Эволюция философских идей просветителей




Содержание

Введение

. Эволюция философских идей просветителей

. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве

. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства

Заключение

Библиография

Примечание

 


Введение

В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.

Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе внимание потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и ориентирами, идейно в середине XX в. были захвачены перспективами научно-технического прогресса, и многие идеи философии в истории XVIII в. получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX в.

Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.

Территориальные рамки - территория Франции эпохи Просвещения.в. характеризуется созреванием не только политического, но и духовно-нравственного сознания буржуазного общества. В данной работе освещаются вопросы воплощения идей Просвещения в культуре Франции XVIII в.

Актуальность темы исследования заключается в том, что эпоха Просвещения представляет собой яркий пример осознания особой значимости роли культуры в обществе. Связь культуры с реальной жизнью выражается, с одной стороны, в отражении реальных жизненных проблем и общественных потребностей, а с другой стороны, в огромной преобразующей силе культуры. Именно культура, считали они, воздействуя на личность, способно совершенствовать ее в целях добродетели.

Источниковедческая база данной работы представлена трудами мыслителей эпохи Просвещения. Это сочинения Вольтера «Философские письма», Д. Дидро «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», Ж.-Ж.. Руссо «Об общественном договоре», Ш. Л. Монтескье «О духе законов»,1.

Существует ряд исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных искусству эпохи Просвещения. В отечественной историографии значительный интерес вызывают работы Гачева Д.И. «Эстетические взгляды Дидро», Момджяна Х.Н. «Французское просвещение XVIII века. Очерки», Овсянникова М.Ф. «История эстетической мысли» Золотова Ю.К. «Французский портрет XVIII век», Кузнецовой И.А. «Французская живопись XVI-XVIII вв.» и др.2

В отечественной и зарубежной историографии очень мало присутствует работ, показывающих взаимосвязь идей Просвещения и культуры. Очень ценным в таком плане, является монографическое исследование А.К. Якимовича «Шарден и французское Просвещение»3.

В целом в современной историографии нет системного анализа данной проблемы, она мало изучена и научно разработана. Внимание уделяется лишь некоторым аспектам мироощущения эпохи Просвещения, эстетических принципов и творческих приёмов теоретической мысли и изобразительного искусства этого периода.

Цель курсовой работы является анализ особенностей культуры Просвещения во Франции.

Задачи:

- изучить эволюцию философских идей просветителей;

рассмотреть воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве;

проанализировать влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, примечание и библиографию.


Эволюция философских идей просветителей

 

Восемнадцатый век в Европе - завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идёт борьба за освобождение от религиозно- феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, появляется периодическая печать. Эти глубокие изменения в социально- политической и духовной жизни Европы обусловили основные особенности культуры XVIII в., а историческая эпоха получила эпитеты: «век разума», «эпоха Просвещения». XVIII столетие выдвинуло новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству. Главным предметом человеческого внимания становится природа. Он изучает ее законы, а также закономерности развития общества, государства. Таким образом, меняется сам человек и отношение к нему. Одной из главных ценностей, характерной чертой эпохи является гуманизм. Человек со своими интересами потребностями ставится во главу угла просветительской концепции.

Главную свою задачу Просвещение видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Идея равенства перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, резвившейся в западно-европейской мысли ещё в Средние века. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.4

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обременённого нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным законам».

В культуре Франции складываются два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения и доминирует в первые десятилетия века. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости в 40-е годы, отстаивая смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазной оппозиции абсолютизму, линия буржуазного просветительства. Оно достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов, а также в творчестве художников, разделявших их принципы.

Духовный кризис начала века нашел своеобразное разрешение в эпоху регентства герцога Орлеанского, когда прежняя атмосфера ханжества и педантизма, характерная для Версальского двора, сменяется таким высвобождением чувств и страстей, что выливается зачастую в оргии, разгулы, пренебрежение приличиями. Отношение к миру становится все более условным и маскарадным. Разрешение духовного кризиса в эпоху рококо было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались всё те же опустошенность и безразличие, паралич воли к преобразованию страны. Но эта культура имела свои положительные стороны: она освобождала искусство от предрассудков, стереотипов, ориентировала его не на абстрактные идеалы, а на вкусы современников.

На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л. Монтескье (1689-1755 гг.) и Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694-

гг.). Термин «Просвещение» впервые был использован Вольтером. Постановкой Вольтеровской трагедии «Эдип» и выходом в свет «Персидских писем» Монтескье можно датировать начало французского Просвещения.5 Вольтер и Монтескье развенчали богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции, достигшего апогея в 40-е годы XVIII в. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748 г.) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721 г.) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.6 Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.7Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения «Орлеанская девственница» (1735 г.), «Фанатизм», или «Пророк Магомет» (1742 г.); философские повести «Кандид», или «Оптимизм» (1759 г.), «Простодушный» (1767 г.); трагедии «Брут» (1731 г.), «Танкред» (1761 г.); «Философские письма» (1733 г.).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713-1784 гг.) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», 1751-1780 гг. стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником - Д.Аламбер. Статьи же для этой «Энциклопедии» соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в «Энциклопедии» стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию «Энциклопедии». Работа над «Энциклопедией» с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII в. так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России).8

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре», или «Принципы политического права» (1762 г.) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

В «век разума» возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье о «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства.

Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих, и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей. Энциклопедисты смело соединяли науку, философию и мистические прозрения в единое целое.

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе - от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма. Тем самым подготовило почву для появления социалистических идей. Освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам9. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д’ Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения - «имей мужество пользоваться собственным умом».Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления -это конкретные формы ее существования. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, то есть к убеждению, что и в жизни человека все уже предопределено объективными законами, и судьба наша от нас не зависит.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, то есть развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVIII в. (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в сознании, в знаниях реальных явлений действительности.

Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется, прежде всего, сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом - это правление просвещенного монарха.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира - вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII в.;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Философские идеи Французского Просвещения сформировали современную систему ценностей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: