На данном уроке была положена основа триединой дидактической цели.
Образовательная цель: Сформировать представление о координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», «инстинкт», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.
Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности, внимания и фантазии.
Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.
Для достижения поставленных задач необходимо было выполнить следующие цели:
1. познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
2. дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
3. сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;
4. сформировать представление о регуляции жизнедеятельности растений, о значении ростовых факторов растений;
5. продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Биология. Живой организм» Н.И.Сонина, листы с заданиями, презентация с рисунками и таблицами по теме.
Так как класс слабенький в обучении, в нем есть хорошисты, но большинство занимаются удовлетворительно. Ученики очень непоседливые, отвлекаются во время урока. Но способны внимательно слушать и запоминать новый материал на уроке. Чтобы привлечь внимание класса, урок был составлен в виде презентации, призванной повысить познавательный интерес школьников к изучаемой теме, а так же развивать зрительную память.
|
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствуют возрастным и психологическим особенностям подростков.
Главным этапом на уроке являлось объяснение новой темы. Для которой были выбраны следующие методы и формы обучения: объяснение, рассказ, беседа, наглядность. Такое сочетание методов обучения выбрано не случайно, так как для более полного усвоения новой информации должна быть задействована не только мыслительная, но еще и эмоциональная сфера деятельности учащихся.
В начале урока, после приветствия и сообщения темы и хода урока, был небольшой опрос домашнего задания на тему «Движение живых организмов» в виде работы в карточках. Ребятам необходимо было выполнить 3 задания, два из которых были построены по типу тестовых заданий. Ребята неплохо справились с заданиями, смогли сориентироваться и ответить на поставленные перед ними вопросы. Средний бал за опрос составил 4, но следует отметить небольшое завышение оценок, в качестве стимулирования ребят к знаниям!
Далее - собственно объяснение новой темы с опорой на предыдущую и с показом презентации (Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде).
Помимо этого ученики также принимают участие в объяснении нового материала, отвечая на задаваемые вопросы, используя рисунки и схемы из учебника и презентации.
Таким образом, используя данные методы, можно добиться высоких результатов обучения, как показали последующие уроки.
|
Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально: одна треть урока была отведена на проверку домашнего задания, основная часть – на объяснение новой темы и немного времени было оставлено для закрепления нового материала.
Переходы между этапами вполне логичны: при проверке домашнего задания школьники повторяют уже изученный материал и приходят к выводу, что транспорт веществ в организме должен заканчиваться выведением ненужных продуктов. И, наконец, для закрепления изученного, школьники отвечают на вопросы, предлагаемые в учебнике.
В соответствии с целями были использованы: проектор для показа презентации (дидактического материала) и экран; таблицы и плакаты.
Контроль усвоения знаний проводился на всех этапах урока: при проверке домашнего задания (выполнение проверочной работы по двум вариантам, состоящей из нескольких заданий), при объяснении новой темы (в форме вопросов), при закреплении материала (тесты, вопросы).
Регулирование и коррекция знаний учащихся организована следующим образом: при работе по карточкам (проверочная работа) результат объявлялся вначале следующего урока, и получают разъяснение по поводу своих ошибок; при ответе на вопрос – оценка ставилась в конце урока.
На уроке установилась дружественная психологическая атмосфера, учащиеся и учитель (я) взаимно помогали друг другу. Общение происходило в непринужденной обстановке, учащиеся не боялись высказывать свое мнение, а учитель (я), в свою очередь, не осуждал неправильную точку зрения, а тактично исправлял, задавал наводящие вопросы, чтобы прийти к правильному ответу.
|
Результаты урока высоки, если судить по следующим занятиям,когда проводилась проверка домашнего задания по данной теме. Но трудности возникли, так как многие не учат дома, а только запоминают материал на уроках.
В ходе данного урока удалось реализовать все поставленные цели, хотя и были небольшие остановки для установления дисциплины.
В целом, мне понравилась педагогическая деятельность и общение с детьми. В перспективе мне можно было бы продолжить это дело по усовершенствованию педагогических навыков и умений и, возможно, когда-то стать учителем биологии в школе и вузе.
Заключение
В результате прохождения педагогической практики был получен важный опыт в области работы с учениками, а также развиты многие педагогические умения: научились составлять конспекты уроков, готовить методический и дидактический материал, контролировать усвоение знаний учениками.
Помимо этого получили возможность попробовать себя в качестве классного руководителя: составили сценарий внеклассного мероприятия по биологии и успешно его провели.
Начнём с краткого обзора уроков. На уроках лучше всего удавалось введение нового материала. При подготовке дидактического материала использовали наглядные пособия, демонстрации для лучшего усвоения знаний школьниками. В результате использования презентаций, как дидактического материала, добились значительного повышения интереса учащихся к предмету биология.
Наиболее трудным аспектом в деятельности учителя оказалось точное распределение времени во время урока: на первых уроках не хватало немного времени для закрепления пройденного материала. Однако потом эта трудность была преодолена.
Работа в качестве классного руководителя складывалась из организации питания школьников, подготовки общешкольного и проведения внеклассного мероприятий.
Внеклассное мероприятие было хорошо воспринято школьниками, они выразили желание поучаствовать в аналогичном конкурсе ещё раз. Из всего этого можно сделать вывод, что деятельность как классного руководителя вполне удалась.
Наибольший интерес представляла работа с детьми вне урока (на внеклассном мероприятии), поскольку они могли открыто высказывать свою точку зрения, не боясь получить плохую оценку. Вне урока дети чаще находили оригинальные, нестандартные методы решения поставленной проблемы, полнее раскрывали свои способности. Таким образом, работа с ребятами вне урока представляется более продуктивной, чем на уроке.
Помимо этого мы получили важнейшие навыки в общении со школьниками, научились находить с ними общий язык, избегать многих ошибок при работе с детьми. Всё это может очень пригодиться нам в дальнейшем.
Педагогическая практика оказала сильное влияние на профессиональный выбор: если раньше вариант работы в школе рассматривался лишь как запасной, то теперь он стал наравне с научно-исследовательской деятельностью одним из основных. Таким образом, педагогическая практика занимает важное место в обучении студента.
2. Индивидуальный план воспитательной работы на период практики
№ недели | Проделанная работа |
1неделя | Беседа с администрацией, классным руководителем, учителями. Знакомство с документацией класса. Планирование работы на период практики. Посещение уроков учителей-предметников, воспитательное мероприятие. Учет посещаемости в закрепленном классе. |
2неделя | Проведение уроков биологии согласно расписанию. Приняла участие в воспитании класса, была определена тема и сроки проведения зачетного мероприятия. Текущая работа классного руководителя. |
3неделя | Проведение уроков биологии согласно расписанию. Сбор материала для психолого-педагогической характеристики на класс. Работа с документацией. Текущая работа классного руководителя. |
4неделя | Проведение уроков биологии согласно расписанию. Работа с документацией. Текущая работа классного руководителя. Участие в воспитательной работе класса. Посещение уроков. |
5неделя | Сбор материала для психолого-педагогической характеристики на класс. Текущая работа классного руководителя. Проведение внеклассного мероприятия. Самоанализ данного мероприятия Работа с документацией. |
6неделя | Подготовка психолого-педагогической характеристики на класс. Подведение итогов педпрактики. Подготовка отчетной документации по итогами педагогической практики. Составление психолого-педагогического портрета учителя. Текущая работа классного руководителя. |