В часы самостоятельной работы студент выполняет задания подготовительного этапа лабораторной работы. В начале занятия после проверки его выполнения, он допускается к выполнению практической части работы. Во время занятия студент пользуется необходимой литературой, консультируется с преподавателем и самостоятельно выполняет практическую часть работы. Далее работа проверяется преподавателем, в ходе собеседования со студентом уточняются отдельные вопросы, работа зачитывается или нет (отдается студенту на доработку). В случае выполнения подготовительного этапа заранее и его предоставления преподавателю, студенту разрешается выполнение практической части в часы самостоятельной работы.
Работы выполняются в общей тетради по дисциплине «Психология». Возможно выполнение работ в электронном виде. В этом случае для проверки файл с работой высылается преподавателям по электронной почте. Выполненные и зачтенные работы должны быть распечатаны и представлены преподавателю в папке-скоросшивателе в конце семестра.
Все лабораторные работы выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Последняя лабораторная работа должна быть представлена студентом на проверку не позднее последнего занятия.
Студенты, имеющие не зачтенные лабораторные работы, к экзамену не допускаются.
В программе экзамена по курсу представлены вопросы по содержанию всех предусмотренных лабораторных работ.
При выполнении работ рекомендуем активно пользоваться Интернет-ресурсами, представленными на сайте «Твои Вершины» по адресу: https://akmeo.rus.net
Лабораторная работа № 1
Тема «Предмет и методы педагогической психологии»
Задачи-результаты:
|
· Актуализация и систематизация знаний об объекте и предмете изучения различных отраслей (направлений) психологической науки;
· Понимание специфики предмета педагогической психологии как отрасли психологической науки;
· Систематизация знаний о методах психологических исследований и специфике методов, используемых для изучения образовательного процесса.
Подготовительный этап
1. Пользуясь учебными пособиями и конспектами лекций по курсам «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология»:
· уточните понятия «объект исследования» и «предмет исследования» психологической науки;
· повторите изученные подходы к классификации и конкретные методы исследований в психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.);
2. По учебным пособиям и конспектам лекций курса «Теоретическая педагогика» повторите сущность понятия «образовательный процесс» как педагогическая система. Выпишите основные компоненты этой системы.
3. Выпишите в тетрадь определения понятий «психический процесс», «психическое состояние», «психологическое свойство». Будьте готовы привести конкретные примеры.
Литература для подготовки к занятию
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.2001.
· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.
· Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.1985.
· Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М.1999.
· Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Психология. – М.1998.
· Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.1999.
|
· Словари, энциклопедии, Интернет–ресурсы.
Выполнение работы
1. Заполните таблицу:
Отрасль психологической науки | Объект исследования | Предмет исследования |
Общая психология | ||
Возрастная психология (психология развития) | ||
Социальная психология | ||
Педагогическая психология |
· В чем состоит специфика предмета исследования педагогической психологии? Ответ запишите в тетрадь.
2. Заполните таблицу классификации методов исследования в психологии:
Основание классификации | Группы методов | Конкретные методы |
Уровень научного познания | Методы теоретического исследования | |
Методы экспериментального исследования | ||
Действие с объектом | Методы изучения объектов | |
Методы обработки полученных данных | ||
Методы презентации полученных данных | ||
Цель и продолжительность исследования | Получить данные об актуальном состоянии объекта, процесса, явления | |
Проследить динамику изменения состояния объекта, процесса, явления | ||
Особенности объекта изучения | Сам человек (люди), их психические процессы, состояния, психологические черты, деятельность | |
Продукты деятельности человека (людей) | ||
Характеристики, оценки, показатели человеческой деятельности и поведения, ее организации, управления |
· В исследованиях по педагогической психологии используются следующие научные методы: (допишите). Ответ обоснуйте.
3. Внесите в таблицу известные вам психические процессы (ПП), свойства (ПС) и состояния (С) субъектов образовательного процесса, наиболее значимые для эффективноcти осуществления каждого из его компонентов:
|
Компоненты образовательного процесса | ||
ПП: ПС: С: | ПП: ПС: С: | |
ПП: ПС: С: | ПП: ПС: С: | |
ПП: ПС: С: | ПП: ПС: С: |
Лабораторная работа № 2