Диагностика по итогам изучения курса «Экономика для малышей».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол. часов | Педагогические средства |
Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука» | Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение | ||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа) | |||
Раздел 1. Потребности (4 часа) | |||
Тема 1.1. Что такое по- требности? | Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение | ||
Тема 1.2. Что необходимо человеку? | Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение | ||
Тема 1.3. Потребности семьи | Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения | ||
Тема 1.4. Что мне нужно? | Беседа, изобразительная деятельность, упражнения | ||
Раздел 2. Труд (5 часов) | |||
Тема 1.5. Как Лисенок лень преодолел прпреодолел | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение | ||
Тема 1.6. Как Лисенок решил дом построить | Чтение художественной литературы,демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения | ||
Тема 1.7. Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение | ||
Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий | Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение | ||
Тема 1.9. Всякому делу учиться надо | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков | ||
Раздел 3. Товар (5 часов) | |||
Тема 1.10. Как Лисенок узнал, что такое товар | Беседа, дидактическая игра, упражнение | ||
Тема 1.11. Что такое стоимость товара? | Беседа, дидактическая игра, упражнение | ||
Тема 1.12. Обмен и покупка товаров | Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач | ||
Тема 1.13. Что такое цена? | Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение |
Тема 1.14. Ярмарка | Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра | ||
Раздел 4. Деньги (4 часа) | |||
Тема 1.15. Что такое деньги? | Рассказ, беседа, просмотр мультфильма | ||
Тема 1.16. Деньги. Мо- нета. Банкнота. | Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятель- ность | ||
Тема 1.17. Дом, где живут деньги | Заочная экскурсия, просмотр мультфильма | ||
Тема 1.18. Как правильно тратить деньги? | Беседа, упражнения, просмотр мультфильма | ||
Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов) | |||
Тема 1.19. «Доверили Маше вести бюджет семьи…» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуа- ции, чтение художественной литературы, проблем- ный диалог, решение арифметических задач, дидакти- ческая игра «Доход–расход» | ||
Тема 1.20. Как прихо- дят деньги в семью Маши или азбука доходов | Психологическая разминка, моделирование, проблем- ный диалог, решение арифметических задач, состав- ление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет» | ||
Тема 1.21. Маша с мамой идут в магазин | Чтение художественной литературы, беседа по содер- жанию, загадки, составление рассказов | ||
Тема 1.22. Семейные доходы и расходы | Моделирование, объяснение, проблемный диалог, за- гадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономиче- ского словаря | ||
Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на новую игрушку» | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы | ||
Диагностика по ито- гам изучения базо- вого модуля «Финан- совая азбука» | Беседа, упражнения, работа с карточками, демонстра- ция компьютерных слайдов, загадки, игры, составле- ние рассказа | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД» (15 часов) | |||
Тема 2.1. Шкатулка с желаниями | Беседа, сюжетная игра, игра с правилами | ||
Тема 2.2. Как Лисенок узнал, откуда берутся товары в магазине | Чтение художественной литературы, беседа, изобра- зительная деятельность | ||
Тема 2.3. В гостях у Лисенка | Чтение художественной литературы, беседа, дидакти- ческая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность |
Тема 2.4. «Мир профессий транспорта» | Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации | ||
Тема 2.5. Как Лисенок спасателям помогал | Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра | ||
Тема 2.6. «Повар – вкусная профессия» | Беседа, рассказ-визуализация, отгадывание загадок, экскурсия, игровая деятельность | ||
Тема 2.7. «Профессии модного мира» | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, моделирование | ||
Тема 2.8. «Профессии важнее на свете не бы- вает» | Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра | ||
Тема 2.9. «От купца до продавца» | Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность | ||
Тема 2.10. «Программист – великий волшебник» | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, игра-пазл | ||
Тема 2.11. Сила печатного слова | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность | ||
Тема 2.12. На страже закона | Просмотр мультфильма, чтение художественной литературы, беседа, игра, отгадывание загадок | ||
Тема 2.13. Приобрел вещь – умей с ней обращаться | Рассказ-визуализация, беседа-размышление, детская мастерская, подвижная игра | ||
Тема 2.14. Профессий много в мире есть | Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок | ||
Тема 2.15. В мире профессий | Закрепление знаний посредством составления обобщающих рассказов, дидактическая игра | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ» (15 часов) | |||
Тема 3.1. Как Лисенок узнал, откуда появились деньги | Рассказ, беседа, дидактическая игра | ||
Тема 3.2. Как Лисенок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра | ||
Тема 3.3. Для чего родители ходят на работу | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность | ||
Тема 3.4. Жители кошелька | Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами | ||
Тема 3.5. Как поступать с деньгами? | Беседа, дидактическое упражнение, подвижная игра |
Тема 3.6. Путешествие денег в разные страны | Подвижная игра, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность | ||
Тема 3.7. Как Лисенок узнал, что магазины бывают разные | Рассказ, дидактическая игра | ||
Тема 3.8. Как правильно делать покупки | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра | ||
Тема 3.9. Как Лисенок в магазин ходил | Рассказ, дидактическая игра | ||
Тема 3.10. Как пра- вильно выбирать то- вары в магазине | Рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра | ||
Тема 3.11. Лисенок идет в банк | Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра | ||
Тема 3.12. Централь- ный банк | Театрализованная игра, рассказ, дидактическая игра, беседа | ||
Тема 3.13. Профессии работников банка | Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактиче- ская игра, подвижная игра | ||
Тема 3.14. Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД | Сказка с элементами театрализации, ее обсуждение, обучающая наглядная демонстрация | ||
Тема 3.15. Ежик берет деньги в банке | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» (15 часов) | |||
Тема 4.1. Семейный бюджет | Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра | ||
Тема 4.2. Бюджет моей семьи | Сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятель- ность | ||
Тема 4.3. Семейные расходы | Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность | ||
Тема 4.4. Как распределить бюджет семьи | Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра | ||
Тема 4.5. Как стать экономным | Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра | ||
Тема 4.6. Сбережения | Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка | ||
Тема 4.7. Копилка | Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посред- ством практических действий, выставка | ||
Тема 4.8. Покупка велосипеда | Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рас- сказа | ||
Тема 4.9. Кошелек | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, сюрпризный момент, показ, объяснение, упражнение, чтение художественной литературы, дидактическая игра | ||
Тема 4.10. Идем в ма- газин | Сюжетно-ролевая игра |
Тема 4.11. Путеше- ствие по Финансовой азбуке | Экономическая игра – КВН | ||
Тема 4.12. Тетушка Сова | Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра | ||
Тема 4.13. Карманные деньги | Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог | ||
Тема 4.14. Занимательная экономика от Лисенка | Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра | ||
Тема 4.15. Экономиче- ская игра «Что? Где? Когда?» | Игра-викторина | ||
Диагностика по ито- гам изучения образо- вательного курса | Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания | ||
Итого |
ЛИТЕРАТУРА
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2014.
2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: за- нимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактиче- ские игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Ша- това. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 2017.
10. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2011.
12. Шатова, А. Д. Тропинка в экономику. – М.: «Вента-Граф», 2015.
13. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2016.
Интернет-ресурсы
1 www.cbr.ru – официальный сайт Банка России
2 fincult.info – сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
3 минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования и науки российской Федерации.
4 вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- колонки;
- доступ к сети Internet.
Технические средства