Тема «Личностно-деятельностный подход к организации




Образовательного процесса»

Задачи-результаты:

· Актуализация знаний о сущности и психологической структуре деятельности;

· Понимание образовательного процесса как личностно-ориентированной педагогической системы;

· Уяснение особенности личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу с позиции учителя и обучающегося (учащегося, студента);

· Систематизация представлений о гуманистической образовательной парадигме на основе ее сравнения с традиционной.

Подготовительный этап

1. По лекциям и учебным пособиям по психологии и педагогике повторите сущность понятия «деятельность». Воспроизведите в тетради модель психологической структуры деятельности. Будьте готовы дать определение каждому элементу деятельности.

2. Вспомните основные этапы логики развертывания образовательного процесса во времени. Запишите названия и краткую характеристику этих этапов в тетрадь.

3. Вспомните сущность понятий «парадигма», «образовательная парадигма», «традиционная образовательная парадигма», «гуманистическая образовательная парадигма». Запишите определения в тетрадь.

Литература для подготовки к занятию

· Конспекты лекций и пособия к курсам «Введение в педагогическую деятельность», «Психология человека», «Теоретическая педагогика».

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Выполнение работы

1. В чем проявляется личностно-деятельностный подход к образовательному процессу с позиции учителя и обучающегося (учащегося, студента) на каждом из его этапов. Заполните таблицу:

Этапы логики развертывания образовательного процесса Личностно-деятельностный подход с позиции:
учителя, педагога обучающегося
     
     
     
     

2. На основе представленных признаков традиционной образовательной парадигмы охарактеризуйте гуманистическую, личностно-ориентированную парадигму образования. Заполните таблицу:

Проявления традиционной образовательной парадигмы Проявления гуманистической образовательной парадигмы
Учение как усвоение обучающимися знаний и умений  
Учение как достижение конкретного результата  
Опора на передачу информации обучающимся  
Опора на возрастную предопределенность учебной деятельности обучающегося  
Опора на плановый характер организации учебной деятельности  
Опора на требования программы  
Жесткая регламентация учебной деятельности  
Опора на предполагаемый общий уровень развития обучающихся  
Лидирующая роль учителя(преподавателя) и репродуктивная деятельность обучающегося  
Преобладание внимания учителя(преподавателя) к развитию интеллектуальной сферы обучающегося  
Система внешнего оценивания и жесткого контроля  
Сравнение учителем (преподавателем) обучающихся друг с другом  
Преобладание в учебном процессе речи учителя (преподавателя)  
Фиксация учителем (преподавателем) внимания на ошибках, неудачах, недостатках обучающихся  
Ориентация учителя (преподавателя) на работу со средним учеником (студентом)  
Тишина, порядок, дисциплина как показатель эффективности занятия  
Адаптация обучающихся к функционированию в обществе  
Формирование у обучающихся качеств хороших исполнителей  
Что еще (допишите)  
     
     

 

3. Учитывая специфику занятий по технологии в школе, напишите, в чем, по Вашему мнению, может проявляться гуманистическая парадигма в профессиональной деятельности учителя технологии:

 

4. Перечислите причины, которые, по Вашему мнению, мешают внедрению идей гуманистической образовательной парадигмы в практику работы сегодняшней школы, ВУЗа:


Лабораторная работа № 3

Тема «Психология субъектов образовательного процесса»

Задачи-результаты:

· Актуализация знаний о субъекте деятельности и о психолого-педагогическом представлении субъектных характеристик человека в деятельности;

· Систематизация представлений об обучающемся как субъекте образовательного процесса;

· Систематизация представлений о педагоге как субъекте образовательного процесса;

· Формирование представлений о родителях как субъектах образовательного процесса.

 

Подготовительный этап

1. Пользуясь лекциями и учебными пособиями по курсу «Психология человека» вспомните и запишите в тетрадь определение категории «субъект деятельности». Перечислите основные проявления человека как субъекта деятельности.

2. Пользуясь лекциями и учебными пособиями по курсу «Психология развития» вспомните особенности учебной деятельности обучающихся на разных возрастных этапах (младший школьник, подросток, ранняя юность, юность).

 

Литература для подготовки к занятию

· Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского –.М.,1985.

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.

· Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов н/Д.1993.

· Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.1980.

· Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.1993.

· Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.1994.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Выполнение работы

1. Заполните таблицу «Специфические особенности субъектов образовательного процесса»:

Характеристика субъекта Субъекты образовательного процесса
     
Объекты субъекта        
Совокупный субъект        
Цели и мотивы субъекта        
Предмет деятельности субъекта      
Система отношений субъекта      

 

2. Какие причины (объективные и субъективные), по Вашему мнению, не позволяют в полной мере проявить субъектную позицию в образовательном процессе:

· Обучающемуся –

· Педагогу –

· Родителям -

 

3. Заполните таблицу «Обучающийся как субъект учебной деятельности»:

 

Этапы обучения Особенности мотивации Особенности учебной деятельности Особенности отношений со сверстниками и педагогами
Начальная школа          
Основная школа          
Старшая школа            
ВУЗ        

 

4. Перечислите возможные субъектные проявления родителей в образовательном процессе:

 

5. Сформулируйте Ваши предложения по активизации субъектной позиции родителей в образовательном процессе:

 

6. Перечислите основные субъектные проявления учителя технологии в образовательном процессе.


Лабораторная работа № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: