Блок № 1. «Психология учителя»




 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (4 часа)

ТЕМА: Профессиональная подготовка и личностное развитие

будущего педагога-психолога.

 

ЦЕЛЬ: Определить особенности личностного и профессионального развития будущего специалиста.

 

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, заготовить инструментарий для исследования - тест Русалова В.М. на определение типа темперамента, тест Спилберга на определение тревожности, тест Розенцвейга на определение агрессивности.

Проведение исследования: группа студентов делится на пары, в которых один из парт­неров занимает позицию психолога - экспериментатора, а другой - позицию исследуемого, затем они меняются местами; психолог - экспериментатор исследует оптанта и ведет необ­ходимые записи, студент - исследуемый исполняет взятую на себя роль, но одновременно наблюдает за действиями своего партнера как специалист, хотя не поправляет его, не подска­зывает ему если тот ошибается и не помогает ему в затруднительных ситуациях. Обследова­ние по методикам программирует экспериментатор, обосновывая последовательность их ис­пользования.

Оформление исследования. В работе представляются: 1) протокол обследования; 2) об­работка результатов; 3) психологическое заключение согласно цели лабораторной работы; 4) рекомендации будущему специалисту по совершенствованию личностного и профессио­нального развития; 5) рефлексия самоощущения и самовосприятия при исполнении ролей экспериментатора и исследуемого.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. - М., Учебная литература, 1997.

2. Немов Р.С. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей. Из его книги «Психология» в 3-х кн., Кн. 3 «Психодиагностика», М., Владос, 2000, С. 411 -527.

3. Немов Р.С. Что такое экспериментальная педагогическая психология? Там же, С. 528-538.

4. Немов Р.С. Методы диагностики личности. Там же, С. 321 - 328 (тест Русалова), С. 353-357 (тест Спилберга), С. 357 - 571 (тест Розенцвейга).

5. Якунин В.А. Педагогическая психология. - С-Пб., Полиус, 1998, С. 381 - 416.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (4 часа)

ТЕМА: Индивидуальный стиль педагогической деятельности

учителя и пути его оптимизации.

 

ЦЕЛЬ: Определить особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя и пути его оптимизации.

 

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, а также Приложение к лабораторной работе № 2 (выдержки из диссертации А.Я. Никоновой «Психологические особенности индивидуального стиля пе­дагогической деятельности учителя» научн. руков. - доктор психологических наук, профес­сор А.К. Маркова), заготовить инструментарий для исследования - тест В.М. Русалова на определение типа темперамента, методику САН, вопросник Никоновой-Марковой на опре­деление индивидуального стиля деятельности учителя.

Проведение исследования: группа студентов делится на пары, в которых один из сту­дентов занимает позицию экспериментатора, а другой - протоколиста, затем они меняются позициями. Оптантом является работающий учитель (или на крайней случай студент 4-5 курса, который уже проходил производственную практику в школе либо в другом образова­тельном учреждении). Время для обследования выбирается такое, которое удобно оптанту.

Экспериментатор вместе с протоколистом, каждый, выполняя свои обязанности, обсле­дуют оптанта, используя тест Русалова на темперамент, вопросник Никоновой-Марковой на стиль деятельности и методику САН. Обсуждают с оптантом возможные пути оптимизации его стиля, предлагая соответствующие рекомендации.

Оформление исследования. В работе представляются: 1) протокол обследования; 2) об­работка результатов; 3) психологическое заключение согласно цели лабораторной работы; 4) рекомендации учителю по оптимизации его стиля; 5) рефлексия выполненного исследова­ния.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, С. 181 - 190 (во­просник и рекомендации).

2. Немов Р.С. Психодиагностика. Кн. 3. М., Владос, 2000, С. 454 - 455 (методика САН), С. 321 - 328 (тест Русалова).

3. Немов Р.С. Психология и психодиагностика взрослых. Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей, там же, С. 412 - 418.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (4 часа)

ТЕМА: Педагогическое общение в деятельности педагога

и пути его оптимизации.

ЦЕЛЬ: определить пути оптимизации самоконтроля в общении и коммуникативной деятельности педагога.

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, заготовить инструментарий для исследования - тест В.Ф. Ряховского на общительность, тестовую карту А.А. Леонтьева на коммуникативную деятель­ность, тест М. Снайдера на самоконтроль в общении, тест И.М. Юсупова на уровень эмпатии.

Проведение исследования: студенты исследователи (один - протоколист, другой - экспериментатор) обследуют оптанта (работающий учитель или студент 4-5 курса, прошед­ший производственную практику), который был исследуемым в предыдущей лабораторной работе (№ 2) по указанным выше тестам, составив предварительную программу исследова­ния и смену позиций (экспериментатора и протоколиста). Обсудив результаты обследования с оптантом, исследователи определяют пути оптимизации его педагогического общения в виде рекомендаций, которые должны быть четко инструментальными, а не декларативными.

Оформление исследования: в работе представляются: 1) обработка результатов; 2) психологическое заключение согласно цели лабораторной работы; 3) рекомендации педагогу по оптимизации его педагогического общения.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Якунин В. А. Общение и коммуникативно-организаторская деятельность педагога в процессе обучения. Общение и коммуникация в обучении.//Педагогическая пси­хология. С-Пб: Издательство Михайлова, "Полиус", 1998, С. 563 - 594,161 - 209.

2. Маркова А.К. Педагогическое общение учителя. //Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, С. 25 - 41.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996, С. 277 - 280 (тест на эмпатию И.М. Юсупова); С. 281 - 282 (тест В.Ф. Ряховского); С. 283 - 285 (тест А.А. Леонтьева); С. 285 - 286 (тест М. Снайдера).

 

Блок № 2. «Психология воспитания».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (6 часов)

ТЕМА: Психологические аспекты воспитательных

технологий.

ЦЕЛЬ: Определить особенности воздействия воспитательных технологий на нравствен­ную (эмоционально-волевую) сферу личности школьника.

 

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, заготовить бланк № 26 из книги А.К. Марковой (приложение к лабораторной работе), продумать содержание беседы с одним школьником по содержанию бланка № 26 (I колонка. –Характеристика нравственного развития учащихся, их воспитанно­сти и воспитуемости), договориться с учителем любой школы о посещении проводимого им классного часа по проблеме воспитания или с организатором школы о посещении общешко­льного воспитательного мероприятия, посетив его, отследив поведение учащихся, и провести после этого мероприятия беседу с одним школьником (выбор свободный) по зараннее заго­товленной схеме из бланка № 26.

Проведение исследования: студенты-исследователи в составе всей группы или по па­рам (выбор свободный) перед посещением воспитательного мероприятия выбирают одного исследуемого школьника (на двоих), очень естественно знакомятся с ним (но о своих целях не сообщают), следят за его поведением и поведением всех детей на воспитательном меро­приятии, фиксируют это поведение (выбор фиксации свободный), по окончании мероприя­тия беседуют с исследуемым школьником, фиксируют его поведение и речевые реакции (вы­бор фиксации свободный) после чего обсуждают с педагогом проведенное мероприятие (не высказывая критических замечаний, а лишь задавая к пониманию вопросы в тактичной фор­ме), запрашивают информацию об исследуемом школьнике по схеме I колонки бланка № 26, фиксирует ее, благодарит педагога за проведенное мероприятие и информацию о детях, об уровне их воспитанности и воспитуемости.

Оформление исследования: в работе представляется согласно цели исследования за­ключение о воздействии воспитательных технологий на эмоционально-волевую (нравствен­ную) сферу личности школьника по схеме I колонки бланка № 26: 1) нравственные знания и их параметры; 2) нравственные убеждения, мотивы, ценностные ориентации, цели; 3) реаль­ное нравственное поведение; 4) перспективы нравственного развития школьника.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993, С. 178 - 180.

2. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной, М., ТЦ Сфера, 1997, С. 427 - 444 (Глава I. Наблюдение и беседа в работе психолога).

3. Младший школьный возраст. Отрочество. Ранняя юность. Там же, С. 200 - 426 (по выбору согласно уровню знаний и подготовленности студента).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 4.

(А.К. Маркова. Психология труда учителя. С. 178 - 180)

 

Психологически обоснование осуществление воспитательного процесса также требует анализа нравственного развития личности школьников. Вместе с тем воспитательные задачи нередко являются однообразными и недостаточно опираются на психологическое изучение учащихся. Ниже приведены некоторые направления воспитательных задач, вытекающие из описанных выше показателей воспитанности и воспитуемости.

 

