Влияние Просвещения на развитие театрального искусства




Одним из ведущих искусств стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи. Драматическое начало в жизни вызвало небывалый расцвет драматургии XVII-XVIII века (Корнель, Расин, Мольер, Лессинг). Да и в XIX веке театр, в значительной мере останется «властителем дум» и законодателем художественного вкуса. Театр формировал новую общественность, превращаясь в источник просвещения и социальных инноваций. Новое место театра, его роль в художественной, да и в целом в социальной жизни, привели к соответствующим изменениям во всех областях художественного творчества.

Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. Возникали драматические формы сонат и симфоний, превосходно разработанные в частности Бахом и Моцартом, а затем Бетховеном. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.

В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях - от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф.М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро). Роман выступил универсальным средством общения, обеспечивающим приобщение читателей к культурным нормам и идеалам, содействующим развитию рефлексивных способностей и ценностному восприятию действительности.

Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.

Основным содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Особенно показательным в этом отношении был жанр «слезной комедии», создатели которого П. К. Нивель де Лашоссе и Ф.Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и английской мещанской драмы, пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами и буржуазией. Недостатки мещанской драмы и «слёзной комедии» были преодолены в комедиях П. О. Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), в которых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики.

Героические и гражданственные устремления просветительской драматургии с наибольшей силой раскрылись в период французской буржуазной революции конца XVIII в. Трагедии М. Ж. Шенье, проникнутые антифеодальным пафосом («Карл IX»,1789, «Генрих VIII», 1791, «Жан Калас», 1791, «Кай Гракх», 1792), были образцами драматургии революционного классицизма.

Во Франции философ-просветитель Вольтер, обращаясь в своей драматургии к животрепещущим общественным вопросам и обличая деспотизм, продолжал развивать жанр трагедии.

Одновременно на французской сцене поддерживалась комедийно-сатирическая традиция. Так, Лесаж (1668-1747) в комедии «Тюркаре» критиковал не только разлагавшееся дворянство, но и ростовщическую буржуазию. Он стремился создать комедии для массового народного театра.

Другой просветитель и драматург - Дени Дидро (1713-1784) защищал правду и естественность на сцене. Кроме ряда пьес («Побочный сын», «Отец семейства» и др.), Дидро написал трактат «Парадокс об актере», где развил теорию актерского искусства21.

В просветительской, бунтарской, революционной литературе Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из главных мест по силе влияния на массы.

В комедии «Севильский цирюльник» Бомарше вывел впервые образ находчивого плебея Фигаро, простого слуги, неутомимого обличителя феодальных порядков. Во второй его комедии - «Женитьба Фигаро» в конфликте с дворянином ловкий Фигаро выходит победителем. Никогда еще с французской сцены не раздавались такие дерзкие речи о существовавшем общественном режиме.

В центре обеих комедий - деятельный, остроумный человек из народа, борьба которого за своё личное и гражданское достоинство была ярким проявлением критического отношения масс к социальному произволу, моральной распущенности дворянского общества в канун революции. Комедии Бомарше обладали огромной силой сатирического обличения, ярким оптимизмом, революционным темпераментом.

Большие изменения наблюдались в то время и в игре лучших французских актеров: Мишеля Барона (1653-1729) и его последовательницы АдриенныЛекуврер (1692-1730). Они стремились преодолеть декламационный стиль классицизма и приблизиться к естественной манере речи даже в классицистической трагедии.

В постановке просветительских трагедий Вольтера выдвинулись актеры нового типа, способные выражать гражданский пафос героических и обличительных тем.

Большое место в развитии театра эпохи Просвещения во Франции занимали ярмарочные и бульварные театры. Жанром ярмарочного театра стали пантомимы, фарсы, моралите, фастахтшпили, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров. Они широко использовали пародию и сатиру. Демократический характер этого искусства вызывал нападки на него привилегированных театров.

В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины 18 в. возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).

Однако именно ярмарочные и бульварные сцены подготовили ряд новых жанров, которые затем способствовали развитию театра в эпоху Великой французской революции 1789 -1793 гг.

франция просвещение культура искусство


Заключение

В заключении необходимо отметить, что Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.

В философии Франции эпохи Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира; развиваются деистические представления о мире, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII в.; формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры XVIII в., тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма.

В эпоху Просвещения во Франции широкое распространение получает жанровая живопись. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека

Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения». Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

С начала века скульптура часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Но с середины XVIII в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.

Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным зодчеством. Архитектура рококо, прежде всего, ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать, и наслаждаться их творениями.

Новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. В середине XVIII в. господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.

Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 


Библиография

Источники

Вольтер. Избранные произведения. М.1947.

Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951.

Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961.

Руссо Ж.-Ж. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. М.- Л. 1959.

Обобщающие, учебные издания:

Борзова Е.П. История мировой культуры. С.-П., 2001.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIII веков. М., 1963.

Всемирная история: в 24-х томах. Т. 15. Эпоха Просвещения. М., 1997.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств М., 1990.

История искусств зарубежных стран 17-XVIII веков // под ред. В. И. Раздальской. М.,1988.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986.

Культурология //под. ред. А. А Радугина. М.,1997.

Кертман Л.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

НарскийИ.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.

Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. M., 1978.

Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. Л., 1971.

Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.,2001.

Исследования

Акимова А. А. Дидро. М., 1963.

Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.

Библер B.C. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

олотов Ю.К. Французский портрет XVIII век. М., 1965.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIIIвека. М.,1965.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М,1992.

Калан М.С. Философия культуры. С.-П.,1996.

Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967.

Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983.

Малая история искусств. Искусство XVIII века// Катор A.M. и др. М., 1977.

Новосельская И.Н. Западно-европейское искусство XVIII века. Сборник статей. Л., 1987.

Скир А.Я. Предмет искусства в эстетики Д. Дидро. Минск, 1979.

Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII- 20 вв. М.,1978.

 


 

Примечания

1. Вольтер. Избранные произведения. М.1947; Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951; Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961.

2. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961; Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983; Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. M., 1978.

. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М,1992; 3олотов Ю. К. Французский портрет XVIII век. М., 1965.

. Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981.

5. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977. С.146-147.

. Там же. С. 151.

. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. М.,1965. С. 96-98.

. Вольтер. Избранные произведения. М.1947. С.112.

. Волгин В.П. Указ.соч. С. 173.

. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986. С 214.

. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIIIвеков. М., 1963. С. 302.

. Там же. С. 312.

. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М,1992. С. 67-68.

. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIIIвеков. М., 1963. С. 319.

. Борзова Е.П. История мировой культуры. С.-П., 2001. С. 87.

. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999. С.214.

. Борзова Е.П. Указ.соч. С. 111.

. Там же. С. 121-122.

. Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967. С. 56 - 57.

. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963. С. 319. С. 324.

. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961. С. 61.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: