Образовательного процесса»
Задачи-результаты:
· Актуализация знаний о сущности и психологической структуре деятельности;
· Понимание образовательного процесса как личностно-ориентированной педагогической системы;
· Уяснение особенности личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу с позиции учителя и обучающегося (учащегося, студента);
· Систематизация представлений о гуманистической образовательной парадигме на основе ее сравнения с традиционной.
Подготовительный этап
1. По лекциям и учебным пособиям по психологии и педагогике повторите сущность понятия «деятельность». Воспроизведите в тетради модель психологической структуры деятельности. Будьте готовы дать определение каждому элементу деятельности.
2. Вспомните основные этапы логики развертывания образовательного процесса во времени. Запишите названия и краткую характеристику этих этапов в тетрадь.
3. Вспомните сущность понятий «парадигма», «образовательная парадигма», «традиционная образовательная парадигма», «гуманистическая образовательная парадигма». Запишите определения в тетрадь.
Литература для подготовки к занятию
· Конспекты лекций и пособия к курсам «Введение в педагогическую деятельность», «Психология человека», «Теоретическая педагогика».
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.
· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.
· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.
Выполнение работы
1. В чем проявляется личностно-деятельностный подход к образовательному процессу с позиции учителя и обучающегося (учащегося, студента) на каждом из его этапов. Заполните таблицу:
|
Этапы логики развертывания образовательного процесса | Личностно-деятельностный подход с позиции: | |
учителя, педагога | обучающегося | |
2. На основе представленных признаков традиционной образовательной парадигмы охарактеризуйте гуманистическую, личностно-ориентированную парадигму образования. Заполните таблицу:
Проявления традиционной образовательной парадигмы | Проявления гуманистической образовательной парадигмы |
Учение как усвоение обучающимися знаний и умений | |
Учение как достижение конкретного результата | |
Опора на передачу информации обучающимся | |
Опора на возрастную предопределенность учебной деятельности обучающегося | |
Опора на плановый характер организации учебной деятельности | |
Опора на требования программы | |
Жесткая регламентация учебной деятельности | |
Опора на предполагаемый общий уровень развития обучающихся | |
Лидирующая роль учителя(преподавателя) и репродуктивная деятельность обучающегося | |
Преобладание внимания учителя(преподавателя) к развитию интеллектуальной сферы обучающегося | |
Система внешнего оценивания и жесткого контроля | |
Сравнение учителем (преподавателем) обучающихся друг с другом | |
Преобладание в учебном процессе речи учителя (преподавателя) | |
Фиксация учителем (преподавателем) внимания на ошибках, неудачах, недостатках обучающихся | |
Ориентация учителя (преподавателя) на работу со средним учеником (студентом) | |
Тишина, порядок, дисциплина как показатель эффективности занятия | |
Адаптация обучающихся к функционированию в обществе | |
Формирование у обучающихся качеств хороших исполнителей | |
Что еще (допишите) | |
|
3. Учитывая специфику занятий по технологии в школе, напишите, в чем, по Вашему мнению, может проявляться гуманистическая парадигма в профессиональной деятельности учителя технологии:
4. Перечислите причины, которые, по Вашему мнению, мешают внедрению идей гуманистической образовательной парадигмы в практику работы сегодняшней школы, ВУЗа:
Лабораторная работа № 3
Тема «Психология субъектов образовательного процесса»
Задачи-результаты:
· Актуализация знаний о субъекте деятельности и о психолого-педагогическом представлении субъектных характеристик человека в деятельности;
· Систематизация представлений об обучающемся как субъекте образовательного процесса;
· Систематизация представлений о педагоге как субъекте образовательного процесса;
· Формирование представлений о родителях как субъектах образовательного процесса.
Подготовительный этап
1. Пользуясь лекциями и учебными пособиями по курсу «Психология человека» вспомните и запишите в тетрадь определение категории «субъект деятельности». Перечислите основные проявления человека как субъекта деятельности.
2. Пользуясь лекциями и учебными пособиями по курсу «Психология развития» вспомните особенности учебной деятельности обучающихся на разных возрастных этапах (младший школьник, подросток, ранняя юность, юность).
|
Литература для подготовки к занятию
· Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского –.М.,1985.
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.
· Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов н/Д.1993.
· Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.1980.
· Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.1993.
· Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.1994.
· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.
· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.
Выполнение работы
1. Заполните таблицу «Специфические особенности субъектов образовательного процесса»:
Характеристика субъекта | Субъекты образовательного процесса | ||
Объекты субъекта | |||
Совокупный субъект | |||
Цели и мотивы субъекта | |||
Предмет деятельности субъекта | |||
Система отношений субъекта |
2. Какие причины (объективные и субъективные), по Вашему мнению, не позволяют в полной мере проявить субъектную позицию в образовательном процессе:
· Обучающемуся –
· Педагогу –
· Родителям -
3. Заполните таблицу «Обучающийся как субъект учебной деятельности»:
Этапы обучения | Особенности мотивации | Особенности учебной деятельности | Особенности отношений со сверстниками и педагогами |
Начальная школа | |||
Основная школа | |||
Старшая школа | |||
ВУЗ |
4. Перечислите возможные субъектные проявления родителей в образовательном процессе:
5. Сформулируйте Ваши предложения по активизации субъектной позиции родителей в образовательном процессе:
6. Перечислите основные субъектные проявления учителя технологии в образовательном процессе.
Лабораторная работа № 4