Анализ рентабельности продукции




БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

«Анализ рентабельности ОАО “Мозырский НПЗ”»

МИНСК, 2008


Анализ рентабельности продукции

 

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства.

Расчет показателей рентабельности реализованной продукции ОАО «Мозырский НПЗ» проведем в аналитической табл. 1.

 

Таблица 1

Динамика показателей рентабельности реализованной продукции на ОАО «Мозырский НПЗ» за 2006-2008 гг.

Наименование показателя 2006 г. 2007 г. Отклонение 2006 г. к 2007 г. (+,-) 2008 г. Отклонение 2008 г. к 2007 г. (+,-)
1. Выручка от реализации продукции, млн. р.   411156,6   786101,0   374944,4   1345581,8   559480,8
2. Выручка от реализации продукции без НДС, акцизов и др. отчислений, млн.р.     357101,9     677888,0     320786,1     1158385,6     480497,6
3. Себестоимость реализованной продукции, млн. р. 252906,4 585188,8 332282,4 964673,6 379484,8
4. Прибыль от реализации продукции, млн.р.   104195,5   92699,2   -11496,3   193712,0   101012,8
5. Чистая прибыль, млн.р. 85866,4 66392,0 -19474,4 145632,0 79240,0
6. Рентабельность реализованной продукции
6.1. (Прибыль от реализации к себестоимости реализованной продукции)×100; (стр.4:стр.3)×100, %   41,19   15,84   -25,35   20,08   4,24
6.2. (Прибыль: выручка без НДС)×100; (стр.4:стр.2)×100, %   29,18   13,67   -15,51   16,72   3,05
6.3. (Прибыль: выручка без вычета налогов)×100; (стр.4: стр.1)×100, %     25,34     11,79     -13,55     14,40     2,60
6.4. (Чистая прибыль: выручка без НДС)×100; (стр.5:стр.2)×100, % 24,04 9,79 -14,25 12,57     2,78
6.5. (Чистая прибыль: себе-стоимость реализованной продукции)×100; (стр.5:стр.3)×100, %   33,95   11,35   -22,60   15,10   3,75

В данной таблице приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости и прибыли к объему реализации.

Сравнение показателей рентабельности, как отношение прибыли к реализации без вычитаемых из нее налогов, и прибыли к реализации за вычетом налогов показывает, что превышение первого показателя над вторым по 2007 г. составило 1,88 пункта (13,67-11,79), за 2008 г. – 2,32 пункта (16,72-14,40), а за 2006 г. – 3,63 пункта (17,97-14,34). Из расчетов следует, что при определении рентабельности реализованной продукции как отношение прибыли к себестоимости прибыльность (рентабельность) завышается.

Рентабельность реализованной продукции в 2008 г. возросла на 4,24 пункта и показывает, что на каждый рубль выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2008 г. оставалось 20,08 % прибыли от деятельности, затраты на производство и сбыт реализованной продукции составили 79,92 % (100-20,08), а затраты и прибыль в 2007 г. 84,16 % (100-15,84) и 15,84 % соответственно.

В 2008 г. на один рубль реализованной продукции приходилось на 4,88 коп. больше прибыли от реализации продукции, чем в 2007 г. Это говорит об эффективности не только хозяйственной деятельности ОАО «Мозырский НПЗ», но и процессов ценообразования.

Анализируя изменение показателя рентабельности реализованной продукции за три года мы видим, что наивысший результат приходится на 2008 г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем формирующим знаменатель (темп роста себестоимости).

Рентабельность реализованной продукции в 2008 г. составила 20,86 %, что на 4,39 % ниже показателя бизнес-плана, а по бизнес-плану доведено на 2008 г. 25,25 %.

На рентабельность реализованной продукции в 2008 г. оказали влияние ряд факторов.

Положительное влияние на повышение эффективности деятельности (рентабельности) ОАО «Мозырский НПЗ» оказали следующие факторы:

- нормализация ситуации на мировом рынке, связанная с ростом цен на нефть и нефтепродукты;

- рост объема переработанного заводом сырья способствовал снижению затрат на тонну переработки за счет условно-постоянных расходов;

-начиная со второго квартала 2008 г. произошло увеличение цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке.

Негативно на повышение рентабельности повлияли следующие факторы:

- введение вывозных таможенных пошлин на вакуумный газойль;

- отгрузка сельскохозяйственным потребителям согласно приказу концерна «Белнефтехим» дизельного топлива и автобензина А-76 по фиксированным ценам с отсрочкой платежа 60 дней;

- введение платы за оказание услуг по подготовке протокола и оформлению иных документов по обращению углеводородного сырья, поставляемого в Республику Беларусь, с отнесением затрат на себестоимость произведенной продукции;

- изменение порядка начисления таможенных пошлин и сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих зачету при взимании вывозных таможенных пошлин;

- увеличение ставок вывозных таможенных пошлин постановлением Совета Министров № 1194;

- увеличение налоговой нагрузки на предприятие;

- несбалансированность мощностей по первичной переработке нефти и вторичных процессов при объемах переработки сырья более 6000,0 тыс.т приводит к снижению эффективности деятельности предприятия. Уменьшается выход светлых нефтепродуктов;

- опережающий рост индекса цен на товары производственно-технического назначения по сравнению с ростом курса у. е.;

- в результате изменения ситуации на мировом рынке нефти, периодически возникающее несоответствие между ценами на закупаемую нефть и реализуемые на экспорт нефтепродукты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: