Задачи-результаты:
· Систематизация знаний о механизмах взаимодействия в образовательном процессе;
· Систематизация знаний о формах, методах и приемах учебно-педагогического взаимодействия;
· Формирование представлений об эффективности взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Подготовительный этап
1. Из словарей и психолого-педагогической литературы выпишите определения понятий «взаимодействие», «общение», «совместная деятельность», «сотрудничество», «субъект-субъектное взаимодействие», «учебно-педагогическое сотрудничество».
Литература для подготовки к занятию
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.2001.
· Краткий психологический словарь-хрестоматия /Сост. Б.М. Петров, научн.ред. проф.К.К. Платонов. – М., 1974.
· Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.,1985.
· Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.,1998.
· Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. – Л., 1989.
· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.
· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.
Выполнение работы
1. По каким внешним и внутренним показателям педагог может судить об эффективности взаимодействия с субъектами образовательного процесса? Заполните таблицу:
Субъекты образовательного процесса | Внешние показатели | Внутренние показатели |
Отдельный обучающийся | ||
Коллектив обучающихся | ||
Отдельный родитель | ||
Родительская общественность | ||
Коллега-педагог | ||
Педагогический коллектив | ||
Администрация школы |
2. В чем специфика учебно-педагогического сотрудничества учителя технологии с учащимися? Заполните таблицу:
|
Учебно-педагогическое сотрудничество | Формы | Методы | Приемы |
На уроке технологии | |||
Во внеклассной работе по технологии | |||
В воспитательной работе с учащимися |
3. Выполните тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер).
Инструкция:
Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое их них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей
2. Я бы, пожалуй, мог «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более
глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В кампании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду
себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь
быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Ключ: 1 балл начисляется за ответ «Н» на пункты 1,5,7 и за ответ «В» на все
остальные.
Результаты:
0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше
|
поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости
от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении.
Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей
прямолинейности.
4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не
сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем
поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите
в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете
и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на
окружающих людей.
Люди с высоким коммуникативным контролем, постоянно следят за собой,
хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций.
Вместе с тем у них затруднена способность самовыражения, они не любят
непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем
более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало
подверженное изменениям в различных ситуациях.
Проанализировав свои результаты, сделайте вывод о том, что надо менять в себе, чтобы взаимодействие через общение с другими было более эффективным.
4. Вспомните одного из своих учителей в старших классах школы. Попробуйте оценить его учебно-педагогическое взаимодействие с Вами.
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим взаимоотношениям с учителем на уроках, то напишите «Да», если оно не верно - «Нет».
1. Учитель умел точно предсказать успехи своих учеников.
|
2. Мне трудно было ладить с учителем.
3. Учитель был справедлив.
4. Учитель умело готовил нас к контрольным и экзаменам.
5. Учителю явно не хватало чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя было для меня законом.
7. Учитель тщательно планировал работу с нами.
8. Я вполне был доволен учителем.
9. Учитель был недостаточно требовательным ко мне.
10. Учитель всегда мог дать разумный совет.
11. Я полностью доверял учителю.
12. Оценка учителя была очень важна для меня.
13. Учитель в основном работал по шаблону.
14. Работать с учителем - было просто удовольствие.
15. Учитель мало уделял мне внимания.
16. Учитель не учитывал моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствовал мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивал мое мнение.
19. У меня не было сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применял учитель.
20. Я не делился с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывал меня за малейшие проступки.
22. Учитель хорошо знал мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел быть похожим на учителя.
24. У нас с учителем были чисто деловые отношения.
Обработка: Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент учебно-педагогического взаимодействия включает вопросы «Да» - 1,4,7,10,19,22; «Нет» - 13,16. (уровень компетентности учителя как специалиста).
Эмоциональный компонент: «Да» - 8,11,14,23; «Нет» - 2,5, 17, 20.(степень симпатии к учителю).
Поведенческий компонент: «Да» - 3,6,12,18: «Нет» - 9,15,21.24.(как реально складывалось взаимодействие учителя и ученика).
Сделайте общий вывод об уровне учебно-педагогического взаимодействия анализируемого Вами учителя. Что бы Вы ему посоветовали сегодня?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9