БЛАНК № 26

Характеристики нравствен­ного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем   Приемы выявления степени решения поставленных учи­телем воспитательных задач
I. Психологические характе­ристики сложившихся уров­ней нравственного развития (воспитанность школьников)   1. Нравственные знания и их параметры: — содержание знаний: зна­ние об отношении к труду, обществу, к себе, другому человеку;   — виды знаний: знания о фактах, общих принципах и нормах; — этапы: заучивание по об­разцу, понимание, примене­ние в новых условиях. 2. Нравственные убеждения, мотивы, ценностные ориен­тации, цели.     3. Реальное нравственное по­ведение как система повто­ряющихся поступков, соот­ветствующих знаниям и убе­ждениям.   II. Психологическая характе­ристика перспектив нравст­венного развития (воспитуемость школьников). — активность ориентировки в новых социальных услови­ях; — социальная инициатива; — отклик на воспитательные воздействия другого челове­ка; — стремление к самовоспи­танию.     Изучать состояние знаний о нравственных нормах. Расширить запас нравствен­ных знаний и отношений;   показать на отдельных фак­тах поведения общие нравст­венные принципы; стремление к осознанному пониманию нравственных принципов учащимися. Добиваться в ходе воспита­тельных мероприятий пре­вращения нравственных зна­ний в нравственные убежде­ния; учить школьников осоз­навать и сопоставлять моти­вы и цели своего поведения, на этой основе принимать решения в ситуации выбора, брать на себя ответствен­ность; ставить школьников в ситуации разной степени обязательности; выработка приемов внутренней саморе­гуляции. Учить школьников различать в поступке цели (намерения) и результаты, следствия; до­биваться в ходе воспитатель­ных мероприятий перехода нравственных знаний и убе­ждений в реальное нравст­венное поведение; учить преодолевать разлад между убеждениями и поступками; воспитательные мероприятия планировать под углом зрения задач развития личности отдельных учеников (напри­мер, создавать условия для реализации стремления к ли­дерству одного, для преодо­ления тревожности у друго­го, для поднятия самооценки у третьего и др.).     Поощрять и стимулировать социальную активность и инициативу;   упрочивать «открытость» к воздействиям другого чело­века; укреплять личную ответст­венность за становление сво­ей личности; изучать пер­спективы развития личности отдельных учащихся и на этой основе планировать их участие в различных воспитательных мероприятиях.     Длительное наблюдение на уроках и вне уроков, сопос­тавление повторяющихся по­ступков и высказываний учащихся, составление неза­висимых характеристик раз­личных учителей на педаго­гическом консилиуме.   Фиксация динамики нравст­венного развития отдельных учащихся в дневниках учите­ля, сводных таблицах.

Блок № 3. «Психология обучения».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (4 часа).

ТЕМА: Приемы и техника управления учащимися

на уроке.

 

ЦЕЛЬ: определить особенности приемов и техники управления учащимися на уроке.

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, заготовить бланк для изучения особенностей приемов и тех­ники управления учащимися на уроке (Приложение к лабораторной роботе № 5), догово­риться с учителем любой школы о посещении проводимого им урока, посетить его, отследив поведение учащихся по показателям, представленным в бланке приложения, провести после посещенного урока его обсуждение с учителем по выделенным показателям.

Проведение исследования: студенты-исследователи в составе всей группы или по па­рам (выбор свободный) приходят на урок за 5 минут до его начала и очень внимательно на­блюдают и фиксируют поведение детей с момента встречи (за 5 минут до начала урока) и на протяжении всего периода до начала урока. Особому вниманию подлежит факт встречи учи­теля учениками, а также все этапы урока: 1) организационный момент (начало урока: моби­лизация внимания детей, установка на предстоящую деятельность на уроке, цели и задачи на уроке, приемы и средства появления интереса у детей к уроку); 2) опрос (взаимодействие учителя с учащимися, особенности опроса, формы и виды взаимодействия учащихся на уро­ке под руководством учителя); 3) изучение нового материала (или обобщение усвоенных знаний): приемы, методы, средства работы с учащимися, организация их взаимодействия в группах, парах, триадах; делегирование учащимся функций учителя (в чем проявляется, ко­му и почему поручены); особенности учебного материала - эмоционален, образный, абст­рактно-логический, связь с жизнью и практикой, доступен пониманию, развивает мышление, память, внимание, соответствует общей подготовленности учащихся (в чем это проявляет­ся?); на сколько учащиеся активны на уроке этого этапа (отвечают охотно все; отвечают лишь по вызову учителя; на отвечают; пассивны; заняты другими делами на уроке); 5) вы­полнение самостоятельной работы (как учитель ее задает, как учащиеся реагируют на нее, как ее выполняют, как взаимодействуют между собой во время самостоятельной работы, в чем все это выражается); 5) закрепление (приемы и методы работы учителя, дифференциро­ванный, индивидуальный, возрастной и предметно-специфический подходы, их сочетание и предпочтение, реакции учащихся и поведение на этом этапе урока); 6) конец урока (как его организует учитель, как закрывает взаимодействие с учащимися, объявляет оценки гласно или индивидуально, какой посыл адресует слабоуспевающим учащимся, что адресует силь­ным учащимся, как учитывает общее эмоциональное состояние учащихся при закрытии взаимодействия, в чем это выражается); 7) поведение учащихся после урока (2 минуты по окончании урока): в каком настроении учащиеся находятся после урока, что делают, какие ведут разговоры, чем озабочены или озадачены.

