 13:00 до 18:00 в начальной школе работают две группы продленного дня. В целях создания условий для развития творческой индивидуальности детей в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, успешной социализации детей и подростков, в послеурочное время в лицее успешно функционируют факультативы, школьные кружки и объединения. Расписание занятий в кружках составляется в соответствии с требованиями САНПиН, длительность одного занятия не превышает 45 минут, затем следует перемена в 5-10 минут. Режим работы спортивных (большого и малого) залов в послеурочное время установлен с 14:00 до 20:00 часов ежедневно, в том числе в субботу до 17:00 часов. Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично, в том числе и во время каникул. Расписание звонков представлено ниже.
Расписание звонков
Понедельник - пятница. | Суббота | ||
1 урок | 8.30 – 9.15 | 1 урок | 8.30 – 9.10 |
2 урок | 9.25 – 10.10 | 2 урок | 9.20 – 10.00 |
3 урок | 10.20 – 11.05 | 3 урок | 10.10 – 10.50 |
4 урок | 11.25 – 12.10 | 4 урок | 11.05 – 11.45 |
5 урок | 12.30 – 13.15 | 5 урок | 12.00 – 12.40 |
6 урок | 13.25 – 14.10 | 6 урок | 12.50 – 13.30 |
Образовательная система лицея подразумевает профильное обучение. Профильная лицейская система образования направлена на комплексное развитие личности и ее творческих способностей, повышение эффективности методов обучения и воспитания, на формирование у учащихся способности действовать и быть успешными, усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей и качественных результатов образования, воспитания и развития учащихся.
Лицей призван обеспечить допрофессиональную ориентацию в системе наук, образующих образовательный и практический фундамент обучения в высшей школе.
Научное руководство лицея уже более десяти лет осуществляет кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин ОГИИ Буева Ирина Ивановна.
Профильное обучение в лицее проводится в старшем звене (10-11 классы). Концептуальной целью работы педагогического коллектива является личностно – ориентированный подход. Рассматривая личность, как цель педагогической деятельности, а педагогический процесс как средство её развития, коллектив учителей ведет планомерную работу по разностороннему развитию знаний, умений и навыков, задатков и способностей своих учеников, а также по созданию условий для их самореализации, самоопределения.
На протяжении последних лет в лицее сложилась определенная система работы, направленная на достижение этих целей. Она складывается из:
• допрофильной подготовки учащихся;
• программного обеспечения обучения в профильных классах;
• развивающего компонента обучения – системы элективных курсов и факультативных занятий;
• сотрудничества с учеными ВУЗов города;
• работы ученических лабораторий Института развития личности «Интеллект» совместно с ДТДиМ;
• участия в школьных, городских и Российских ученических конференциях;
• участия в предметных олимпиадах различного уровня;
• работы с одаренными детьми на всех этапах обучения;
• обратной связи с выпускниками.
Допрофильная подготовка шестиклассников проходит по нескольким направлениям:
• работа психологической службы по изучению склонностей и способностей будущих лицеистов, что помогает учащимся и их родителям правильно выбрать профиль лицея. Проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации родителей и детей психологом и завучем лицея;
• работа подготовительных курсов по подготовке к профильному обучению (около 70% лицеистов прошли курсовую подготовку).
В профильных классах лицея учебный план составлен в соответствии с базисным и по количеству часов не превышает нормы. Он призван обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. В профильных классах задействованы различные варианты учебных планов: в соответствии с базисным и в соответствии с углубленным изучением предметов. За счет школьного компонента увеличивается количество часов на профильные предметы и на предметы, обеспечивающие развитие учащихся, реализацию их интересов, а также дополнительные предметы в соответствии с профилем. Дифференциация обучения дополняется введением индивидуального развивающего компонента: элективных курсов, факультативных занятий, научных ученических лабораторий. Распределение предметов углубленного изучения по профилю и элективных курсов и факультативных занятий отражено в таблице.
Профиль | Класс | Программа углубленного изучения | Элективные курсы и факультативные занятия |
Филологический | Русский язык, литература, английский язык, французский язык. | Мировая художественная культура, Культура США, психология | |
Русский язык, литература, английский язык, французский язык | Зарубежная литература, страноведение, мировая художественная культура | ||
Химико- биологический | Биология, химия | Эволюционное учение, аналитическая химия, мировая художественная культура | |
Биология, химия | Цитология, аналитическая химия, мировая художественная культура | ||
Физико - математический | Алгебра и начала анализа, физика | Инженерная графика, решение задач повышенной сложности | |
Алгебра и начала анализа, физика | Инженерная графика, решение задач повышенной сложности | ||
Экономический | Алгебра и начала анализа, экономика | Решение задач повышенной сложности, основы потребительских знаний, лексикология, психология | |
Алгебра и начала анализа, экономика | Решение задач повышенной сложности, основы потребительских знаний, лексикология, психология |
Учащиеся с ярко выраженными специальными способностями нуждаются в руководстве со стороны высококвалифицированных, профессионально подготовленных, творческих специалистов соответствующего профиля.
Для реализации интеллектуальных способностей лицеистов работают научные ученические лаборатории Института развития личности «Интеллект», руководителями многих из них являются преподаватели ВУЗов города. Такая совместная работа лицея и ДТДиМ ведется уже шестой год. Лицей имеет договор о сотрудничестве с ОГУ, согласно которому учащиеся посещают лектории, принимают участие в студенческих конференциях и олимпиадах, посещают лаборатории и кафедры. Преподаватели ОГУ ведут элективные курсы в профильных классах, осуществляют индивидуальное руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся. Давно сложилась система работы лицея с некоторыми кафедрами ОГПУ и ОГМА, недавно к работе с учащимися привлечены и педагоги ОГАУ. В школе работают 8 кандидатов наук, старшие преподаватели и ассистенты кафедр различных ВУЗов.
Лицей работает по ВУЗовской системе. Уроки в профильных классах ведутся парами. В конце каждой четверти проводятся зачетные микросессии и экзаменационные сессии. У лицеистов имеются зачетные книжки. Одной из форм индивидуализации обучения стала система творческих заданий, направленных на формирование навыков самостоятельной научно -практической работы и максимальное развитие творческих способностей ребят. В лицее прошло уже 10 научно-практических конференций учащихся.
Результатом совместного труда учеников и учителей являются итоги учебного года, сдача государственных экзаменов, поступление выпускников в ВУЗы.
Таким образом, работа педагогического коллектива с учащимися лицея сложилась в обоснованную, продуманную политику и в непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ситуации роста ребенка – от дошкольного воспитания до высшего образования.
Воспитательная система лицея – совокупность дел и отношений, способствующих развитию личности и школьного коллектива.
В основу воспитательной системы лицея положены пять базовых элементов, которые сложились исторически, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются фундаментом воспитательного процесса. Это:
1.Общешкольный коллектив.
2. Традиции лицея.
3. Органы самоуправления.
4. Ключевые школьные дела.
5. Кружковая работа.
Воспитательная система лицея предполагает целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, развивает их через сочетание общешкольных и классных, фронтальных и дифференцированных, коллективных и индивидуальных форм воспитательной работы, позволяющих включить школьника в различные виды деятельности, в разнообразные виды отношений: отношение к Миру, Людям, Самому Себе, что определяется концепцией воспитательной системы и, кроме всего, ее ориентацией на общечеловеческие ценности: Отечество, Интеллект, Здоровье, Природа, Дом, Труд, Красота – основа ценностно-ориентационного поля воспитательной системы.
«Отечество как ценность» – такое ключевое понятие идейно-нравственных отношений личности, когда для школьников личностно значимыми становятся объединённые ценностью Отечество, Малая Родина, Большая Родина, Мир, Народ, Гражданственность, Интернационализм.
«Интеллект как ценность» – группа ценностных ориентаций (Познание, Книга, Истина), которая определяет комплекс отношений школьников к учебной деятельности.
«Здоровье как ценность» – группа ценностных ориентаций, которая определяет отношение школьников к Физической Культуре, Здоровому Образу Жизни.
«Труд как ценность» – группа отношений, которая определяет значительный круг отношений школьников: презрение к праздности и лени, радость труда, любимая профессия, труд на благо общества, ответственное отношение к труду, возможность и необходимость трудиться.
«Дом как ценность» – данная группа гуманистических ориентаций в общем виде раскрывает нравственные ориентиры школьников, отражает их отношение к Школе, Сверстникам, к Человеку, к Семье, к Друзьям.
«Красота как ценность» – эта группа ориентаций показывает принятие школьниками эстетических ценностей, умение видеть Прекрасное, создавать жизнь по законам красоты.
«Природа как ценность» – группа ценностных ориентаций, которая определяет комплекс отношений школьника к Земле, к Природе, Живому Миру, Вселенной.
Вычленение обозначенных групп, которые адекватно отражают ведущие духовные ценности общества, с одной стороны, и учитывают всесторонность развития личности, с другой, можно считать минимальным, но вместе с тем достаточным кругом, отражающим совокупность общественных отношений формирующейся активной личности. Ценностное сознание личности формируется в её практической деятельности. Руководят этой деятельностью в лицее восемь творческих объединений, имеющие те же названия, что и ценности.
Воспитательная система лицея включает следующие элементы:
1. Общешкольный коллектив
Ядром воспитательной системы лицея является её коллективный субъект – единый общешкольный коллектив, включающий в себя всех субъектов воспитательной системы: учитель - ученик - классный коллектив - выпускник - родитель.
2. Учитель
В контексте этого понимания учитель выступает, во-первых, как субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребёнком и детским сообществом лицея, во-вторых, как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя, в-третьих, как субъект формирования и развития педагогического коллектива, в-четвёртых, как субъект взаимодействия с семьёй, представителями социума, социальными общностями (институтами), выходящими на ребёнка, с целью активизации их воспитательного потенциала.
Коллектив учителей 6 «В» класса: | ФИО |
директор школы | Игнатьева Т. А. |
завуч по воспитательной деятельности | Шевлякова С. М. |
завуч по учебной деятельности | Буева И. И. |
классный руководитель | Чернова Е. И. |
учитель краеведения | Кондакова Е. Ф. |
учитель русского языка и литературы | Кондакова Е. Ф. |
учитель математики | Елисеева Т. Л. |
учитель биологии | Дорогина Л. В. |
учитель географии | Ильина Н. И. |
учитель истории | Тучкина Т. Г. |
учитель английского языка | Чернова Е. И. |
учитель физической культуры | Потапенко А. Г. |
учитель технологии | Федосеев С. В. |
учитель музыки | Краснушкин С. Н. |
учитель МХТ | Краснушкин С. Н. |
учитель изо | Шилова Т. А. |
учитель информатики | Захарова Н. В. |
3. Ученик
Как субъект воспитательной системы ученик – это, в первую очередь, личность, реально освоившая опыт "мира детства" и способная к трансляции, передаче этого опыта как другим учащимся, так и педагогам, родителям. Участие ребят в воспитательной системе лицея рассматривается, во-первых, как процесс самопознания и самосовершенствования его личности, формирование общекультурных, идеологических, моральных основ развития личности как феномена, образа «я». Во-вторых, как процесс самореализации личности, и, в-третьих, как процесс межличностных отношений, отношений к себе, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, к окружению.
4. Классный коллектив
Как субъект воспитательной системы классный коллектив выступает не только как ученическая общность (общность других субъектов), но и является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива, предполагает включённость в воспитательную систему лицея каждого класса в качестве её компонента. Воспитательная система лицея строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива, т. е. каждый класс выступает обязательным субъектом системы. При этом классу предлагается определённый набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.
5. Выпускник
В данном контексте выпускник рассматривается как продукт воспитательной системы; как личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой, референтной группой и обществом; как человек, имеющий уровень образования, адекватный к современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.
6. Родитель
Родитель как субъект воспитательной системы рассматривается, с одной стороны, как заказчик, требующий от воспитательного процесса, воспитательной системы лицея формирования у их ребёнка всех необходимых жизненных, общественно-значимых, личностных качеств. С другой стороны, как полноправный партнёр, помощник педагогов лицея, ставивший те же воспитательные цели по формированию гармонично развитой личности.
Люди, которых объединяет общешкольный коллектив, могут ставить свои субъективные цели, но объективное развитие лицея предполагает наличие такого микроклимата, при котором все входящие в систему чувствуют себя комфортно. Общешкольному коллективу лицея присущ особый «дух», дух творческого партнёрства, созидания, преемственности традиций, трепетного отношения к лицейским символам и ритуалам.
Этот «дух» уже более 25 лет передаётся из поколения в поколение. Для этого система лицея соответствующим образом взращивает своих воспитанников и формирует стиль поведения своих членов так, чтобы они были способны жить и работать в данной системе и продвигать её развитие дальше.
Очень важное место в воспитательной системе занимают традиции лицея и ключевые школьные дела. Начнём с анализа традиций.
Традиции – неотъемлемая составная часть воспитательного процесса лицея, элемент воспитательной системы управления, индикатор смысла многих идей, средство духовного и деятельного единения всего школьного коллектива.
Традиции рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них – естественная реализация законов школьного образовательного процесса ("Первый" и "Последний звонок", "Выпускной вечер" и т. д.); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи концепции лицея ("Неделя лицеистов" и "Гала - представление недели лицеистов", "КВН", "Коммунарский сбор", "Слёт Родимцевцев", и др.). А третьи пришли из района и города ("Фестиваль детского и юношеского творчества", "Большой концерт", "Творческая учёба актива" и др.).
Школьные традиции передаются из поколения в поколение, свято чтятся потому, что проходят через каждого ученика, педагога, через каждого субъекта общешкольного коллектива.
Традиционными в лицее являются коллективные творческие дела:
1. Праздник первого звонка
Большой праздник, проводимый на улице, с участием всех учеников лицея, учителей, родителей, выпускников, гостей. Традиционным является появление на празднике сказочных героев с сюрпризами, напутствиями, подарками. Символы и ритуалы праздника: "Почтовый ящик первоклассника", "Клятва первоклассника", "Посвящение в "учителей первоклассников", "Вручение ленты "Учитель первоклассников", ритуал первого звонка.
2. Коммунарский сбор
Этот феномен школьной культуры передается из поколения в поколение. Он представляет собой выездную школу актива, которая включает в себя интенсивную организационную работу, выполняемую самими детьми. Цель коммунарского сбора: организовать работу по направлениям, сплотить классные коллективы и общешкольный коллектив, дать возможность каждому участнику сбора реализовать свои творческие и организаторские способности. В сборе принимают участие активы старших классов и актив школы. Место проведения – загородные базы отдыха.
Коммунарский сбор проходит в два дня, в течение которых одно КТД сменяет другое. Количество отрядов соответствует количеству классов. В каждом отряде есть комиссар – выпускник и командир отряда. Рабочий орган – штаб, совет дела коммунарского сбора. Главный орган сбора – общий сбор. Символы и ритуалы коммунарского сбора – эмблема и флаг коммунарского сбора, коммунарский огонь и почетная передача факела (учитель-выпускник-ученик), зажатая в кулак ладонь, символизирующая единение всех участников коммунарского сбора, отрядные символы (эмблемы, отрядные флажки, девизы, речёвки), призы коммунарского сбора, вручаемые лучшему командиру, комиссару, отряду, классному руководителю.
3. Гала-представление лицеистов
Это КТД является кульминацией недели лицеистов. Лучшие мини-программы представляются классами по профильным предметам. Символы и ритуалы: факел, клятва лицеистов, гимн "Гаудеамус", творческое выступление Совета старейшин, мантии и квадратные шапочки, медали имени Эзопа, Ломоносова, Менделеева, Эйнштейна и другие, вручаемые лучшим по предметам, приз победителю Гала-представления.
4. КВН
Вот уже более 10 лет в канун Нового года традиционно проходит встреча в клубе веселых и находчивых в составе трех команд: команды учителей, команды учеников и команды выпускников. Жюри представлено знаменитыми людьми города и области. Символы и ритуалы: гимн КВНа, Совет Старейшин (бывшие игроки КВН), который вручает традиционный приз – "авоську мандаринов". И многие другие традиции.
И, наконец, уникальным элементом воспитательной системы является собственный школьный музей имени А. И. Родимцева.
Школьный музей боевой Славы дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева работает в лицее более 20 лет. Музей является центром военно-патриотического воспитания учащихся. Расположен в классной комнате площадью 48 м2. Звание «Школьный музей боевой Славы» было присвоено 21.10.1985г. (свидетельство № 5377). В музее собраны (на 7 декабря 2003г.) 1316 экспонатов, из них подлинные 732. Площадь, занимаемая экспонатами 27,2 м2.
Музей открыт 3 марта 1985 года, в год 40-летия Победы в ВОВ и 80-летия А. И. Родимцева. На протяжении всех лет музей является центром военно-патриотического воспитания лицея. Музей ведет большую работу по изучению истории ВОВ, жизни и деятельности дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева, по изучению боевого пути 13 гвардейской стрелковой дивизии, Сталинградской битвы, ведет переписку с ветеранами, организует работу в микрорайоне. На учете более 300 ветеранов 13 гвардейской дивизии, с 85 из них ведется активная переписка, 38 ветеранов микрорайона и 14 участников последних военных конфликтов.
В 2002 году создано Детское Патриотическое Объединение «Родимцевец», основой жизненного пространства которого является школьный музей.Музей – это один из школьных перекрестков общественного долга и личных интересов. Здесь проходят такие предметы как мужество, верность, долг, ответственность. Научившись понимать и уважать прошлое, ребята смогут найти себя в непростом настоящем.