После урока очень тактично обсудить с учителем его урок по той форме, которую сам выберет учитель, не навязывая ему схемы обсуждения, а лишь фиксируя его анализ своей собственной деятельности. Поблагодарить учителя за возможность посетить его урок.

Оформление исследования: в работе представляется согласно цели исследования за­ключение о технологии управления учащимися на уроке по его этапам с указанием особен­ностей воздействия учителя на учеников (см. Приложение).

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993, С. 59 - 106.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. Книга 1. М., Владос, 2000, С. 171-182 (Учитель как организатор учебной деятельности школьников).

3. Немов Р.С. Психология образования. Кн. 2, М., Владос, 1995, С. 288 - 308 (гл. 19, 20), С. 455 - 465 (гл. 31. Руководство детскими группами и коллективами).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 5.

Изучение воздействия учителя на учащихся

на уроке.

 

Вре­мя урока в ми­нутах   Содержание этапов урока   Особенности воздействия учителя на учеников  
Организую­щие, обу­чающие, раз­вивающие   Оценивающие   Дисциплини­рующие  
С положи­тельным зна­ком   С отрица­тельным зна­ком  
9.00-9.01   Организационный момент                  
9.01-9.10   Опрос                  
9.10-9.25   Изучение нового ма­териала, решение проблемы                  
9.25-9.35   Выполнение само­стоятельной работы                  
9.35-9.45   Закрепление                  

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 (6 часов)

ТЕМА: Учебная деятельность и мотивы учения.

ЦЕЛЬ: Определить индивидуальные различия и особенности сформированности учеб­ной деятельности и мотивов учения школьников с высоким и низким уровнем успеваемости.

 

Подготовка исследования: прочитать рекомендуемую литературу, предложенную в списке к лабораторной работе, заготовить инструментарий для исследования - карту-схему сформированное™ учебной деятельности, тесты (Русалова В.М. на определение типа темпе­рамента, Спилберга на определение тревожности, Розенцвейга на определение агрессивно­сти, САН и СПСК Немова Р.С. на определение уровня отношений), схему протокола иссле­дования.

Проведение исследования: группа студентов (5-7 чел.) на первом этапе проводит со­вместно исследование в ученическом коллективе (выбор свободный) на определение уровня отношений школьников по методике СПСК Немова Р.С. и обрабатывает результаты, предва­рительно распределив между собой обязанности для успешного исхода дела. На втором эта­пе триады студентов (один - протоколист, один - экспериментатор, один - его ассистент) проводят обследование двух школьников: одного с высоким уровнем успеваемости (школь­ная успеваемость по всем предметам составляет 4-5 баллов) и одного с низким (школьная успеваемость по всем предметам составляет 3 балла и ниже). Результаты обследования фик­сируются и обрабатываются. На третьем этапе исследовательская триада студентов анализи­рует успеваемость обследуемых школьников по классному журналу, посещает урок, на кото­ром отслеживает поведение обследуемых школьников по схеме Бланка № 4 (А.К. Маркова) согласно этапам урока (см. Приложение к лабораторной работе № 6). На четвертом этапе анализирует особенности сформированности учебной деятельности и мотивов учения у об­следуемых школьников по схеме Таблицы № 2 из Книги 2 "Психология образования", Про­свещение, 1995 (Немов Р.С.), С. 246 - 247.

Оформление исследования: в работе представляются: 1) результаты обследования двух школьников и класса, в котором они учатся на уровень отношений по методике СПСК Немо­ва Р.С.; 2) письменное заключение об уровне сформированности учебной деятельности и мо­тивов учения, обследуемых двух школьников; 3) рекомендации по оптимизации их учебной деятельности и мотивов учения у обследуемых двух школьников с разным уровнем успевае­мости.

 

ЛИТЕРАТУР

 

1. Немов Р.С. Теория учебной деятельности. /Психология образования. Книга 2. М.: Просвещение, 1995, С. 240 - 247 (карта-схема).

2. Немов Р.С. Психодиагностика. Книга 3. М., 2000, С. 321 - 328 (тест В.М. Русалова), С. 353 - 357 (тест Спилберга), С. 357 - 371 (тест Розенцвейга), С. 389 - 407 (тест СПСК), С. 454 - 455 (тест САН).

3. Маркова А.К. Обученность и обучаемость школьников. /Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, С. 59 - 69 (Бланк № 4).

4. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения. /Психология в работе учителя. В 2-х книгах. М.: Владос, 2000, Кн. 2, С. 38 - 52.

5. Маркова А.К. и др. Примерная программа психологического изучения учителем мо­тивации учения школьников. /Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990, С. 11-54.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: